Города выступают лидерами как муниципального, так и регионального и в целом федерального развития. Такую роль играют, прежде всего крупные города, в которых сосредотачивается огромный экономический потенциал.
Покупателями услуг территории могут быть физические и юридические лица, которые:
а) очень важны для населенного пункта (например, градообразующие предприятия);
б) представляют для него интерес (разовые посетители);
в) не представляют интереса (криминальные элементы).
В целом выделяются четыре крупных целевых рынка покупателей:
- приезжие;
- жители и работающие по найму;
- отрасли экономики (промышленность, торговля и т.п.), инвесторы;
- внешние рынки.
Применительно к городу маркетинг осуществляется с учетом особенностей городского образа жизни. Одна из них – высокая (относительно сельских районов) стоимость жизни в городах, особенно – в крупных. Именно этот показатель, наряду с обеспеченностью современными городскими удобствами и благами, выступает одним из ведущих. Стоимость жизни в городах мира особенно важна для оценки перспектив миграции и развития рынка туристических услуг.
В большом массиве информации о городах существует несколько слоев, каждый из которых имеет свою специфику. Наиболее распространенные информационные слои представляют собой первичные данные, обработанные данные, статистические материалы, индикаторы, индексы и рейтинги.
Важнейшими показателями при определении рейтинга являются экономическая база конкретной территории, ее рост и диверсификация. Применяемая при этом единая международная шкала включает следующие позиции:
– экономические условия: демографическая ситуация, структура местного хозяйства, перспективы роста;
– организационная и административная структура: отношения между различными уровнями власти, баланс доходов и расходов, системы управления;
– финансовая гибкость и результаты деятельности: уровень ликвидности, объемы долговых обязательств, размеры забалансовой задолженности.
Важнейшим инструментом позиционирования, оценки маркетинговой привлекательности города выступает городской продукт в расчете на одного человека. Это показатель производительности труда городского населения. По своей сути он аналогичен валовому национальному продукту, показывает общий объем производства в городе и определяется по методике, принятой для системы национальных счетов. Городской продукт может определяться либо по его созданию – аналогично национальному доходу, как сумма всей вновь созданной стоимости (заработная плата + прибыль + налоги + импорт), либо по распределению – аналогично совокупному конечному спросу (потребление + инвестиции + импорт). Первый метод предпочтительнее в силу его большей точности, но второй обеспечивает хороший охват оценками.
Как отмечают специалисты, сейчас потребитель коммунальных благ пользуется ими недифференцированно (качество услуги слабо зависит от ее оплаты), в фиксированном объеме (объем трудно или невозможно изменить, нет эффективных способов индивидуализации уровня потребления), бесконтрольно (услуга может долго поставляться без оплаты при отсутствии неизбежности лишения ее).
Антимаркетинговые подходы пока еще сильны и в отношении производителя к потребителю. Производитель почти не зависим от потребителя, поскольку получает оплату за производство коммунальных услуг без эффективного контроля объема и качества блага, доставленного потребителю, без экономической заинтересованности в снижении производительных затрат.
Для преодоления такого положения дел в правительстве Москвы, в частности, находят поддержку рекомендации в адрес органов управления сосредоточить усилия на предоставлении конечному потребителю возможности индивидуального выбора уровня потребления и организации таких форм оплаты услуг, чтобы она строго соответствовала бы количеству и качеству услуг при неизбежности лишения услуги, если она не оплачивается.
Разработана поэтапная система соответствующих мер, с учетом сложности ее одновременного повсеместного внедрения, – по отраслям, в порядке убывания эффективности их работы. В частности, сначала инвестиции могут пойти в водоснабжение и водосброс, затем в теплоснабжение и уборку мусора.
Рисунок 9.1 – Дифференцированность услуг по способу оплаты
Стратегия развития города – это результат выбора целей и пути развития, русла, в котором должен развиваться данный объект, причем выбора, осуществляемого на основе неких принципов, составляющих базу для принятия управленческих решений. Главная проблема – разработать, принять и реализовать такую стратегию, которая не просто соответствовала бы приоритетам и интересам определенных групп лоббирования, а объективно нацеливалась бы на перспективные цели городского развития с учетом складывающейся и прогнозируемой экономической конъюнктуры.
Таким образом, стратегический план содержит ряд важных компонентов, блоков: аналитический, прогнозный и блок мероприятий по реализации плана. Однако в каждом конкретном случае структура плана может варьировать.
Для наглядного представления взаимодействия рынков жилищного фонда и жилищных услуг воспользуемся четырехквадрантной диаграммой, изображенной на рисунке 9.2. Два правых квадранта (северо-восточный и юго-восточный) представляют рынок использования жилой площади (рынок жилищных услуг), а два левых квадранта (северо-западный и юго-западный) – рынок жилищного фонда. Начнем с северо-восточного квадранта, где определяется текущая величина квартплаты. Этот квадрант имеет две оси: уровень квартплаты (в расчете на единицу площади) и размер жилой площади (в м2). График показывает, как спрос на жилую площадь при данном состоянии экономики зависит от уровня квартплаты. Каждая точка на графике определяет величину спроса на жилую площадь, соответствующую данному уровню квартплаты, отложенному по вертикальной оси. Если спрос на жилье остается неизменным (неэластичным) при любой величине квартплаты, то график представляет собой почти вертикальную линию. Если спрос на жилье достаточно чувствителен к уровню квартплаты (эластичен), то график приближается к горизонтали. При изменениях в экономике график смещается: вверх, если число фирм и семей увеличивается (т.е. при том же уровне квартплаты спрос на жилье растет), и вниз – в ситуации экономического спада.
В ситуации равновесия спрос на жилье D равен предлагаемой жилой площади S. Квартплата R должна быть определена таким образом, чтобы спрос в точности соответствовал предложению. Спрос, в свою очередь, зависит от квартплаты и общего состояния экономики:
D (R, экономика) = S. (9.1)
Рисунок 9.2 – Рынки жилищного фонда и жилищных услуг
Как известно, предложение жилой площади на рынке жилищных услуг обусловлено ситуацией на рынке жилищного фонда. На рисунке 9.2 квартплату определяют, откладывая величину предложения жилой площади по горизонтальной оси, строя перпендикуляр от этой точки к линии спроса и проводя горизонтальную линию от точки их пересечения к вертикальной оси.
Определив таким образом квартплату, мы теперь перейдем на рынок жилищного фонда – в северо-западный квадрант. Этот квадрант представляет первую часть рынка жилищного фонда и имеет две оси: уровня и цен (за единицу площади). Луч, исходящий из центра координат, представляет собой норму капитализации недвижимости, т.е. отношение квартплаты к цене. Это тот текущий доход, который стремятся получить инвесторы, приобретая недвижимость. Как правило, на норму капитализации влияют четыре фактора: ставка процента по долгосрочным займам; ожидаемый рост квартплаты; риск, связанный с получением дохода в форме квартплаты, и установленные правительством налоги на недвижимость. Повышение нормы капитализации приведет к вращению луча по часовой стрелке, а ее понижение – к вращению луча в противоположном направлении. В этом квадранте норма капитализации выступает в качестве внешнего фактора, поскольку она основана на ставках процента и нормах прибыли на более широком рынке капитала (включающем ценные бумаги и краткосрочные вклады). Таким образом, северо-западный квадрант предназначен для того, чтобы на основании величины квартплаты R из северо-восточного квадранта определять цену жилищного фонда Р с помощью нормы капитализации i:
Р = R/i. (9.2)
Это производится следующим образом: от определенного ранее уровня квартплаты на вертикальной оси проводят горизонтальную линию до луча в северо-западном квадранте и из точки их пересечения опускают перпендикуляр на горизонтальную ось, получая цену жилой площади.
Следующий (юго-западный) квадрант представляет ту часть рынка жилищного фонда, в которой определяются масштабы строительства нового жилья. Здесь график f (С) выражает затраты на новое строительство С. Предполагается, что они растут при увеличении объемов строительства, т.е. график смещается на юго-запад. Он пересекает ось цен в точке, соответствующей минимальной цене (в расчете на единицу жилой площади), при которой строительство еще остается выгодным. Если бы при любых масштабах строительства затраты на него почти не изменялись, то указанный график представлял бы собой почти вертикальную линию. Однако «узкие места» (нехватка земли и другие препятствия) делают предложение нового жилья неэластичным, так что график отклоняется в сторону горизонтали.
Определив стоимость единицы жилищного фонда в северо-западном квадранте, проводим вертикальную линию вниз, к графику затрат на новое строительство, а затем – горизонтальную линию к вертикальной оси, получаем объем нового строительства, при котором затраты на него равны ценам приобретаемого жилищного фонда. Более низкий объем строительства принесет дополнительную прибыль, и наоборот, при более высоком объеме строительство станет убыточным. Таким образом, цена жилищного фонда Р равна затратам на строительство, причем оба эти показателя зависят от объема строительства:
P = C = f(C). (9.3)
В последнем, юго-восточном, квадранте годовой объем нового строительства преобразуется в долгосрочный прирост жилищного фонда. Изменение жилищного фонда DS за данный период времени равно объему нового строительства за вычетом потерь жилищного фонда, выраженных нормой амортизации (сноса) d.
DS = С – dS (9.4)
Луч, выходящий из центра координат, отражает то количество жилищного фонда (по горизонтальной оси), для поддержания которого требуется данный годовой объем нового строительства, отложенный по вертикальной оси. Это означает, что при данном объеме жилищного фонда и соответствующем ему объеме строительства общее количество жилищного фонда будет оставаться постоянным с течением времени, так как амортизация будет в точности компенсироваться новым строительством, т.е. DS = 0, а S = C / d. Ежегодный прирост жилищного фонда равен разности между новым строительством и амортизацией. Допустим, норма амортизации составляет 1% в год, следовательно DS = С – 0,01S. При неизменном объеме строительства получим следующий объем жилищного фонда: S = С / 0,01. Это стационарный вариант уравнения 9.4, представленный в юго-восточном квадранте в виде луча, выходящего из начала координат.
Таким образом, сделан полный оборот по диаграмме, состоящей из четырех квадрантов. Если исходный и конечный объемы жилищного фонда равны, то рынки жилищного фонда и жилищных услуг находятся в равновесии. Если же исходный и конечный объемы жилищного фонда отличаются, четыре рассматриваемые нами переменные (квартплата, цена, строительство и жилищный фонд) не находятся в полном равновесии. Если при этом начальное значение превышает конечное, то квартплата, цена жилья и объем его строительства должны повыситься. И наоборот, если исходное значение ниже конечного, то квартплата, цены и объем строительства должны понизиться. Данная четырехквадрантная диаграмма является наглядной иллюстрацией к решению системы уравнений (9.1)–(9.4).