Введение. Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Уральский филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

РИТОРИКА

Учебно-методический комплекс

для студентов очной формы обучения

Направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

Челябинск

Автор:

Голощапова Татьяна Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Рецензенты:

Попова А. А., доктор педагогических наук, профессор ФГБОУВПО «ЧГПУ»

Усанова О. Г., кандидат педагогических наук ФГБОУВПО «ЧГАКиИ».

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция.

Одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 1 от 30 августа 2012 г.).

Утверждён учебно-методическим советом Уральского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 01 от 06 сентября 2012 г.).

© Российская академия правосудия,

Уральский филиал, 2012 г.

© Голощапова Татьяна Геннадьевна, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Объём дисциплины и виды учебной работы  
Тематический план на базе среднего (полного) общего образования  
Программа дисциплины  
Планы лекционных занятий  
Планы семинарских (практических) занятий  
Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя  
Примерные контрольные задания  
Тематика рефератов  
Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля  
Литература  
Вопросы для подготовки к зачёту  
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

Русский язык является символом и атрибутом русской нации, имеет юридический статус государственного языка Российской Федерации, закрепленный в Конституции. Хорошее знание его, правильное и грамотное использование в процессе как письменной, так и устной юридической коммуникации средств языка, умение логически верно, рационально, убедительно строить свою речь крайне необходимы для специалистов правовой сферы, работа которых связана с постоянным общением с людьми, разными по социальному положению, морально-нравственным принципам, национальным принадлежностям.

Учебная дисциплина «Риторика» как вариативная (профильная) часть входит согласно требованиям нового федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция в гуманитарный, социальный и экономический учебный цикл. Названный курс имеет строго профессиональную юридическую ориентацию и непосредственно связан с предусмотренными госстандартом такими базовыми (обязательными) курсами, как «Теория государства и права», «Административное право», «Гражданский процесс», «Арбитражный процесс», «Уголовный процесс» и др., поскольку направлен на совершение и углубление знаний, умений и навыков юридического (прежде всего - официально-делового, научного и публицистического) дискурса, а равно речевого поведения будущего специалиста в области правоведения.

Современная риторика представляет собой органичный сплав классической риторики, разработанной ещё в античности, и неориторики, занимающейся поиском практического применения новых научных направлений в разнообразных ситуациях речевого общения. Востребованность данной науки на современном этапе развития общества объясняется уникальностью её как особой общегуманитарной дисциплины, представляющей собой целую философию речевого общения и поведения.

Основная цель курса – формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессиональной коммуникации на русском языке в сфере правоохранительной и правоприменительной деятельности, в том числе - судебного красноречия.

Основными задачами дисциплины являются следующие:

– повышение уровня общей культуры устной речи, в том числе речевого поведения как части общенациональной культуры будущих специалистов в сфере правоприменительной и правоохранительной деятельности;– ознакомление студентов с системой знаний по истории и теории риторики, в том числе и судебного красноречия, с основами отечественной культуры мысли и слова;

– обучение студентов способам убеждения собеседника и взаимодействия с аудиторией в деловом и процессуальном межличностном общении;

– формирование у студентов умений и навыков подготовки, написания и произнесения публичной, в том числе судебной речи в соответствии с литературными и коммуникативными нормами современного русского языка и речи;

– выработка навыков у будущих правоведов свободного владения речью в различных ситуациях межличностного общения;

– обучение основам правильного построения устной монологической, диалогической, а также полилогической речи.

Процесс изучения дисциплины «Риторика» направлен на формирование следующих компетенций:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано, доходчиво, точно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: