Модель конкуренции групп давления за политическое влияние. Лоббизм. Логроллинг. Модель бюрократии. Поиск политической ренты

Минусом представительной демократии является также возможность принятия решений, выгодных для отдельных групп, преследующих собственные узкие интересы. Эти груп­пы давления стараются максимально использовать имеющиеся ресурсы для принятия нужного им решения: от организации массовых компаний в СМИ, демонстраций и митингов, до пря­мого подкупа.

Предельные выгоды для групп давления намного выше предельных издержек, т.к. вы­годы распределяются м/у членами самой группы, а издерж­ки – м/у членами всего общества. В данном случае имеет место политический обмен: положительные политические ре­шения обмениваются на крупные суммы взносов в избиратель­ную компанию депутатов, разного рода «пожертвования» и др. Лоббизм – влияние групп избирателей с особыми инте­ресами на представителей власти (законодательной или испол­нительной) с целью принятия выгодного для данных групп ре­шения. Одной из причин появления лоббизма является узкая спе­циализация членов законодательных собраний. В депутатской практике нередко применяется так называе­мый логроллинг – практика взаимной поддержки законода­тельных инициатив депутатов путем обмена голосами. Депутат, желающий положительно решить важные для сво­их избирателей вопросы, должен получить поддержку коллег. Для этого он «покупает» их голоса, обещая взамен отдать свой голос при решении интересующих их вопросов. Отметим, что логроллинг может давать положительный эффект, позволяя бо­лее оптимально распределять ресурсы в соответствии с принци­пом Парето. Но возможен и противоположный результат. Проявлением логроллинга является так называемый «бочо­нок с салом» – закон, сопровождаемый пакетом различных предложений. Чтобы обеспечить принятие закона, к нему при­лагаются все новые и новые предложения («сало»), удовлетво­ряющие интересы отдельных групп депутатов. Это продолжа­ется, пока не будет собрано большинство голосов. Такая прак­тика может, в частности, привести к ограничению демократи­ческих свобод в обмен на уступки локальным группам по нало­говым и другим льготам.

Одним из субъектов политич. рынка являются работ­ники государственного аппарата управления (бюрократия), обслуживающие интересы законодательной и исполнительной власти.

Черты бюрократии:

- является необходимым атрибутом гос-ого управления, обеспечивающим его устойчи­вость, преемственность и предоставляющим выгоды от специа­лизации управленческого труда;

- обеспечивает не только интересы законодательных органов власти, но и собственные интересы, направленные на улучшение собственного благосос­тояния, и потому стремится к расширению самого бюрократи­ческого аппарата и увеличению средств на его содержание;

- с разбуханием бюрократического аппарата сни­жаются качество принимаемых решений и скорость их претво­рения в жизнь. Многократное дублирование информации, про­тиворечащие друг другу инструкции и другие нормативные до­кументы – таковы издержки роста бюрократии;

- хотя политики делегируют чиновникам часть своих полномочий, но так же, как и избиратели, и законода­тельная власть, имеют ограниченные возможности для контро­ля деятельности бюрократии.

К особенностям бюрократической деятельности относится эффект «вращающихся дверей». Суть его в том, что служа­щие корпораций переходят на гос-ую службу, кури­руют соответствующую отрасль, а затем возвращаются на преж­нее место работы со значительным повышением в должности. Гос-ый аппарат нужда­ется в специалистах, хорошо знающих особенности конретной отрасли. В свою очередь крупные корпорации более эффектив­но работают, если их управляющие хорошо знают тонкости принятия гос-ых решений и ориентируются в гос-ых актах.

Целью участия в политической деятельности может быть получение дополнительных преимуществ в виде рентных (т.е. превышающих конкурентный уровень) доходов – так называе­мой «политической ренты». Деятельность, направленная на их получение, – это поиск политической ренты. Она достигается в борьбе за получение моно­польных прав, квот и тарифов, ограничение конкуренции на рынке, законодательное установление выгодной для произво­дителя фиксированной цены. Такого рода деятельность связана с дополнительными издержками: на лоббирование, финансиро­вание предвыборных кампаний, взятки, подкуп и т.п.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: