Правление Гириндравардханы

Тронное ими «издателя» надписей 1486 г., этого последнего известного по яванской эпиграфике маджапахнтского правителя, само по себе говорит о реанимации на определенный срок политической и эконо­мической власти моиархов, считавший себя потомками Царя Горы (Гириндры), то есть Шивы, и с начала века неизменно прибавлявших к своему имени компонент «вардхана» («приносящий удачу», «приумножающий»). Монарх этот звался Гириндравардхана. Время его коронации неизвестно, но следует предполагать, что это произошло незадолго до названной даты. Ей предшествовали как раз те события, которые снизаны с упомянутой в надписи «войной против Маджапахита», а вернее, войной за Маджапахит или за его возвращение в руки династии. Иными словами, если и удалось Демаку нанести столь сокрушительное поражение Маджахалиту, о котором довольно смутно говорят позднейшие источники, то вскоре новому стороннику или иредстапнтелю старой династии удалось восстановить положение, вернув власть той династчиеской линии, которая существовала до бхра Кертабхуми. Гириндравардхана считается либо сыном или внуком, либо племянником предыдущего короля и законным сточки зрения сложившихся традиций наследником власти.

Из источников, восходящие к XV в., практически ничего не извест­но о событиях в государстве Гириндравардханы, О положении королевства накануне появления европейских колонизаторов можно судить лишь по косвенным наблюдениям и по деталям внешнеполитической обстановки.

Несмотря на традиционную приверженность маджапахитской монархии сннкретизованной индуистско-буддийской официальной идеологии короля-бога, мало что осталось от реальной власти обожествлен­ного монарха над людскими и природными ресурсами государства. Ста­ло распадаться традиционное единство сакральной и светской власти, крупные культовые центры общеяванского характера размещались уже в изолированных горных районах. Наступил кризис индуизированной духовной культуры, а традиции автохтонных австронезийских верова­ний не способствовали сохранению идеологических позиций Маджапахнта, хотя и проявлялись в официальной культуре более ярко, чем ког­да бы то ни было.

Судя по надписям, в начальный период правления Гириндравардханы на землях Джанггалы и Кедири были другие сильные правители, носители титулов махараджи и бхра и имени «Гириндравардхана». Ра­нее такого явного параллелизма в знаках власти не наблюдалось. Из летописи «Бабад Танах Джави» узнаем, что при Гириндравардхане возросла роль придворного патиха, его наследственная власть. Исклю­чительным влиянием при дворе пользовался некий патих Удара, сын патиха Пу Вахана. Португальский автор Томе Пиреш в 1512—1515 гг. писал о нем как о «вице-короле» и главнокомандующем, котрый не уступал по размеру своей власти монарху.

Таким образом, вряд ли прнходиться сомневаться в том, что фактической дезинтеграции маджапахитского объединения на Восточной Яве сопутствовала и потеря власти короля, который был вынужден делнть ее не только с крупными нечиновными феодалами, но н с наиболее крупными сановниками (которые теперь, впрочем, породнившись с монархом, могли иметь сравнимые с ним владельческие права). В этой ситуации отношения в среде высшего класса привели в своей эволюции к такому положению короля, которое в известной степени было похожим на раннефеодальный статус «первого среди равных». Завершался виток исторического развития яванской государственности.

Ряд историков сходится в мнении о том, что правление Гириндравардханы в Маджапахите было долгим — около 40 лет, одчако вполне убедительных доказательсти этому нет. Внешне, судя по надписям, двор соблюдал при Гириндравардхане традиционные ритуалы и декорум, свойственный на протяжении веков яванской монархии. Но это были последние 40 лет существования государства, во всяком случае период, за пределами которого у исследователей лет сомнения о гибели Маджапахита.

Надо признать, что в оценке временной полосы от 1486 до 1527 г. существуют различные, примерно равновероятные версии. Так, считается: что в первом четверти XVI в. высшую власть захватили главные патихи, которые боролись между собой; что до своего конца Маджапахит находился в положении униженного вассала Демака, ставленником которого и был Гириндравардхана; что Маджапахит перешел в руки правителя Демака уже в 1521 г. и т. д. Как бы то ни было, а по китайской летописи «Мин Ши» посольство из Маджадахита прибыло в последний раз в 1498 г. Есть данные, по которым отряды Демака вторгались в Маджапахит в 1517 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: