В нашей стране профессия финансового менеджера пока еще не является столь популярной, к тому же далеко не каждое предприятие имеет возможность принять на работу профессиональных управленцев, обладающих хорошими финансовыми знаниями. В этих условиях бухгалтер становится главным консультантом руководителя, обладая надежными документационными сведениями о всех финансово-хозяйственных операциях, а сама бухгалтерия становится информационной опорой управления, от деятельности которой зависят финансовые результаты работы предприятия.
Таким образом, на бухгалтера возлагаются не только традиционные обязанности по составлению отчетности, но и функции консультанта, менеджера, аналитика.
В подобной ситуации незаменимую помощь окажут аппаратно-программные средства, которые на основе документальной бухгалтерской информации, выполнят анализ финансового состояния предприятия и представят его результаты в удобной и наглядной форме.
В таких системах, как правило, могут использоваться как предложенные разработчиками методики анализа, так и собственные методические положения, в которых воплощены опыт и знания специалистов в этой области. Современный рынок программных средств финансового анализа и финансового менеджмента довольно обширный, поэтому выбор нужной программы представляет самостоятельную задачу. Она должна удовлетворять следующим требованиям:
|
|
– в максимальной степени отражать специфику данного предприятия;
– иметь товарную форму, качественное оформление упаковки и документации, удобство инсталляции;
– соответствовать технико-эксплуатационным параметрам используемых ПЭВМ;
– иметь открытую архитектуру и возможность описания сценария анализа и формат представления результатов;
– стоить не слишком дорого для предприятия;
– быть простой в освоении, содержать несколько примеров с данными о результатах хозяйственной деятельности условных предприятий.
В ПЭВМ вводятся, как правило, следующие данные отчетности условного предприятия за год[3].
– балансовый отчет (форма № 1);
– отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
– дополнения к форме № 2;
– сведения об акциях.
Информация представлена за каждый квартал рассматриваемого периода.
Кроме отчетных и дополнительных данных для анализа необходимо ввести справочную информацию о курсах валют, налоговых ставках, индикаторах (хранение в динамике валютной и рублевой ставок ЦБ, индексов инфляции) и т.п.
На основании этих данных программа автоматически подготовит «Аналитическое финансовое заключение», включая анализ эффективности деятельности предприятия по показателям рентабельности и оборачиваемости, платежеспособности и ликвидности, степени финансовой устойчивости и классе кредитоспособности предприятия. Каждый аналитический показатель представляется по периодам и в графической форме – в виде диаграмм в форме столбцов, в количественном выражении, а также комментируется текстом. Анализу также могут быть подвергнуты параметры предприятия, его контрагенты, потенциальные кредиторы, заемщики, конкуренты и т.п. Ведь любая бухгалтерская программа позволяет производить импорт и экспорт данных ввиду представления отчетности предприятий и банков в электронном виде.
|
|
Некоторые программы, в частности «ИНЭК – АФСП», обладают возможностью прогнозирования показателей, представленных в аналитических таблицах, а также реализуют функции консолидации исходных данных о деятельности группы предприятий, сравнения предприятий по нескольким критериям, изменение настройки системы по состоянию входа, выхода и процессов обработки, ею реализуемых. Результаты компьютерного анализа финансовой деятельности представлены в приложении №
Полностью совершенных аналитических программ на сегодня не существует. В одних из них отсутствуют возможности учета влияния внешней среды, в других – отсутствуют пользовательские средства настройки на новые методики анализа.
Предприятия динамично развиваются, поэтому процесс совершенствования программ бесконечен, появляются новые версии, с более высокими потребительскими качествами.
Финансовые расчеты в комплексных информационных
системах управления предприятиями
Современные предприятия, представляют собой сложные динамические системы. Они развиваются во времени и включают большое число элементов, реализующие различные производные и управленческие функции. Такие экономические объекты имеют многоуровневую структуру, а также обширные внешние и внутренние информационные связи. В России начинают понимать всю важность и необходимость комплексного подхода к автоматизации информационных процессов на предприятиях и организаций. На собственном опыте многие разработчики осознали, что эффективность автоматизации в первую очередь зависит от того, насколько широко она охватывает комплексы расчетов, проводимых в управлении. Поэтому в последнее время, стала столь популярной идея построения корпоративных информационных систем (КИС) применительно не только к крупным, территориально-распределенным информационным системам, но и к любым предприятиям, вне зависимости от их масштаба и формы собственности. Организация, имея сегодня одну сеть с локальным сервером и десятком компьютеров, завтра может расшириться и представлять из себя саморегулирующую систему, способную гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования, имея в своем активе интеграцию большого числа программных продуктов.
Эффективное управление современным предприятием представляет собой довольно нетривиальную задачу, учитывая многообразие используемых ресурсов и высокую степень изменения внешнего окружения. Основными функциями управления предприятием являются, как известно, планирование, учет, контроль и регулирование, которые осуществляются в многомерном пространстве различных областей деятельности предприятия.
Таким образом, наиболее существенной чертой комплексной информационной системы должно стать расширение контура автоматизации для получения замкнутой, саморегулирующей системы, способной гибко и оперативно перестраивать принципы своего функционирования.
Остановимся на краткой характеристике нескольких современных комплексных систем управления предприятиями, акцентируя внимание на возможностях решения в них финансовых задач.
|
|
Система «Галактика»
«Галактика» изначально проектировалась как интегрированная управленческая система, поддерживающая автоматизацию задач планирования финансовой и хозяйственной деятельности, учета и контроля результатов выполнения планов, анализа итогов хозяйствования. Все элементы цикла управления материальными, финансовыми, людскими ресурсами реализованы в системе комплексно, в едином информационном пространстве, а соответствующая прикладная функциональность апробирована в условиях реальных бизнес-процессов.
Система постоянно развивается: наращивается функциональность, ее архитектура совершенствуется в сторону большей открытости, улучшается эргономика, отслеживаются изменения в законодательстве, предоставляются дополнительные средства информационного обмена с другими программными решениями.
К настоящему времени система прошла апробацию на сотнях предприятий и продолжает интенсивно развиваться. Она автоматизирует все участки бухгалтерского учета, управления складскими процессами, закупками и продажами товаров, финансовый анализ, производство, управление кадрами, межофисный обмен данными, коммерческие операции, анализ. Все задачи решаются на общей информационной базе, что исключает дублированный набор данных в различных службах предприятия.
С точки зрения решаемых задач систему «Галактика» можно условно разделить на несколько функциональных контуров. Каждый контур, в свою очередь, состоит из нескольких модулей. Модульность построения системы допускает как изолированное использование отдельных составляющих, так и их произвольные комбинации в зависимости от потребностей заказчика.
Контур управления персоналом – предназначен для автоматизированного учета кадров и выполнения вычислительных процедур, связанных с оплатой труда персонала предприятий.
Контур управления финансами – обеспечивает решение задач финансового менеджмента, предоставляет набор средств для управления бюджетом, ведения платежного календаря и финансового анализа.
|
|
Контур бухгалтерского учета – функционально полная система ведения бухгалтерского учета на предприятиях любой формы собственности и видов деятельности. Единое информационное пространство системы обеспечивает автоматическое отражение в бухгалтерском контуре всех хозяйственных операций. Механизм типовых хозяйственных операций – универсальное средство для формирования проводок.
Контур логистики – охватывает разнообразные задачи, связанные с организацией и управлением производственной и коммерческой деятельностью предприятия.
Контур управления производством – позволяет автоматизировать техническую подготовку производства, технико-экономическое планирование на предприятиях различных отраслей промышленности, таких как машиностроение и приборостроение; легкая, пищевая, химическая, горнорудная промышленность; черная и цветная металлургия.
Контур специализированных решений – осуществляет учет сырья, переданного для переработки сторонней организации, а также полученной от этой организации готовой продукции; кроме того, включает решение для автотранспортных предприятия, предприятий розничной торговли, организаций, где необходимо вести учет специальной и форменной одежды.
Контур управления взаимоотношениями с клиентами – ориентирован на сотрудников отделов сбыта, технической поддержки, маркетинга, которые непосредственно взаимодействуют с клиентами, ответственны за регистрацию контактов с ними, продаж, сделок и договоров на гарантийное и абонентское обслуживание.
Контур администрирования – набор сервисных средств для квалифицированного пользователя и программиста, обеспечивающих администрирование базы данных, корпоративный обмен данными, обмен документами с внешними информационными системами, а также проектирование пользовательского интерфейса и отчетов.
Современная версия «Галактика» отвечает базовым концепциям КИС: централизация данных в единой базе, близкий к реальному времени режим работы, инвариантность общей модели для предприятий любых отраслей, поддержка территориально-распределенных структур, работа на широком круге аппаратно-программных платформ и СУБД.
Другое перспективное направление развития решений корпорации – разработка Интернет-приложений, которые должны создать единое информационное пространство для предприятия заказчика и его контрагентов, с возможностью автоматизации всех функций материально-технического снабжения и увязки в единой цепочке звеньев внутрикорпоративных бизнес-процессов: бухгалтерии и финансов, учета материальных ценностей, снабжения, сбыта, планирования и анализа. В интегриророванном Интернет-решении каждое рабочее место оказывается подключенным как к внутренней зоне, в которой решаются локальные задачи управления ресурсами, так и к внешней – торговой площадке, через которую осуществляется связь и взаимодействие с партнерами и контрагентами. При этом клиент не будет чувствовать разницы между работой в локальной сети и через Интернет.
Система Scala
Программное обеспечение Scala – это современный инструмент управления различными областями деятельности предприятия, используемый более чем в 100 странах уже в течение многих лет.
Комплексный набор модулей Scala охватывает такие аспекты бизнеса, как финансы, материально-техническое снабжение, управление производством, сервисное обслуживание, ведение проектов и управление персоналом.
Финансовые модули ПО Scala объединяют все функциональные возможности «Главной книги», «Книги продаж» и «Книги закупок» с элементами выбора, такими как «Ведение основных средств», «Консолидация компаний» и «Планирование движения денежных средств».
«Главная книга» – функциональное ядро системы Scala: в ней описывается структура компании или холдинга. Здесь, используя гибкую десятимерную структуру финансового и бухгалтерского учета, можно установить любую схему группировки и кодирования счетов. В дальнейшем эта структура присутствует во всех модулях Scala и полностью соответствует требованиям GAAP. Для уменьшения объема повседневной рутинной деятельности финансовых работников и бухгалтерии «Главная книга» выполняет автоматическое распределение, накопление, делает полный запрос и формирует готовые на подпись отчеты.
Модули «Книга продаж» и «Книга закупок» позволяют управлять движением денежных средств и ликвидных активов, а также вести подробную базу взаимозачетов с дебиторами и кредиторами. Суммы в местной валюте и любой другой по выбору учитываются параллельно, с их дальнейшей переоценкой согласно избранной учетной политике. Для упрощения повторяющихся операций в системе предусмотрена возможность использовать шаблоны работы автоматических платежей, что упрощает процедуру оплаты и выставления счетов.
Система управления предприятием «БЭСТ-ПРО»
Программный комплекс «БЭСТ-ПРО» относится к поколению систем управления предприятий различного профиля и форм собственности. Система помогает полностью контролировать все ресурсы предприятия, оптимизировать издержки, выявлять источники дополнительной прибыли и принимать обоснованные управленческие решения.
Модульная система «БЭСТ-ПРО» позволяет сконфигурировать и настроить систему в соответствии с бизнес-задачами, решаемыми на предприятии.
Система «БЭСТ-ПРО» – это мощный учетно-аналитический аппарат с глубокой проработкой бизнес-процессов, высокой гибкостью, тщательно отшлифованным интерфейсом, устойчивостью и надежностью.
Система «БЭСТ-ПРО» рассчитана на управление производственными предприятиями различного профиля с локальной сетью, объединяющей до 100–1500 компьютеров.
Основные задачи, которые решает система «БЭСТ-ПРО»:
объемно календарное планирование;
управление составом изделия;
планирование потребности в материалах;
планирование потребности в производственных мощностях;
управление цехом;
управление продажами;
управление закупками;
управление финансами;
управление персоналом;
бухгалтерский учет;
налоговый учет;
управленческий анализ.