Формы и методы регулирования экономики на макроуровне

Они многообразны и сложны. Но в качестве основных  можно выделить такие: поддержку рынка созданием правовой базы и конкурентной среды через антимонопольное законодательство (антимонопольная политика); перераспределение доходов, корректировка распределения ресурсов для оптимизации структуры национального продукта, стабилизация экономики через контроль за уровнем занятости и инфляции (антиинфляционная политика);ограничение некоторых элементов рынка в обеспечении общественного потребления, таких, как: охрана общественного порядка, водоснабжение, национальная оборона, образование, медицинское обслуживание, экологический контроль (социальная политика); охрану национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике внешнеэкономическая политика), антициклическое регулирование.

В определении методов и инструментов регулирования есть стандартные наборы, которые делятся на правовые и административные, - это преимущественно прямые методы, и экономические, которые могут быть прямыми и косвенными.

Правовое регулирование состоит в установлении государством законодательных норм и правил работы фирм, заключения контрактов, отношениях с профсоюзами и др.

Административное регулирование включает контроль над ценами, доходами, учетной ставкой банков, валютным курсом, охраной среды и социальную защиту населения.

Рассмотрим экономические методы.

Прямые методы регулирования – это властно-распорядительные отношения с хозяйствующими субъектами, целевое финансирование секторов экономики, регионов, фирм субсидиями, дотациями, льготными кредитами.

Их цель - защита населения и общественно необходимых секторов экономики. Инвестиции в определенные отрасли могут идти по двум направлениям: 
а) развитие государственного сектора (в угольной промышленности, на железной дороге и водном транспорте, в научно-исследовательской работе, подготовке кадров, строительстве оборонных заводов);
б) субсидирование негосударственных предприятий (предоставлением товаров по низким ценам, поддержкой крупного бизнеса льготами в налогообложении - США).

Косвенные методы регулирования: кредитно-денежные, налоговые, бюджетные меры и индикативное (рекомендательное) планирование; лицензирование, регистрация фирм, антимонопольные запреты, лимиты цен, установление минимальной зарплаты; планы и комплексные программы, стандарты, нормативы, тарифы, государственные инвестиции; учетная ставка, резервная норма, операции на рынке ценных бумаг, кредитные льготы, валютные интервенции; налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы.

В связи с этим, различают три типа государственного регулирования экономики:  полный государственный монополизм в управлении  (СССР); различные варианты сочетания рыночных и государственных регуляторов, которые реализованы в японской, шведской моделях, ФРГ, Австрии, Китае; крайний либерализм, признающий эффективным только условия неограниченного  частного предпринимательства (США).

Эффективность государственного регулирования предопределяется наличием сильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти. Степень обособленности этих органов власти зависит от уровня централизации управления в стране. Так, в Великобритании она более низкая, чем во Франции. В административных структурах США преобладает число автономных органов.

В итоге выделяются две главные модели государственного регулирования экономики: реактивная (адаптационная) модель, характерная для США (она четко реагирует на «осечки» рынка через специальные регулирующие органы и использование прямого и косвенного регулирования); проактивная модель (например, японская) использует прогнозирование, координирующие и корректирующие рекомендации в переговорах государства и предпринимателей.

В целом уменьшается роль прямых методов регулирования и повышается значение косвенного.  Это получило название дерегулирования. Кроме того, сейчас в экономической политике наблюдается процесс децентрализации – перенос решения многих проблем с макроуровня на более низкий уровень отдельных регионов и фирм, что снижает социальную напряженность.

Читайте также:

Денежная масса и ее структура

Классические модели экономического равновесияи экономической динамики

Сущность и функции налогов, элементы налога, принципы налогообложения. Проблемы перестройки налоговой системы

Кадры в образовании. Воспроизводство кадров

Условия перехода России к рыночному хозяйству

Вернуться в оглавление: Экономическая теория


double arrow
Сейчас читают про: