Снятие с эксплуатации, архивация и прекращение сопровождения версии программного продукта

Продукта

Обучение пользователей применению новой базовой версии программного

Программного продукта

Внедрение для применения и эксплуатации новой базовой версии

Сопровождения программного продукта

Документирование модификаций, отчетов о процессах и результатах

На сопровождение программного продукта

И подтверждение удовлетворения требований договора

Квалификационное тестирование, приемка корректировок

Программного средства

Определение процессов реализации изменений и мониторинга

I

Для корректировки программного средства

Анализ выявленных дефектов и предложений модификаций

Программного средства

Разработка плана этапов и процедур сопровождения

I Определение стратегии сопровождения программного средства

I

Подготовка процессов и спецификаций требований на сопровождение I программного средства I

Этапы и процедуры при сопровождении программных средств

В соответствии с требованиями стандарта ISO 12207 по развитию и модификации программного продукта в жизненном цикле должен быть организован процесс его сопровождения (см. п. 5.5). Работы, обеспечивающие сопровождение ПС, включают:

— подготовку процесса;

— анализ проблем и изменений;

— внесение изменений;

— проверку и приемку при сопровождении;

— перенос;

— снятие с эксплуатации.

Эти разделы и соответствующие процессы детализированы в стандарте ISO 14764 и с рядом комментариев изложены ниже. После активизации процесса следует разработать план сопровождения и соответствующие процедуры, а также выделить конкретные ресурсы для сопровождения. После поставки заказчику программного продукта сопроводитель, в соответствии с договором и предложением о модификации или отчетом о дефекте, должен изменить соответствующие программы и документы. Исходные данные преобразуют или используют в работах по сопровожде-


Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств

нию для получения выходных результатов — модифицированных версий программного продукта. Рекомендуется проводить регулярный контроль с целью проверки корректности выходных результатов конкретных работ по сопровождению.

'

Совместный анализ с заказчиком и утверждение корректировок версии программного продукта

i --------

i —

I

Рис. 15.2

При подготовке процесса сопроводитель должен создать планы и определить процедуры, выполняемые при реализации сопровождения (рис. 15.2). План сопровождения целесообразно создавать параллельно с планом разработки первой, базовой версии ПС. При выполнении данной ра-


15.2. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств

боты сопроводитель также должен определить необходимые организационные интерфейсы и взаимосвязи между специалистами и с другими предприятиями. Исходными данными для работ по подготовке процесса являются: старая (исходная) базовая версия программного продукта; системные документы; предложения о модификациях и отчеты о дефектах. Для обеспечения эффективной реализации процесса сопровождения сопроводителю следует разработать и документально оформить стратегию проведения сопровождения, один из ключевых факторов в применении и развитии ПС. При реализации этой деятельности сопроводитель должен: разработать планы и процедуры сопровождения; установить процедуры рассмотрения предложений о модификации и отчетов о дефектах; применить управление конфигурацией.

Сопроводитель должен разработать, документально оформить и выполнить планы и процедуры для проведения работ и решения задач процесса сопровождения. В плане сопровождения следует описать стратегию сопровождения системы, а в процедурах сопровождения должны быть определены подробности выполнения этапов и процессов сопровождения. Для обеспечения создания эффективных планов и процедур сопровождения сопроводитель должен:

— выполнить оценку сопровождаемой системы;

— гарантировать официальное подтверждение принятия на себя обязанностей сопроводителя программного продукта;

— провести анализ доступных ресурсов для сопровождения;

— оценить и согласовать с заказчиком финансирование и стоимость сопровождения;

— установить требования к процессу передачи программного продукта сопроводителю;

— определить подлежащие реализации процессы сопровождения;

— документально оформить процесс сопровождения в виде планов и процедур, согласованных с заказчиком.

Стратегия сопровождения должна быть ориентирована на людские и материальные ресурсы, необходимые и доступные для обеспечения развития и модификаций программного продукта. Политика сопровождения ПС должна охватывать следующие основные компоненты: концепцию сопровождения; план сопровождения; анализ ресурсов. Процесс разработки изменений включает в себя ряд работ, связанных с планированием сопро-


Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств

вождения ПС. Эти виды деятельности должны быть определены в стратегии сопровождения программного продукта: определена пороговая величина изменения в стоимостном выражении, позволяющая вносить соответствующее изменение в ПС без пересмотра конкретного договора с заказчиком; соглашения по интерфейсам для всего проекта в части постоянных проблем, связанных с неясностью, неточностью, изменчивостью или непроверяемостью требований заказчика и спецификаций.

Целью планирования сопровождения является подготовка плана работ по сопровождению и обеспечение ресурсов, необходимых для проведения этих работ после передачи программного продукта на сопровождение. Планирование начинается после определения концепции сопровождения ПС и завершается разработкой плана сопровождения, используемого в качестве основы при сопровождении. Общий план сопровождения должен определять:

— причины необходимости сопровождения;

— состав исполнителей работ по сопровождению;

— роли и обязанности каждого субъекта, вовлеченного в сопровождение;

— как должны быть выполнены основные процессы и работы;

— какие имеются и необходимы ресурсы для сопровождения;

— методы и средства организации работ по управлению, выпуску продукта и синхронизации работ;

— перечень всех проектных результатов и продуктов, подлежащих поставке заказчику;

— критерии завершения соответствующей деятельности, работ и задач;

— состав отчетных материалов по этапам, затратам и графикам проведения работ;

— периодичность и способы выдачи отчетных материалов;

— состав отчетных материалов по проблемам и устраненным дефектам;

— время начала и длительность сопровождения.
Рекомендуется сопроводителям формализовать конкретный план

сопровождения ПС из представленного общего состава процессов ЖЦ, который уточнить и адаптировать с учетом объема и особенностей проекта, содержащий разделы:


15.2. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств

— описание сопровождаемой системы, в которую входит ПС;

— концепция сопровождения комплекса программ; описание уровня сопровождения системы и ПС; установление длительности процессов сопровождения; адаптация стандартизированных процессов сопровождения;

— организационные работы по сопровождению, роли и обязанности специалистов;

— ресурсы: состав специалистов; инструментальные средства; технические средства; документы и планы;

— процессы — как должна быть выполнена конкретная деятельность;

— определение уровня обучения, необходимого для сопроводителей и для пользователей;

— протоколы и отчеты по сопровождению; контрольные данные,
собранные при работах по сопровождению.

Проектирование архитектуры модификаций определяет функции и компоненты модифицированного программного средства. Основными особенностями данной работы среди процессов ЖЦ ПС, влияющими на сопровождаемость, являются выбор структуры программы, разбиение ее на компоненты (модули) и поток данных, циркулирующий между ними. При модификациях важно использовать знания коллектива специалистов по обработке данных, относящиеся к возможности использования частей существующих программ или библиотек, доказавших высокое функциональное качество. Основными средствами, способствующими обеспечению требований сопровождаемости, являются модульная архитектура в сочетании с нисходящим анализом и соответствующие документы, в которые при необходимости могут быть внесены дополнения.

При проектировании ПС создаются версии каждого компонента программного средства, интерфейсов и баз данных. Составляются точные, подробные описания каждой функции для реализации предложенных изменений. Сопровождаемость программного средства может быть улучшена при учете характеристик качества, регламентированных в стандарте ISO 9126. Сопроводителю следует определить процедуры для: получения, документирования и контроля отчетов о дефектах и предложений о модификациях от пользователей; обеспечения обратной связи с пользователями. Каждая возникающая проблема и дефект должны быть документально оформлены и введены в процесс анализа изменений, для чего следует:


Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств

— разработать схему классификации и присвоения приоритетов для предложенных модификаций и описаний дефектов;

— разработать процедуры проведения целевых анализов изменений;

— определить процедуры представления предложенных модификаций и описаний дефектов оператором;

— определить организацию обратной связи с пользователями при анализе изменений;

— определить, как пользователей будут обслуживать в период реализации сопровождения;

— определить, как будут введены предлагаемые модификации в базу данных учета состояний изменений и используемых ресурсов.

Анализ дефектов и модификаций в стандарте ISO 14764 рекомендуется реализовать в следующем порядке:

— анализируются предложения о модификации и отчеты о дефектах;

— дублируется или проверяется реальность каждого дефекта;

— разрабатываются варианты реализации изменения;

— документально оформляются: предложения о модификации и отчеты о дефектах, результаты их рассмотрения и варианты реализации изменений;

— проводится согласование выбранного варианта реализации изменения с заказчиком.

До внесения изменений в систему и ПС сопроводитель должен: проанализировать возможные изменения с точки зрения их влияния на деятельность предприятия, существующую систему и взаимосвязанные с ней системы; разработать и документально оформить рекомендуемые альтернативные решения по внесению корректировок и согласовать принятое решение по внесению изменений с заказчиком. Сопроводителю необходимо проанализировать отчет о проблеме — дефекте или предложение о модификации по их влиянию на организационные вопросы, существующую систему и интерфейсные связи с другими системами по типу: корректировка, модернизация, профилактика или адаптация к новым условиям или среде; по масштабу: размеру изменения, стоимости, времени на реализацию изменения; по критичности: влиянию на рабочие характеристики и производительность, безопасность или защиту продукта.

Для обеспечения реализации представленного предложения на изменение сопроводитель должен определить:


15.2. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств

— наличие соответствующего персонала, способного реализовать предлагаемое изменение;

— наличие достаточного финансирования для реализации предлагаемого изменения в программе;

— наличие соответствующих ресурсов ЭВМ и степень влияния модификации на реализуемую или уже реализованные версии программного продукта;

— влияет ли отсутствие предполагаемых изменений на требования к системным интерфейсам, ожидаемый срок службы системы, приоритеты;

— влияние изменений на безопасность и защиту системы при эксплуатации;

— единовременные и долгосрочные затраты на корректировку;

— преимущества, получаемые после проведения модификации;

— влияние реализации изменений на графики проведения работ по версии программного продукта;

— необходимые процессы верификации, тестирования и оценки характеристик системы и программного продукта после внесения корректировки.

Для того чтобы подтвердить актуальность представленных отчетов о дефектах, сопроводитель должен продублировать и верифицировать возникшие проблемы — дефекты, выполнив следующие этапы решения данной задачи: разработать стратегию верификации и квалификационного тестирования для проверки устранения конкретной проблемы — дефекта; провести тестирование для проверки наличия проблемы — дефекта; документально оформить результаты квалификационного тестирования. Если конкретная проблема не может быть повторена сопроводителем, он должен проверить правила, политики и документы обеспечения ЖЦ ПС на предприятии. На основе проведенного анализа сопроводитель должен разработать варианты реализации изменения:

— присвоить соответствующий приоритет проблеме (дефекту) или предложению о модификации;

— установить наличие возможностей и средств для решения проблемы;

— оценить масштаб и трудоемкость данной модификации;

— разработать варианты реализации конкретного изменения;


Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств

— определить влияние данных вариантов на функциональную пригодность и технические средства системы;

— выполнить анализы риска для каждого варианта модификации.

Сопроводитель должен реализовать процесс управления конфигурацией для управления изменениями существующей системы или определить организационный интерфейс с данным процессом (см. лекцию 16). Результатами данной работы являются: план и процедуры сопровождения; процедуры решения проблем и устранения дефектов; планы организации обратной связи с пользователями; план передачи модификаций заказчику и пользователям. До внесения изменений в систему и программный продукт в соответствии с договором с заказчиком сопроводитель должен согласовать выбранный вариант корректировки.

Контроль за рассматриваемыми работами следует проводить посредством процесса совместного анализа. В конце работ должен быть проведен анализ риска. На основании выходных результатов анализа может быть пересмотрена предварительная оценка требуемых ресурсов и с привлечением пользователей или заказчика принято решение о целесообразности перехода к работе по внесению изменений в базовую версию программного продукта. Результатами этой работы являются: анализ влияния изменений; рекомендуемый вариант и согласованные изменения; обновленные и исправленные документы.

При внесении изменений в ПС сопроводитель разрабатывает и тестирует конкретные изменения программного продукта. Исходными данными для проведения работы при внесении изменений должны быть: базовая версия программного продукта; согласованные с заказчиком предложения о модификации; согласованные документы на реализацию корректировки; отчет о влиянии корректировки и выходные результаты работы по анализу изменений. Сопроводитель должен выполнить анализ использования процессов разработки комплекса программ при внесении изменений. После согласования корректировки сопроводителю следует провести анализ и определить, какие документы, программные модули и их версии требуют изменения. Результаты такого дополнительного анализа должны быть оформлены в комплекте документов процесса разработки базовой версии программного продукта:

— определены компоненты в существующей системе, подлежащие
изменению;


15.2. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств

— определены компоненты конкретного интерфейса, затрагиваемые данным изменением;

— определены документы, подлежащие обновлению;

— обновлен комплект документов базовой версии программного продукта;

— установлены и документально оформлены критерии проведения квалификационного тестирования и испытаний, оценки их результатов в измененных и неизмененных объектах (программных модулях, компонентах и элементах конфигурации) системы;

— обеспечены полнота и правильность реализации новых и измененных требований, обеспечено, чтобы исходные, неизмененные требования и целостность системы сохранились.

Результаты испытаний корректировок должны быть документально оформлены. Контроль за рассматриваемой работой должен быть проведен посредством процесса совместного анализа. Результатами данной работы являются: обновленные планы, документы и процедуры тестирования; измененные исходные программы; отчеты о квалификационном тестировании; показатели, характеризующие качество внесенных изменений. Обновленные документы должны включать: подробный отчет о проведенном анализе; обновленные требования; обновленные планы, процедуры и отчеты о тестировании; обновленные учебные материалы.

Проверка и приемка модификаций при эксплуатации обеспечивает подтверждение корректности изменений, внесенных в систему, в соответствии с принятыми стандартами и по установленной методологии. Исходными данными для проведения работы по проверке и приемке при сопровождении являются: измененный программный продукт; результаты квалификационного тестирования внесенных изменений. Проверки проводятся для гарантирования правильности изменений и их согласованности с точки зрения выполнения установленных требований заказчика к программному продукту. Сопроводитель должен провести проверки каждого внесенного изменения совместно с заказчиком, утвердившим изменение в целях подтверждения целостности и работоспособности измененной системы:

— отслеживание реализованных предложений о модификации и от
четов о дефектах относительно требований предыдущей базовой версии
проекта и программных кодов;


Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств

— проверку тестируемости текста (кодов) программы;

— проверку соблюдения стандартов на ЖЦ ПС и системы;

— проверку того, что изменены только нужные компоненты программного средства;

— проверку правильности сборки новых компонентов программного продукта;

— контроль обновления документов версии программного продукта;

— проверку полноты проведения тестирования и отчетов о тестировании.

Сопроводитель должен получить согласование и подтверждение того, что внесенное изменение удовлетворяет требованиям заказчика, установленным в договоре: посредством вспомогательного процесса обеспечения качества; проверки выполнения этого процесса; проведения аудита функциональной и физической конфигурации. Результатами данной работы являются: новая базовая версия программного продукта, включающая в себя принятые изменения; отклоненные изменения; отчет о приемке версии; отчеты о проверках и аудитах; отчет о квалификационном тестировании программного продукта.

Большую роль для успешного внедрения новых версий играет психологический аспект. Благоприятные условия внедрения обеспечиваются там, где имеется нормальное взаимодействие заказчика, пользователей и разработчиков во время создания и изменения версий программного продукта. Это способствует достаточно высокой степени отработки документации, инструментальных средств разработчиками и своевременному уяснению функционального назначения компонентов ПС, его особенностей и новых возможностей пользователями. Основная психологическая трудность состоит в том, что большие коллективы специалистов необходимо перевести на новые методы работы. Особенно большие сложности возникают при внедрении версии программного продукта на стадии опытной эксплуатации, когда значителен поток ошибок по разным причинам (неопытность пользователя, некачественная документация, неотработанная система). Дополнительная трудность может быть связана с наличием определенных ограничений, свойственных применению для сопровождения и реализации изменений новой технологии и инструментальных средств, зачастую отличающихся от привычных.


15.2. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств

Сопроводитель должен документально оформить и представить заказчику:

— отчеты о проблемах (дефектах) и предложения о модификациях; результаты их анализа и варианты реализации изменений;

— результаты приемочных испытаний, верификации, аттестации и измерений характеристик качества новой версии программного продукта;

— отчеты об обеспечении характеристик качества программного продукта и результаты их тестирования;

— результаты аудиторских проверок версии программного продукта;

— замечания заказчика и результаты взаимодействия с ним по устранению дефектов версии программного продукта;

— комплект актуальных проектных документов и документов результатов сопровождения;

— оценки корректности реализованной политики, графика и Программы квалификационного тестирования версии программного продукта;

— соотношение оценок необходимых и использованных ресурсов;

— официальные рекомендации с указаниями о целесообразных последующих модификациях и создании новых версий ПС.

Внедрение новой версии программного продукта для массового применения (см. рис. 15.2) осуществляется, как правило, в два этапа; силами разработчиков модификаций в целях обкатки, проверки и выявления ошибок в изменениях на стадии опытной эксплуатации и посредством использования специализированных коллективов сопровождения для тиражирования и распространения. Основные обязанности сопроводителей сводятся к передаче физических носителей с кодами ПС и комплектом эксплуатационной документации, а также к проведению консультаций для выделенной группы специалистов-пользователей. Сопроводители в этом случае получают возможность непосредственно контролировать работу пользователей с системой и документацией, что обеспечивает высокую оперативность отработки замечаний и рекламаций, формирование квалифицированных предложений для изменений, оценку эффективности применения версии программного продукта. Кроме того, разрабатывается учебно-методический план, подготавливаются учебные пособия, необходимые для обучения пользователей на курсах, а также проводится обучение выделенной группы специалистов, ответственных за последующее обучение коллективов пользователей и сопровождение ПС.


Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств

Применение версий программного продукта у пользователей регламентируется установленными правилами и закрепляется соответствующими договорами. Эти договоры определяют порядок поставки, инсталляции, ввода в строй и сопровождения версий ПС, а также порядок обучения пользователей. Наиболее благоприятные условия для успешного внедрения создаются, когда разработка модификаций ПС идет с самого начала проекта по новой технологии. Тем не менее известны примеры подключения новой технологии сопровождения к ПС с определенным унаследованным заделом. Обычно такая ситуация характерна для сложных, эксплуатируемых ПС, подвергающихся серьезной модернизации или развитию, либо когда сроки разработки проекта истекают и предпринимаются попытки повысить эффективность разработки с помощью применения новой прогрессивной технологии сопровождения.

При обучении сопроводителей основное внимание должно уделяться изложению методологических основ и стандартизированных, технологических операций по разработке модификаций программ. Таким образом, обучение специалистов целесообразно вести от технологии и стандартов к инструментальным средствам. Этот подход позволяет наиболее рационально использовать средства автоматизации в процессе разработки изменений ПС различного типа и назначения. Внедрение методологических принципов разработки модификаций программ и технологии сопровождения обеспечивает их унифицированное и эффективное использование разными специалистами, работающими как в пределах одного комплекса программ, так и над разными и независимыми проектами.

Снятие программного средства с эксплуатации и сопровождения должно быть подготовлено анализом, обосновывающим это решение. В анализе следует определить и экономически обосновать: возможность сохранения устаревшей версии комплекса программ, а также необходимость создания и применения новой версии программного продукта. При снятии программного продукта с сопровождения следует определить необходимые для этого действия, а затем разработать и документально оформить этапы работ, обеспечивающие их эффективное выполнение. Должны быть предусмотрены возможности доступа к архивным данным снятого с сопровождения базового программного продукта.

Специалисты, выполняющие снятие программного продукта с сопровождения и эксплуатации, должны разработать план, предупредить пользо-


15.2. Этапы и процедуры при сопровождении программных средств

вателей об этом, провести соответствующее обучение персонала, уведомить всех заинтересованных субъектов о завершении сопровождения и архивировать соответствующие данные. В содержание плана необходимо включить:

— анализ требований к снятию с сопровождения и эксплуатации;

— оценку влияние снятия с сопровождения программного продукта на систему;

— установить программный продукт, заменяющий снимаемый (при его наличии);

— график и Программу снятия программного продукта с сопровождения и эксплуатации;

— определить и документировать все процедуры по снятию с сопровождения и эксплуатации;

— сроки прекращения полной или частичной поддержки сопровождения;

— требования по архивации версии и модификаций программного продукта и соответствующих документов;

— сроки перехода, при необходимости, к новой версии программного продукта;

— требования по доступу к архивным копиям данных проекта программного продукта.

Для плавного перехода к новой базовой версии программного продукта должна быть обеспечена параллельная эксплуатация прежнего и нового программных продуктов. В течение некоторого периода времени следует провести необходимое обучение пользователей новой версии в соответствии с условиями договора. После выполнения запланированного снятия с эксплуатации должно быть послано соответствующее уведомление всем заинтересованным сторонам. Все связанное с прежней версией ПС: документы разработки, журналы регистрации и программы — должно быть помещено в архивы. Данные, использованные или связанные со снятым с эксплуатации программным продуктом, следует сохранять доступными для аудиторской проверки. Целесообразно также сохранять старые версии ПС и некоторые данные, полученные при решении предыдущих задач в качестве тестов; создавать копии старых программных средств и данных, полученных при решении предыдущих задач; хранить соответствующие носители в безопасном месте.


Лекция 15. Сопровождение и мониторинг программных средств


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: