Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Архетип

Архетип ( греч. ???? (arche) - начало и греч. ????? (typos) - тип, образ; прототип, проформа) - прообраз, первоначальный образ, идея, первоначальная форма для следующих образований. Это понятие, которое происходит от традиции платонизма и играет главную роль в «аналитической психологии», разработанной Юнгом, что повлияло на современную культурологию. В философии Платона под архетипом разбирался обозримый умом вроде, «эйдос», в схоластов - природный образ, отраженный в уме, в Августина Блаженного - исконный образ, лежащий в основе человеческого познания.

Под слоем «личностного бессознательного», составлявшие основной предмет изучения в классическом психоанализе Фрейда, Юнг обнаруживает «коллективное бессознательное», которое трактуется как общечеловеческая основа («грибница») душевной жизни индивидов, наследуемая, а не сформирована на базе индивидуального опыта. Если в личностном бессознательном основную роль играют «комплексы» (например, комплекс Эдипа, комплекс неполноценности ), то структурообразующий элемент коллективного бессознательного есть «архетип» - универсальные модели бессознательной психической активности, которые спонтанно определяющие человеческое мышление и поведение. Архетипы можно сравнить с кантовском «априорными формами» познания, однако они лишены их абстрактности и эмоционально насыщены. Собственно архетипы не имеют конкретного психического содержания (Юнг уподоблял их осям кристалла); другое дело - архетипические представления (символы) как результат совместной работы сознания и коллективного бессознательного. Символы это единство прозрачной сознании образа и тайного и не экспликованого содержания стоящей за ним, ведущий в бессознательные глубины психики.

Мифология и религия (оцениваемые Юнгом чрезвычайно высоко) строят «защитную стену символов», позволяющая сознанию ассимилировать опасно-самостоятельную энергию архетипа бессознательного и гармонизируя тем самым человеческую психику. По исторической изменчивостью конкретных символов Юнг усматривал инвариантность архетипа, объясняющую поразительные сходства в различных мифологических и религиозных системах и факты воспроизведения в сновидениях и психотическом бреде фрагментов древних эзотерических систем.

Основу духовной жизни составляет опыт, который передается от прошлых поколений последующим и является совокупностью архетипов. Архетипы проецируясь на внешний мир определяют своеобразие культуры:

  • Культуры-интроверты - главная ценность заложена в объекте и отношении к нему, приобретает индивидуального характера (сутки Просвещения ).
  • Культуры-экстраветры - главную ценность представляет личность человека и отношении субъекта к идеям, приобретает коллективного характера (сутки Романтизма ).

При этом ни одна из культур не совершенна.

 

Главные архетипы

Главные архетипы по Юнгу: Самость, Тень, Анима, Анимус, Персона.

Самость

Объединяя и гармонизируя все аспекты бессознательного, самость создает единство и стабильность личности. Таким образом, задача самости (как и психотерапии) - интеграция различных подсистем личности. Юнг сравнивал самость с порывом или стремлением к самоактуализации, определяет гармоничность и целостность, наиболее полное раскрытие возможностей личности.

Тень

В смысле коллективного бессознательного Тень - это естественная, инстинктивная человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло общество, когда человек стал человеком разумным. Тень не может быть до конца преобразована воспитанием, и во многом она остается чисто импульсивным - то, что характерно особенно детям. Самый яркий пример воплощения архетипа Тени в мифологии - образ Дьявола. Тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это низкий уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто подсознательно живет в нас и хочет делать то, чего мы себе не позволяем, - это мистер Хайд нашего доктора Джекила.

Персона

Персона существует в противовес Тени - это социальный образ человека, идеальный с моральной и социальной точки зрения. Это некое обобщение человека как существа цивилизованного, коллективное «я» человечества как такового.

Персона является той маской, которую каждый из нас одевает, общаясь с другими людьми. Она представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимали общество. Персона может не совпадать с настоящей личностью индивида. Понятие личности у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так или иначе согласно нашего представления об ожиданиях окружающих от нашего поведения.

Анима и Анимус

Оба пола помещают одновременно Персону и Тень, при этом Тень у мужчин обычно олицетворяет другой человек, у женщины - другая женщина. Но подсознание человека содержит женский элемент, человек вытесняет из его внешней жизни, а подсознание женщины - мужской. Эти образы Юнг называет соответственно аниме и Анимус.

Анима - не характеризует какую-то одну женщину, хотя осознается через реальных женщин (и прежде всего, через образ матери). В мужском сознании существует коллективный образ женщины, с помощью которого он понимает женскую природу.

Анимус женщины обнаруживает в ней, прежде всего, ее мужские черты.

То есть, если говорить в общем, архетипы анима и анимус отражают предположения Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола. Анима отражает женские (феминные) черты в мужском характере, а анимус - мужские (маскулинные) характеристики в женском. Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в самых глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола.





 

Читайте также:

Агапе

Философия жизни

Дисциплинарная структура философского знания

Философия науки 20 века

Откровение

Вернуться в оглавление: Философия

Просмотров: 6576

 
 

54.166.232.243 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.