double arrow

Нормативная структура коммуникативного процесса и его барьеры

Коммуникативная функция, реализуемая руководителем, является непрерывной цепью отдельных коммуникативных процессов, имеющих сходное строение и принципы организации. В общем понятии коммуникативного процесса акцент делается на его формальной организации, включающей в себя два аспекта — структурный и собственно процессуальный.

Процесс коммуникации включает в себя семь основных структурных компонентов: отправитель, сообщение, получатель, канал коммуникации, «шум» (совокупность помех), обратная связь, коррекция.

Процесс коммуникации в своем развертывании проходит четыре основных этапа: возникновение намерения, оформление идеи, собственно коммуникативный акт, декодирование (понимание смысла) сообщения получателем.

Основные компоненты коммуникации имеют стабильную — инвариантную — последовательность, приобретающую благодаря обратной связи и коррекции замкнутый, кольцеобразный характер.

Принцип «кольца» обеспечивает результативность коммуникаций в целом, обеспечивая контроль над ее эффективностью и повтор всего цикла в случае неудачи при первой его реализации.

Трудности и источники ошибок («барьеры») коммуникаций разнообразны, так же как и многообразна сама психика.

Перцептивно-интерпретационные ошибки (обусловленные восприятием). Одна и та же информация воспринимается по-разному и даже активно отторгается в зависимости от опыта, сферы профессиональной компетенции, интересов и многого другого.

Диспозиционные ошибки объясняются различиями в социальных, профессиональных и жизненных установках людей, участвующих в коммуникативном обмене.

Статусные ошибки происходят из-за больших различий в организационном статусе коммуникантов. «Высокому начальству» не всегда легко понять нужды «простых рабочих».

Семантические барьеры могут появляться из-за того, что языковые понятия обладают свойством полисемичности (многозначности), вызывая неоднозначность понимания говорящим и слушающим.

Невербальные преграды. Жесты, мимика, интонация, манера коммуникативного поведения и другие невербальные средства играют заметную роль при контактах всех видов, являясь еще более многозначными, чем вербальные. Поскольку они используются, как правило, совместно, то неправильное восприятие невербальных знаков может привести к ошибочному пониманию словесного сообщения.

Неэффективная обратная связь — еще один источник ошибок коммуникаций.

Плохо сформулированное сообщение. Двусмысленность распоряжений, косноязычие являются самыми распространенными и очевидными причинами ошибок коммуникаций.

Потери информации в коммуникационных циклах. Это происходит, если сообщение очень длинное и громоздкое, отсюда — требование лаконичности. До 30% информации искажается и даже теряется при передаче по вертикальной коммуникационной цепи.

Фальсификационные ошибки. Например, предоставление вышестоящему лицу необъективной информации в корыстных целях.
Преждевременная оценка дается, когда слушающий делает эмоциональную оценку сообщению, не дождавшись его окончания.
«Ошибки страха».

Все эти «барьеры» и ошибки — негативные факторы, мешающие реализации функции коммуникации, для повышения эффективности которой необходимо их преодоление.

Существуют общие правила и принципы построения эффективных коммуникаций. Наиболее общее правило — не приступать к передаче идеи до тех пор, пока она не станет до конца понятна самому себе.

Правило «постоянной готовности к непониманию» и допущения за исполнителями «права на непонимание». Руководитель часто заблуждается, считая, что его нельзя не понять. Однако многообразие «барьеров» часто приводит к неполному и неточному пониманию.

Правило конкретности. Не следует употреблять двусмысленные, расплывчатые выражения и слова, перегружать сообщение профессионализмами.
Правило контроля за невербальными сигналами. Необходим контроль за мимикой, жестами, интонацией, позой.

Правило адресата. Надо стараться говорить на языке собеседника, учитывая его уровень — жизненный, профессиональный, культурно-образовательный.

Правило «собственной неправоты». Необходимо допускать ошибочность личной точки зрения.

Правило «места и времени». Эффективность руководящих распоряжений возрастает при их своевременности и выборе наиболее благоприятной обстановки, в которой они реализуются.

Правило активного и конструктивного слушания, правило обратной связи.

Также в теории управления существуют три наиболее общих принципа эффективной коммуникации: ясности, целостности и стратегического использования неформальной организации.

Соблюдение этих правил и принципов способствует реализации функции коммуникации в управленческой деятельности, определяет ее содержание и специфику.

Читайте также:

Определение функции прогнозирования

Перцептивные процессы. Понятие и определение

Определение системы основных управленческих функций

Определение коммуникативной функции

Коммуникативное поведение руководителя

Вернуться в оглавление: психология менеджмента


Сейчас читают про: