Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Представления о человеке в культуре православия

Представления о человеке в христианстве зиждятся на ветхозаветных установках, однако, имеют существенные отличия, связанные с рождением богочеловека Иисуса Христа и, следовательно, с воплощением Слова. Православная антропология ориентирована на Писание, наследие отцов Церкви, опыт преподобных старцев. Учение о человеке в православии настолько сложно, что здесь мы только обозначим некоторые его аспекты.

Согласно установке Церкви, человек не может быть объяснённым из самого себя, ибо он сотворён Богом. В отличие от всех иных творений, созданию человека предшествует особый Божественный совет Пресвятой Троицы, о чём свидетельствует множественное число глагола «сотворим» (Быт 2 : 7). Если мы обратимся к Библии, то в 33-й главе Исхода можно прочитать то, что Бог отказался идти среди народа Израиля из-за его жестокосердия, после чего евреи стали более последовательны в выполнении этических норм и отказались от идолослужения. Этот фрагмент книги Исхода комментируется так: «Оставленный Богом, израиль сознал собственную слабость среди других могущественных народов на земле, понял, что предоставленный своим силам, он ничего не будет иметь в будущем, кроме такого же рабства и угнетения, какие испытывал в Египте»[1]. Такое объяснение библейского текста указывает на то, что не только отдельный человек, но и нация в целом благоденствует лишь в том случае, если следует высшим духовным принципам, которые признаются в качестве надчеловеческих.

В православной догматике смысл жизни человека состоит в теозисе, то есть в обожении через стяжание Святого Духа. Это достигается посредством молитвы, поста, милосердия к своим ближним, скромности, личного благочестия. Доказательство возможности стяжания Святого Духа человечеству дано в безгрешной жизни Богочеловека Иисуса Христа, Который совершал чудеса в силу того, что является единосущим Богу-Отцу, а страдал в силу того, что вочеловечился. Иисус Христос есть не только Бог, но и истинный человек, образец, к которому все люди должны стремиться. Однако, как точно отметил В. Флоренский, Христос «не ходячее нравственное правило, но и не модель для копирования; Он – начало новой жизни, которая, раз принятая в сердце от Него, сама уже развивается по собственным законам». Обожение ставит человека на то место, которое ему предназначено волей Бога. Истинное место человека – высшего творения Бога – предполагает его свободу от закона мира сего и возможность быть Божьим сотворцом. Подлинное достоинство человека состоит не в том, что его роднит с миром, а в том, что его от мира отличает – в сотворённости «по образу» Божию, в его способности к обожению, к уподоблению Творцу. Человеку дано повеление стать богом и ему присуща свобода от мира, от всякой природной данности. Сущность человека непознаваема, более того, человек, отражая полноту своего Первообраза, должен также обладать и его непознаваемостью.

Если в иудаизме нет разницы между понятиями тело и плоть, то в христианстве такая разница есть. Тленность человека, его греховную жизнь, апостол Павел приписывает не телу, а плоти. Причём под «делами плоти» понимаются не только плотские грехи, но и такие, как зависть, распри, ссоры, идолослужение. Дела плоти зависят от «плотских помышлений» (Римлянам 8: 6), противоположных духовным. Однако по существу плоть не есть нечто дурное, ибо она сотворена Богом, воспринята Сыном Божьим и должна быть преображена Духом Божьим. Лишь от воли человека зависит, как использовать свою плоть: во благо или во зло. Тело же есть место пребывания и жизни души, оно как светильник в отношении к огню, кисть в отношении к художнику. По воскрешении человека в теле, последнее качественно преобразуется. При создании человеческой души Бог ничего не заимствует от земли. Душа по происхождению и по природе представляет собой высшее начало, и она отлична от тела и от всего вещественного. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Матфей 16 : 26). Более того, человек не должен зависеть от чего-либо мирского, ибо мир сей с момента грехопадения Адама лежит во зле. «Дружба с миром есть вражда против Бога» (Послание Иакова, 4 : 4). Душа выражается телом, которое в свою очередь обозначает всего человека. Даже душевные переживания: радость, благоговение – выражаются в телесных действиях: в улыбке, в молитве. Соответственно, человек – это единство души и тела.

Апостол Павел в Новом Завете при обозначении человека использовал в основном два понятия soma и sarx. Первый термин (Римлянам, 12 : 4, 12 : 12-27) употреблялся для обозначения человека во всей его полноте. Более того, при использовании понятия soma подчёркивалась органичная связь индивида со всем человечеством и с Церковью, как с Телом Христовым (1 Коринфянам, 10-11). Слово же sarx употреблялось в негативном смысле, когда было необходимо отметить греховность и смертность человека, необоснованность его претензий на самодостаточность (Римлянам, 7-8).

В отличие от остальных тварей, человек способен к изменчивости. Животные и даже ангелы не имеют истории, а их природа статична. Животные неизбежно подчинены естественным законам. Ангелы не изменяются, поскольку цель, для которой они сотворены, этого не требует. Человек же способен к упоподоблению Богу. В этом смысле слова природа человеческая выше ангельской.





 

Читайте также:

Особенности культуры Нового времени

Основные проблемы цивилизованного общества в XXI веке

Основные направления в иудаизме

Общие понятия и принципы православной веры

Вернуться в оглавление: КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Просмотров: 2086

 
 

54.224.49.217 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.