double arrow

Трансперсональная психология

Выше мы обозначили психоанализ, бихевиоризм и гу­манистическую психологию как «три силы» в психологии (так это было названо Маслоу); на роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 60-е.годы «трансперсональная психология» (термин введен А. Маслоу, видевшим за этим направлением будущее психологии, но самостоятельно его не разрабатывавшим в собственном смысле).

Трансперсональная психология ищет новую теорети­ческую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называ­ется «мистическими переживаниями», «космическим со­знанием» и т. п., то есть формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадици­онных позиций; в центре трансперсональной психологии (то есть «психологии, выходящей за пределы лично­сти») — так называемые измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности.

Лидером этого направления является Станислав Гроф, разработавший метод холотропного дыхания (холотроп-ный — ведущий к целостности), именуемый также ребе-фингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как в измененном состоянии сознания возможно, как указы­вают представители этого направления, повторное пере­живание момента собственного рождения, и символиче­ский смысл — духовное воскресение. При этом методе из­мененное состояние сознания достигается посредством особой работы с дыханием и «отключения» сознания под воздействием специальной музыки (часто говорят, что воз­рождает традиции язычества).

Согласно взглядам представителей этого направления, рождения проживание, смерти, возрождения, других со­бытий в измененном состоянии сознания (что часто мо­жет быть связано со страданием и его преодолением) ведет

Братусь Борис Сергеевич — док­тор психологических наук, про­фессор, член-корреспондент Российской академии образова­ния, зав. кафедрой факультета психологии МГУ. Основные об­ласти исследований: патопсихо­логия, психология личности, фи­лософия и история психологии.

к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценден-ции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром.

Основными теоретическими источниками транспер­сональной психологии, признаются, как правило, психоа­нализ и восточные философские системы, в частности, да­осизм, с выработанными в них представлениями об энер­гетической основе мира.

Трансперсональная психология вызывает очень неод­нозначное к себе отношение, от апологетики до указа­ний — с нашей точки зре­ния, имеющих под собой основу — на то, что она представляет собой попыт­ку проникновения в сферу духовности «с черного хода», как полагает, напри­мер, Б. С. Братусь.

Итак, мы кратко остано­вились на ведущих направлениях зарубежной психологии периода «открытого кризиса» их развитии, а также некото­рых более поздних течениях, прямо или косвенно с ними связанных. Бессознательное и его влияние на сознание, целостные структуры сознания, поведение, процесс лич­ностного роста, измененные состояния сознания высту­пают на различных этапах в качестве новых предметов психологии.

Мы не случайно почти не коснулись пока что отечест­венной психологии — ее путь долгое время был во многом обособлен.

Читайте также:

Психолог как личность и профессионал

Поведенческий подход

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


Сейчас читают про: