Задачи статистического госбюджета, структура доходов и расходов консолидарного и федерального бюджетов страны

Статистика государственного бюджета является одной из составных частей статистики финансов.

В состав общегосударственных фондов денежных средств в РФ входят:

  1. государственный бюджет;
  2. внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования, фонды развития НИОКР и др.).

Государственный бюджет – это один из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Структура государственного бюджета определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в общественных интересах.

Объект изучения статистики государственного бюджета – это основной общегосударственный фонд, т. е. государственный бюджет, а также финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, учреждениями и населением.

Главная задача статистики государственного бюджета состоит в характеристике его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Помимо главной задачи, выделяют также более конкретные подзадачи:

  1. определение общей величины доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);
  2. анализ структуры доходов государственного бюджета;
  3. анализ структуры расходов государственного бюджета
  4. определение источников финансирования бюджетного дефицита;
  5. расчет размеров государственного внутреннего долга;
  6. характеристика эффективности проведения государством фискальной политики;
  7. анализ влияния фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) Федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) Бюджеты субъектов РФ (на 2007г. 84 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 7 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов);

3) Местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов). При этом бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

* налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы
* налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе отчисления из заработной платы на социальное страхование
* налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.
Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

* потребление в государственном секторе
* государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов
* трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи
* проценты по государственным долгам

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Идеальное исполнение государственного бюджета – это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: