Комплекс неполноценности | Личностный рост

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Адлер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноценности, являющееся неизбежным следствием их физических размеров и недостатка сил и возможностей.  Сильное чувство неполноценности, или "комплекс неполноценности", может затруднить позитивный рост и развитие. Однако умеренное  чувство неполноценности побуждает ребенка расти,  "стать таким же сильным или даже сильнее других", стремиться к совершенствованию, к превосходству, к развитию своих способностей. "Стремление к совершенствованию является врожденным в     ытом смысле,  что это часть  жизни,
стремление, без которого жизнь была бы немыслимой". Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной.  Если она включает  общественные интересы и заинтересованность в благополучии других, - она развивается в конструктивном и здоровом  направлении. (Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и способностей, к работе ради более совершенного способа жизни.) Однако некоторые люди - пытаются  достичь превосходства посредством господства над другими, а не становясь более полезными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за  господство  над другими (что проявляется в жажде власти и агрессии) - это: невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, которая ищет его таким  образом.  Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему, когда каждый организм  должен  развиваться  в направлении более эффективной адаптации к миру, к более совершенным отношениям с окружающим, чтобы выжить, в противном случае, организм может исчезнуть. "Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к  совершенствованию, характеризует также развитие человека". Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель,  служащую сосредоточением его стремлений и достижений.  Формирование жизненных целей начинается в - детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели в целом служат защитой против чувства бессилия, мостом между неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным; будущим. Они  всегда  несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком  сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию,  зависть, недоверие и  пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека".

Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно, - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает,  что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению  к миру. Адлер подчеркивает, что люди не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность. "Каждый индивидуум представляет единство  личности  и  индивидуального формирования этой личности.  Индивидуум - и картина, и художник.  Он - художник своей собственной личности".

Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь внести свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее ценные вклады в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности являются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер полагал: "Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком.  Все неудачники  - продукты неправильной подготовки в области общественного чувства. Все они неспособные к  сотрудничеству  одинокие  существа, которые в большей или меньшей степени движутся противоположно остальному миру".
Психологический рост - это прежде всего движение от  центрированности на  себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально-полезного развития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и кооперация, сотрудничество - основные черты здоровой  личности. Адлер описывает три ситуации детства,  которые могут породить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие некооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются:
1)органическая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из  чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако,  что дети, которые преодолевают свои трудности, могут "сверхкомпенсировать"  первоначальные слабости и развить свои способности в необычайной степени;
2)избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хватает уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начинают выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Социальный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к  родителям, которыми они так хорошо манипулируют;
3)отверженность - третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или  отвергнутый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уважение и любовь окружающих, они могут стать холодными и жестокими. Адлер отмечал: "Изучая биографии наиболее значительных врагов человечества,  бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. 

Таким образом,  у них развилась жестокость, зависть, враждебность: они не могут видеть других счастливыми". Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит,  человек начинает стремиться к личному превосходству,  поскольку ему не хватает уверенности в своей способности функционировать, эффективно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление успеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально ценного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к поражению".  Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе".

Чтобы помочь  человеку преодолеть явный или замаскированный "комплекс неполноценности (в стремлении к личному превосходству, власти замаскирован), важно:
1)понять специфический стиль жизни человека;
2)помочь человеку понять себя;
3) усилить социальный интерес. 

Для понимания жизненного стиля, который образует связное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспоминания или наиболее выдающиеся события его детства. "Не бывает случайных воспоминаний. Память человека выбирает только те,  которые, как он - пусть смутно - ощущает, имеют отношение к его нынешней ситуации". Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и нереалистичной  целью превосходства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя - значит научился видеть ошибки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, научился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологических проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктивную работу с другими в качестве значимого члена общества.

Адлер делал это так: "Я говорю пациентам: "Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каждый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни одной разумной просьбе,  с которой к вам обратятся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег". Проанализируйте свои жизненные цели, уделив этому 15 минут. Возьмите 4 листа бумаги и ручку. На одном листе напишите: "Каковы мои жизненные цели?" В течение двух минут ответьте на этот вопрос, записывайте все, что вам приходит в голову, - это могут быть личные, семейные, профессиональные, общественные, духовные цели и т.д. Дайте себе еще 2 минуты, чтобы просмотреть список, дополнить или исправить что-то. Затем возьмите второй лист и напишите сверху: "Как бы я хотел провести ближайшие три года?" потратьте 2 минуты на ответ, и еще 2 минуты для проверки и дополнения списка. На третьем листе напишите: "Если б я узнал, что мне осталось жить 6 месяцев с сегодняшнего числа, то как бы я их прожил?" Цель этого вопроса - выяснить, нет ли чего-нибудь, что важно для вас, но чего вы не делаете и о чем даже не задумываетесь. Пишите 2 минуты и еще 2 минуты на просмотр. На четвертом листе напишите три цели, которые кажутся вам наиболее важными из всех ранее записанных. Сравните ваши листы, сопоставьте отношение между вашими целями и вашей повседневной  деятельностью. Полезно  повторять это упражнение каждые полгода, чтобы посмотреть, происходят ли какие-нибудь изменения".

Разновидностью успешного поведения является уверенное поведение, которое проявляется как способность открыто говорить о чувствах и требованиях, устанавливать контакты, начинать и оканчивать беседу, открыто выражать позитивные и негативные чувства, уметь сказать "нет". Напротив, неуверенное поведение обусловливает следующие факторы: страх критики, страх сказать "нет" в ответ на требования, страх контакта, страх потребовать и настоять на своем, чувство вины за уверенное поведение,  чрезмерная конформность и осторожность. Важнейшие характеристики уверенного поведения: умение противостоять и атаковать как прямое и честное выражение собственного мнения без оглядки на окружающих; эмоциональность речи: открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств; использование местоимения "Я" как выражение того факта, что человек отвечает за свои слова,  берет на себя ответственность, не пытается спрятаться за неопределенными формулировками; принятие похвалы как отказ от самоунижения и недооценки своих сил и качеств; импровизация как спонтанное выражение чувств и потребностей, повседневных забот. Уверенному человеку свойственно принимать похвалу, критику, требования, в то же время он похвалу, критику, требования может произносить сам в адрес других людей.

Однако уверенное поведение существенно отличается от агрессивного. Например, представьте, что друг "забыл" вернуть  деньги, которые он занял у вас.  Агрессивное поведение может выражаться следующими высказываниями: "Черт возьми, я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги. Я хочу получить свои деньги!" Неуверенность в поведении может выражаться высказываниями типа: "Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?" Уверенный ответ может быть таким: "Я  считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне
деньги сегодня. Буду признателен, если ты вернешь деньги самое позднее в пятницу". (Уверенная громкая интонация голоса). Уверенное поведение формально реализуется через интонацию  голоса, мимику, жестикуляцию, осанку тела,  через контакт глаз, громкость голоса, использование местоимения "Я", через соответствие тона голоса, позы,  выражения  лица произносимым словам. Рекомендации по уверенному поведению:
1)если вы хотите в чем-либо отказать другому, скажите ему ясно и однозначно "нет", объясните, почему вы отказали, но не извиняйтесь слишком долго;
2)отвечайте без паузы - так быстро, как только это вообще возможно;
3)настаивайте на том, чтобы с вами говорили честно и откровенно;
4)просите пояснить, почему вас просят о чем-либо, чего вы не хотите делать;
5)смотрите на человека, с которым вы говорите. Следите за его невербальным поведением:  есть ли какие-либо признаки неуверенности  в поведении партнера (руки около рта, бегающие глаза);
6)если вы злитесь, то дайте понять, что это касается поведения партнера и не затрагивает  его как личность;
7)если вы комментируете поведение другого, используйте речь от первого лица -- местоимение "Я": "Если ты ведешь  себя таким образом, то я чувствую себя так-то и так-то..." По возможности предлагайте альтернативные способы поведения, которые, по вашему мнению, будут лучше вами восприняты;
8)хвалите тех (и себя в том числе), кому, по вашему мнению, удалось вести себя уверенно (независимо от того, достигнута цель или нет);
9) не упрекайте себя, если вы были неуверенны или агрессивны. Попытайтесь вместо этого выяснить, в какой момент вы "соскользнули" с правильного пути и как вы можете вместо этого поступить в подобных ситуациях в будущем. Агрессивное поведение достаточно подробно изучали бихевиористы, они связывали агрессию и фрустрацию.  Фрустрация - эмоциональное состояние  человека, возникающее в случае появления непреодолимых препятствий на пути к достижению желаемой цели, фрустрация - это невозможность удовлетворения потребности ("хочется, но нельзя либо невозможно достичь").

Любая агрессия может быть понята как вызванная какой-то фрустрацией. Агрессия  может  быть  прямая (ругаться, драться и т.п.) либо косвенная (насмешка, критика), может быть непосредственная (в текущее время) либо отсроченная, может быть направлена на другого человека либо агрессия на себя самого, аутоагрессия (обвиняет себя, плачет, вплоть до самоубийства). Фрустрация  и  агрессия  может  возникать от социального сравнения ("мне дали меньше, чем другим", "меня любят меньше, чем других"). Фрустрации способны накапливаться, усиливая и закрепляя агрессивность человека, либо формируя комплекс неполноценности (это агрессия  на самого себя) и в конечном счете агрессия выплескивается, как правило, не на виновника фрустрации (т.к. он сильнее вас, он может вас фрустрировать), а агрессия выплескивается на тех, кто "послабее" (хотя эти "слабые" фактически не виновны), либо на тех "слабых", кого в,данный момент назвали "врагом".

Агрессия - это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению. Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации. Чем более фрустрирована и невротична личность, тем чаще и острее осуществляется  неадекватное  агрессивное поведение.

Читайте также:

Сущность общения: его функции, стороны, виды, формы, барьеры

Личность и коллектив как объекты управления

Личность и коллектив как субъекты управления

Судьба человека | Адаптивность человека | Инстинкты человека

Реализация управленческих функций

Вернуться в оглавление: Психология


double arrow
Сейчас читают про: