double arrow

Стоимость и цена товара

Развитие товарного производства и превращение его в современное рыночное хозяйство осуществлялось на основе действия закона стоимости. Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары производятся и обмениваются на основе общественно необходимого труда. Это не только закон товарного обращения, но и закон производства. Механизм действия закона стоимости основан на разнице между индивидуальной и общественной стоимостями товара. В условиях развитого рыночного хозяйства закон стоимости выполняет следующие функции:

  1. Регулятор пропорций производства. Так как цены на рынке зависят от спроса и предложения, то, если предложение не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают значительно большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. И такой процесс идет постоянно.
  2. Дифференциатор товаропроизводителей. Так как товары продаются по стоимости, то те производители, у кого индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, обогащаются.
  3. Стимулятор развития производительных сил. Производитель, внедривший какое-либо новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью меньшей, чем общественная, а продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получит дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения и не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда. Для того, чтобы получить дополнительную прибыль, нужно совершенствовать орудия труда, организацию производства.

Большинство товаров проходят четыре этапа своего жизненного цикла. Первый этап – это период выведения товара на рынок, внедрения его на рынке и, соответственно, медленного увеличения сбыта. Второй этап – период роста, быстрого расширения сбыта данного товара. Третий этап – период зрелости, когда товар уже добился восприятия большинством потенциальных потребителей, и началось замедление темпов сбыта. Четвертый этап – период упадка, который характеризуется резким падением сбыта товара. Разумеется эти этапы нельзя возводить в абсолют. В реальной жизни имеют место и сезонные колебания, и влияние моды.

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица – продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель – купить товар подешевле. В результате этой борьбы продавец и покупатель приходят к единому интересу, то есть обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству – стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости – это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Однако следует иметь ввиду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и в первую очередь спросом и  предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью.

В товарном производстве закон стоимости выполняет следующую роль:

  1. выступает в качестве регулятора товарного производства (если цена выше стоимости, то производитель получает выгоду и расширяет свое производство, и, наоборот);
  2. способствует росту производительности труда (чтобы обеспечить при неизменной цене получение прибыли, необходимо снизить индивидуальные затраты на производство путем внедрения новейшей техники и совершенствования производства);
  3. способствует дифференциации товаропроизводителей (те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего производства и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются).

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества. В обществе с рыночной экономикой цена выполняет две функции: экономическую и социальную. Экономическая состоит в том, что она:

  1. является ориентиром в стоимости производства товаров; цена под воздействием различных факторов, и в первую очередь спроса и предложения, отклоняется от стоимости, вращаясь вокруг нее. Такой ориентир дает возможность фирме, предпринимателю принимать решения с выгодой для себя;
  2. выполняет учетную функцию, появляется возможность учитывать результаты деятельности, анализировать ее  эффективность;
  3. выполняет стимулирующую функцию; колебания рыночных цен вокруг стоимости сигнализируют об изменениях спроса и предложения на рынке, что дает сигнал производителю об увеличении или сокращении производства;
  4. выполняет распределительную функцию; производитель через цену ориентируется в распределении полученного дохода. Сначала из выручки от реализации по действующим ценам возмещаются издержки производства, затем оставшийся прибавочный продукт делится на две части, одна из которых поступает государству в виде налогов и обязательных платежей, а другая остается у производителя и используется им на свои нужды.

Социальная сущность цены состоит в обслуживании с ее помощью потребностей различных слоев и групп общества, их доходы, жизненный уровень регулируется многогранными процессами экономических отношений, опосредуемых с помощью цен. В рыночном хозяйстве цена формируется в условиях жесткой конкуренции. Различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. В результате этой борьбы устанавливается примерно единая цена на однородную продукцию, в основе которой лежит общественная стоимость, то есть общественно-необходимые затраты труда на производство этого вида продукции. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к единой рыночной стоимости и к единой рыночной цене. Межотраслевая конкуренция – это борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала. Вложив одинаковый капитал в ту или иную отрасль, каждый инвестор вправе рассчитывать на получение приблизительно одинаковой прибыли (рисковые операции в расчет не принимаются), в противном случае капитал будет перемещаться в те отрасли, где доход выше. Перелив капитала из одних отраслей в другие под воздействием межотраслевой конкуренции приводит к тому, что индивидуальные нормы прибыли уравниваются в среднюю норму прибыли, а стоимость товара превращается в цену производства, которая равна издержкам производства плюс средняя прибыль.

В экономической теории стоимость товара принято выражать формулой МЗ+НП+ПП где:
МЗ – материальные затраты, то есть стоимость средств производства, потребленных в данном процессе производства, перенесенная на вновь созданный товар;
НП – необходимый продукт, представленный в форме зарплаты работников предприятия;
ПП – прибавочный продукт, то есть та часть стоимости товара, которая определяет доходы предприятия и государства.
С образованием цены производства рыночные цены колеблются вокруг цен производства.

На рынке особое значение имеет равновесная цена как результат взаимодействия спроса и предложения, как результат рыночного равновесия. Причем, механизм рыночного равновесия цен – это механизм приближения к совершенству и идеалу, которые полностью никогда не достигаются.

Читайте также:

Понятие о рынке

Структура хозяйственной деятельности

Монополистическая конкуренция

Золотой запас, валюта, проблемы конвертируемости рубля?

Формирование доходов населения

Вернуться в оглавление: Основы экономики


Сейчас читают про: