Уральский филиал
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
РИТОРИКА
Учебно-методический комплекс
для студентов очной формы обучения
Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция
Челябинск
Автор:
Голощапова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Рецензенты:
Попова А. А., доктор педагогических наук, профессор ФГБОУВПО «ЧГПУ»
Усанова О. Г., кандидат педагогических наук ФГБОУВПО «ЧГАКиИ».
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.
Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 30 августа 2012 г.).
|
|
Утверждён учебно-методическим советом Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от 06 сентября 2012 г.).
© Российская академия правосудия,
Уральский филиал, 2012 г.
© Голощапова Татьяна Геннадьевна, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Объём дисциплины и виды учебной работы | |
Тематический план на базе среднего (полного) общего образования | |
Программа дисциплины | |
Планы лекционных занятий | |
Планы семинарских (практических) занятий | |
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя | |
Примерные контрольные задания | |
Тематика рефератов | |
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля | |
Литература | |
Вопросы для подготовки к зачёту | |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Русский язык является символом и атрибутом русской нации, имеет юридический статус государственного языка Российской Федерации, закрепленный в Конституции. Хорошее знание его, правильное и грамотное использование в процессе как письменной, так и устной юридической коммуникации средств языка, умение логически верно, рационально, убедительно строить свою речь крайне необходимы для специалистов правовой сферы, работа которых связана с постоянным общением с людьми, разными по социальному положению, морально-нравственным принципам, национальным принадлежностям.
|
|
Учебная дисциплина «Риторика» как вариативная (профильная) часть входит согласно требованиям нового федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция в гуманитарный, социальный и экономический учебный цикл. Названный курс имеет строго профессиональную юридическую ориентацию и непосредственно связан с предусмотренными госстандартом такими базовыми (обязательными) курсами, как «Теория государства и права», «Административное право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Уголовный процесс» и др., поскольку направлен на совершение и углубление знаний, умений и навыков юридического (прежде всего - официально-делового, научного и публицистического) дискурса, а равно речевого поведения будущего специалиста в области правоведения.
Современная риторика представляет собой органичный сплав классической риторики, разработанной ещё в античности, и неориторики, занимающейся поиском практического применения новых научных направлений в разнообразных ситуациях речевого общения. Востребованность данной науки на современном этапе развития общества объясняется уникальностью её как особой общегуманитарной дисциплины, представляющей собой целую философию речевого общения и поведения.
Основная цель курса – формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессиональной коммуникации на русском языке в сфере правоохранительной и правоприменительной деятельности, в том числе - судебного красноречия.
Основными задачами дисциплины являются следующие:
– повышение уровня общей культуры устной речи, в том числе речевого поведения как части общенациональной культуры будущих специалистов в сфере правоприменительной и правоохранительной деятельности;– ознакомление студентов с системой знаний по истории и теории риторики, в том числе и судебного красноречия, с основами отечественной культуры мысли и слова;
– обучение студентов способам убеждения собеседника и взаимодействия с аудиторией в деловом и процессуальном межличностном общении;
– формирование у студентов умений и навыков подготовки, написания и произнесения публичной, в том числе судебной речи в соответствии с литературными и коммуникативными нормами современного русского языка и речи;
– выработка навыков у будущих правоведов свободного владения речью в различных ситуациях межличностного общения;
– обучение основам правильного построения устной монологической, диалогической, а также полилогической речи.
Процесс изучения дисциплины «Риторика» направлен на формирование следующих компетенций:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано, доходчиво, точно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).