Методы контроля деталей авиадвигателей в процессе производства

Характерной особенностью авиационной промышленности вообще, и авиадвигателестроительного производства в особенности, является большое количество и трудоемкость контрольных операций и технологических испытаний. Численность персонала контрольных служб достигает в этой отрасли 25..30% от численности основных рабочих по сравнению с 10..15% по машиностроению в целом.

Контролю подлежат геометрические параметры деталей двигателя и их физико-механические характеристики - предел прочности, твердость, ударная вязкость, макро- и микроструктура, а также сплошность материала детали.

 

Объем и характер контрольных операций

Детали авиационной техники в соответствии со степенью их ответственности подвергаются различным видам контроля и испытаний. В зависимости от объема и характера этих испытаний деталь должна быть отнесена к одной из групп контроля, установленных отраслевым стандартом ОСТ 1.00021-78 “Группы контроля деталей, подвергаемый термической и химико-термической обработке”. Группу контроля детали назначает конструктор по согласованию с главным металлургом. Стандартом предусмотрены 6 групп контроля для деталей, подвергаемых термической обработке, и 2 группы контроля для деталей, подвергаемых химико-термической обработке.

Таблица 1. Группы контроля деталей, подвергаемых термической обработке

           

Группа
контроля

Объем контроля

Требования к: объему и видам испытаний

твердости

механические свойства

1

 

100%

По образцам, отрезанным от детали

2

100%

Выборочно 1… 2 детали от садки

При использовании неразрушающих методов контроля проверке твердости подвергают только10% деталей; образцы вырезаются из заготовки и проходят ту же термообработку, что и деталь.

-

Выборочно 1… 2 детали от садки

Испытания на образцах-свидетелях
(1 образец от партии)

3

100%

-

Твердость определяется по ОСТ, указанному в технических условиях. Если все детали 3 группы или 10% деталей 4 группы подвергаются неразрушающему контролю, то проверке твердости подвергаются только 3% деталей.

4

10%

-

5

-

-

Контроль режима термообработки

Таблица 2. Группы контроля деталей, подвергаемых химико-термической обработке.


Группа контроля

Объем контроля качества поверхностного слоя

твердости

микроструктуры

глубины

100%

1 деталь от садки или на образцах-свидетелях

5%, но не менее 1 детали от садки

1НЦ

10% или на образцах свидетелях

Периодически на
образцах-свидетелях

5%, но не менее 1 детали от садки

2НЦ

Примечание: обозначение Ц - для деталей, подвергаемых цементации, НЦ - нитроцементации, А - азотированию.
Группу контроля детали назначает конструктор, согласовывает с главным металлургом и указывает в технических требованиях чертежа.
Пример записи в технических требованиях чертежа:
НRCэ …. , группа контроля 2 ОСТ 1.00021-78.
Азотировать h…., HV……, группа контроля 2А ОСТ 1.00021-78.

Читайте также:

Краткие сведения об организации производства на заводах авиадвигателестроения

Легкие цветные сплавы

Классификация и система обозначения станков

Назначение основных видов химико-термической обработки

Назначение основных видов термической обработки

Вернуться в оглавление: Авиадвигателестроения


double arrow
Сейчас читают про: