double arrow

Теоретические представления, разработанные в Санкт-Петербургской психологической школе

Ряд важных теоретических представлений разработан в так называемой Питерской (Санкт-Петербургской, Ле­нинградской) психологической школе,берущей начало в на­учной и организаторской деятельности Владимира Михай­ловича Бехтерева, о котором мы говорили выше.

Авторитетной теорией, сформировавшейся в этой школе, является «теория отношений» Владимира Николае­вича Мясищева (1892— 1973), созданная в развитие идей его учителя, сподвижника Бехтерева Александра Федорови­ча Лазурского (1874—1917) и представляющая особый под­ход — в рамках марксистской методологии— к проблемам личности.

В. Н. Мясищев исходил из того, что главным принци­пом изучения природы в целом является принцип изуче­ния ее объектов во взаимосвязях. Для человека же, высту­пающего как активный субъект, характерны отношения — осознанные избирательные связи его с различными аспек­тами бытия — с другими людьми, предметами, собствен­ной деятельностью, самим собой. Сложнейшие отноше­ния человека к окружающему миру выражаются в его пси­хической деятельности; в этихотношенияхчеловеквысту­пает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующе­го действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избиратель­ных, сознательных связей личности с различными сторо­нами объективной действительности.

Основные стороны психической жизни, по В. Н. Мя-сищеву, — психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляю­щиеся друг в друге.

Система отношений — психологическое «ядро» лич­ности. Через это понятие в теории В. Н. Мясищева оказа­лось возможным рассмотрение различных психических явлений. Так, мотив выступает в этой теории как выраже­ние отношения к объекту действия; воля проявляется в до­стижении цели, являющейся объектом активного отноше­ния; черты характера — превращенные отношения и т. д. Через противоречивые отношения В. Н. Мясищев, являю­щийся одним из крупнейших отечественных психотера­певтов, рассматривал неврозы.

Еще одно важное направление отечественной психо­логии связано с именем многолетнего лидера Ленинг­радской психологической школы Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972). Он развивал некоторые важные по­ложения В. М. Бехтерева, инициатора комплексных ис­следований, и выступил с идеей создания особой дисцип­лины — человекознания, включающей данные психоло­гии, антропологии, медицины, физиологии и др. наук о

Читайте также:

Общее представление о психокоррекции как направлении практической психологии

Из истории становления психологической профессии

Культурно-историческая теория Л. С. Выготского

Философско-психологическая теория С. Л. Рубинштейна

Специфика психодиагностической и психокоррекционной работы с семьями

Вернуться в оглавление: Введение в профессию «психолог»


Сейчас читают про: