Памятник архитектуры - архитектурный объект (или его остатки, фрагменты) с характерными признаками стиля эпохи, имеющие чрезвычайное национальное, культурное, духовное, художественное значение. Выдающиеся национальные сооружения превосходят значение местных или национальных и имеют международное значение.
Настенная доска, которой в Украине обозначают здания - памятники архитектуры
Остатки византийского храма Св. Софии, г. Трабзун, Турция
Войны, изменения государственных границ, религиозный фанатизм не способствовали сохранению памятников истории и культуры. Разрушительные и антигуманные тенденции в 20 веке приобрели мощи природных бедствий. Необходимость защиты историко-культурного достояния отразилась в межгосударственных и международных соглашениях.
В 1972 году Генеральная конференция ЮНЕСКО обнародовала принятую «Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия».
Классификация
г. Валенсия,
Памятник архитектуры - всегда имеет уникальные качества за наличия особых форм объемов, инженерную конструкцию, обработку строительных материалов, их комбинации или использования, декор ( мозаика, рельеф, фреска, лепка и т.д.).
Статус памятника архитектуры получают сооружения как седой древности ( Акрополь, Теотиуакан, Боробудур ), так и нестарые сооружения ( Нотр-Дам-дю-О или часовня Роншан Ле Корбюзье ) в зависимости от уникальности и влияния на художественную ситуацию.
Памятники архитектуры распределяют на -
местного
национальнаго значение
международного значения
невыявленные, но достойны статуса памятника.
Три первые категории подлежат учету и государственной охране. Невыявленные, но достойны статуса памятника - постоянно пополняют списки (перечни) первых трех категорий.
Статус памятника архитектуры может получить объект, независимо он предварительной функции (сакральной, военно-оборонной или гражданской, жилой, торговой).
Невыявленные, но достойны статуса памятника
Собор Спаса Преображения, Чернигов.
Состояние этих, еще не обнаружены памятники, наиболее угрожающий. В турецкой провинции в бурьяне нашли развалины византийского христианского храма. По турецкой названию соседнего поселка и христианский храм получил название Дере-Агзы, потому что ученые не нашли ни описаний храма, ни его греческого названия. Обмеры руин доказали, что неизвестный храм немалый (длина -39 м, ширину - 21 м, диаметр купола - 8 м, высота храма - 20 м). Сделали папку и поставили на полку.
Но сравнение планов храма Дере-Агзы и Спаса Преображения 11 века в городе Чернигов доказало их удивительное сходство, как и декор из гранчатих полуколонн в два яруса, который имеют -
Неа Мони на острове Хиос,
алтарная часть собора Сан Марко, Венеция
собор Спаса Преображения 11 века, Чернигов.
Почти утрачена памятник Дере-Агзы доказала длительную архитектурную традицию в разных концах христианских земель, ее общих и величие амбиций заказчиков и строителей в Чернигове, желавших иметь известные образцы на собственной родине.
Угрожающее состояние имеют даже известные достопримечательности, если они деревянные. Крайне плохим недостатком для исследователей деревянной архитектуры является отсутствие в старых деревянных сооружений фундаментов и фундаментов. Наличие ленточного типа фундаментов в каменной архитектуре позволяет восстановить план сооружения даже после исчезновения строения в древние времена. Деревянная архитектура без фундаментов исчезает навсегда. Свои ограничения вносила и большая пожароопасность. Деревянные сооружения хорошо горят, что опасно как в военные, так и мирные времена, во времена засух.
Поэтому сохранение древних образцов деревянных построек должно делаться немедленно в скансена или музеях под открытым небом. Древние образцы подлежат обязательному описанию, замалюванню, фотографированию и т.п.. Количество уже существующих музеев деревянного зодчества для их спасения - недостаточная.
Лемковская церковь Св. Михаила, 1777, село Шелестово
Украина, Дрогобыч, церковь Св. Юра.16 века
Ц-ва Св. Троицы. г. Жовква.
Церковь св. Параскевы, с.Александровка, Закарпатская обл.
с. Розлуч, портал костела Св. Франциска Борджиа (Львовская обл. Турковский р-н).
У освобожденных от земли остатков античного города Херсонес в Крыму жители города построили заводик по пережога мраморных и известняковых глыб на известь. Это было дешевле, чем везти известь для будвництва из других мест. Известняковым печам завода мы сейчас «благодаря» монотонном выгладит сооружений Херсонеса, что обеднел по сравнению с античными остатками городов в Африке, Сирии, Греции. Раскопки в Херсонесе годы были источником ограблений и вывоза античных надгробий, капителей средневековых храмов, кошьовних археологических находок. Среди вывезенного в Императорский музей -
античное стекло (Эрмитаж)
античные скульптуры
терракоты
памятники эпиграфики ( Присяга граждан Херсонеса )
золотые изделия
мозаику с пола «Уваровской базилики». И этот перечень не полный.
Годами пережигали античные остатки в Турции, среди которых были и остатки храмов и барельефов Пергам ( Пергамский алтарь ). В середине 19 века инженер Карл Хумана прибыл на строительство железной дороги от турецкого города Пергам к побережью. В городе увидел, как местный люд разбирал мраморные стены и скульптуры алтаряантичного города, перевозя к печи для производства извести. Европейские образованный Хумана приобрел несколько найденных барельефов и переслал их в Управление берлинских музеев. Вместе позаботился, чтобы турецкое правительство запретило переработку мраморных остатков из города на известь. На археологический объект прибыла немецкая экспедиция, которая восемь лет исследовала памятку с правом вывоза художественных находок. Специально построенный Пергамский музей был открыт в 1930году.
В 20 веке
Корецкий замок
Развитие истории, искусствоведения, народоведення значительно расширил круг памятников архитектуры, куда в 20 веке включены
археологические остатки городов ( Пальмира, Персеполь, Мачу-Пикчу, Теотиуакан, античные города Северного Причерноморья, римские города Северной Африки и т.д.)
храмовый комплекс и монастырь ( Олимпия, Бамиан, Афон, Клюни, Мон Сен Мишель, Метеора )
Ренессансные замки Франции в долине реки Луары
образцы промышленной архитектуры (металлургические печи, винодельни, мануфактуры, типографии, порты, верфи)
сельскохозяйственные комплексы
усадьбы или виллы ( Ланте, вилла Джулия, вилла Альдобрандини, Дворец Мезон-Лафит, усадьбы Подгорцы и Вишенки в Украине)
центры исторических городов ( Пекин, Хива, Самарканд, Венеция, Сиена, Флоренция )
площади или отдельные улицы (площадь Конкорд, Париж, площадь См. в городе Пиза, Дворцовая площадь, Петербург )
уникальные образцы градостроительства (планировка Чернигова с незастроенным берегом, село Палеха, трехлучевая планировка города Версаль, планы городовКарлсруэ, Петербург, Жовква )
неразделимы ансамбли архитектурных сооружений и исторических, природных ландшафтов.
Памятником архитектуры признают также
наземные сооружения
подземные объекты (катакомбы в Риме, пещерный город Деринкуйю)
подводные (затопленные части Александрии, Пирею, Херсонеса, Ольвии)
Мечеть, г. Турфан, Китай
Западные ворота Хивы - Ата-Дарваза.
Арабский замок Альхаферия, г. Сарагоса, Испания
Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд, 19 в.
Будда в Камакура, префектура Канагава, Япония
Усадьба Кусково, Грот, 18 в.
Усадьба Кусково, дворец и павильоны в парке.
Замковый сад (Жовква), план.
г. Бразилиа.
г. Валенсия, городок Искусств и Наук.
Музей Пабло Серрано, г. Сарагоса, Испания
Выставочный павильон Арагона, 2008р.м.Сарагоса, Испания