Студопедия
Обратная связь

Сколько стоит твоя работа?
Тип работы:*
Тема:*
Телефон:
Электронная почта:*
Телефон и почта ТОЛЬКО для обратной связи и нигде не сохраняется.

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram 500-летие Реформации

Инфляция в экономике

Проблемы, создаваемые инфляцией, более сложны и запутаны, чем проблемы безработицы.

В самом общем случае по инфляцией понимается дисбаланс спроса и предложения, проявляющийся в давлении на цены в сторону их повышения. Инфляция означает общее повышение цен в экономике, что ведет к обесцениванию денежных знаков. При этом одно из главных свойств инфляции – это то, что цены имеют тенденцию повышаться очень неравномерно. Помимо прочего, это обычно означает, что быстро меняются относительные цены – то есть соотношения цен на различные товары. Такое быстрое и весьма неравномерное движение цен в сторону их повышения создает неуверенность в будущем как у домашних хозяйств, так и у тех, кто принимает решения на частных предприятиях и в государственном секторе. Труднее становится планировать на длительный срок, повышается риск и возрастает стремление к получению более высоких прибылей и процентов – в качестве компенсации за риск. В связи с этим решения принимаются на все более краткосрочные периоды и получают спекулятивную направленность. В свою очередь, это угрожает благосостоянию и занятости населения страны в долгосрочном периоде.

Уровень инфляции является одной из важных характеристик состояния экономики любой страны. Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя: индекс потребительских цен и дефлятор валового национального продукта.

Индекс потребительских цен (IР) может быть рассчитан как отношение стоимости определенного набора товаров в текущем периоде к стоимости аналогичного набора в базисном периоде. На основе данного индекса может быть определен темп прироста уровня цен (Т), рассчитываемый в процентах и используемый для количественной оценки уровня инфляции:

Т = (IP – 1) х 100%

С точки зрения темпов прироста инфляции выделяют три ее составных типа:

  1. умеренную, когда цены растут менее чем на 10% в год;
  2. галопирующую – с ростом цен от 10 до 200% в год;
  3. гиперинфляцию – с ростом цен свыше 200% в год.

Кроме того, в условиях некоторых нерыночных экономических систем может иметь место так называемая подавленная (скрытая) инфляция. Ее основные проявления – не в повышении цен, а в хроническом дефиците товаров и услуг, росте вынужденных денежных сбережений, развитии теневой экономики.
В зависимости от роста цен по разным группам товаров можно выделить два вида инфляции: сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены разных товаров по отношению к другим меняются в постоянной пропорции. При несбалансированной – меняются в различных пропорциях.

Экономисты различают также инфляцию ожидаемую и неожидаемую. Если инфляция прогнозируется, то против нее можно принять определенные меры защиты, чтобы смягчить ее последствия. Например, предприятие может повысить цены на свою продукцию в соответствии с инфляцией, кредитное учреждение – повысить ставку процента. При неожидаемой инфляции предпринять вряд ли что можно.

Итак, инфляция – это дисбаланс между спросом и предложением. Поэтому в экономической теории различают два вида инфляции: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса означает нарушение баланса между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса. То есть инфляция спроса – это появление дополнительной, избыточной по сравнению с имевшейся ранее, платежеспособностью. Основными причинами здесь могут быть:

  1. расширение государственных заказов (военных и социальных);
  2. увеличение спроса в условиях полной занятости и загрузки оборудования;
  3. рост заработной платы трудящихся в результате согласованных действий профсоюзов.

То есть экономика может попытаться тратить больше, чем она способна производить. производственный сектор в таком случае не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального выпуска продукции, потому что все имеющиеся ресурсы уже полностью использованы. Поэтому этот избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.





 

Читайте также:

Золотой запас, валюта, проблемы конвертируемости рубля?

Ресурсы и факторы производства

Формирование доходов населения

Альтернативные затраты производства

Равновесная цена

Вернуться в оглавление: Основы экономики

Просмотров: 6646

 
 

54.80.10.56 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам.