Классификация знаний

По природе

Знания могут быть:

  • декларативные
  • процедурные

Декларативные знания содержат в себе лишь представление о структуре определенных понятий. Эти знания приближены к данным, фактов. Например вуз является совокупностью факультетов, а каждый факультет в свою очередь является совокупностью кафедр.

Процедурные знания имеют активную природу. Они определяют представления о средствах и путях получения новых знаний, проверки знаний. Это алгоритмы разного рода.Например метод мозгового штурма для поиска новых идей.

 

По степени научности

Знания могут быть научными и ненаучными.

Научные знания могут быть:

  • эмпирическими, полученными на основе опыта или наблюдения
  • теоретическими, полученными на основе анализа абстрактных моделей.

Теоретические знания - абстракции, аналогии, схемы, отражающие структуру и природу процессов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.

Ненаучные знания могут быть:

  • паранаучные - знание несовместимы с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаукового (пара от греч. - Возле, при) знания включает учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
  • псевдонаучными - сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучных знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. Как симптомы лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающих доводов, а также претенциозность. Псевдонаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаукой знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что псевдонаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучная;
  • квазинаучными - они ищут себе сторонников, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучные знания, как правило, расцветает в условиях строгой иерархированной науки, где невозможна критика власть имущих, где жестко проявлен идеологический режим;
  • антинаучными - как утопические и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в выявлении общего легко доступных "лекарств от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауки возникает в периоды социальной нестабильности. Но хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
  • псевдонаучными - является интеллектуальной активностью, спекулирует на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтов;
  • повседневно-практическими - доставлявшие элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большой объем обыденного знания, которое проводится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, наоборот, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает и здравый смысл, и приметы, и поучения, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хоть и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательст. Другая его особенность - принципиально неграмотный характер.
  • собственные - зависящие от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности.
  • «Народной наукой» - особой формой вненаучного и иррационального знания, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. При своем возникновении народная наука обнаруживала себя как феномен коллективного сознания и выступала как этнонаука. В эпоху доминирования классической науки она потеряла статус интерсубъективности расположилась на периферии, вдали от центра официальных экспериментальных и теоретических исследований. Как правило, народная наука существует и транслируется в бесписьменная форме от наставника к ученику. Она также иногда проявляется в виде заветов, наставлений, ритуалов и др..

 

По месту нахождения

Выделяют: личностные (неявные, скрытые) знания и формализованные (явные) знания;

Неявные знания:

  • знания людей

Формализованные (явные) знания:

Читайте также:

Классическая философия

Философия науки 20 века

Монада

Экспликация

Признак

Вернуться в оглавление: Философия


double arrow
Сейчас читают про: