double arrow

Правовое регулирование возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда

Деятельность по возбуждению досудебной подготовки материалов, рассмотрению и разрешению уголовных дел представляет собой сложный процесс, состоящий из практических и логических операций по производству следственных, судебных и иных действий, применению мер уголовно-процессуального принуждения, принятию разнообразных промежуточных и итоговых решений. Некоторые решения в сфере уголовного судопроизводства могут быть ошибочными (незаконными и необоснованными), причиняющими значительный вред правам, свободам и законным интересам граждан — участников уголовного процесса. В связи с этим государство возложило на себя обязанность возмещения вреда гражданам, если этот вред возник в результате незаконных действий органов, осуществляющих уголовное судопроизводство.

Возмещение ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, представляет собой правовой институт интегративного (комплексного) характера. Он включает в себя нормы уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального законодательства и других законов. Уголовно-процессуальный элемент занимает в этом институте незначительное, однако важное место.

Уголовно-процессуальный компонент этого института проявляется в том, что:

  1. уголовно-процессуальное законодательство установило условия и основания возмещения ущерба;
  2. основаниями возмещения вреда являются незаконные действия государственных органов и должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства;
  3. нормы рассматриваемого института подлежат применению в порядке исполнения уголовно-процессуального решения о реабилитации гражданина;
  4. на органы дознания, следователя, прокурора и суд возложены обязанности как по разъяснению гражданину порядка восстановления его нарушенных прав и законных интересов, так и принятию предусмотренных законом мер к возмещению ущерба.

Правовую основу рассматриваемого института составляют:

  1. Конституция РФ. В соответствии со ст. 52 и 53 права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц;
  2. международные договоры, в частности Декларация принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (1985 год, 29 ноября), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год, 16 декабря) и некоторые другие;
  3. Гражданский кодекс РФ (ст. 151, 1064 и др.).

В соответствии со ст. 1064 ГК вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 1070 ГК вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ возмещаются за счет казны РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке ст. 1069 ГК.

Вред, причиненный при осуществлении правосудия (при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел. — Автор) возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.
К рассматриваемой теме имеют отношение и другие нормы Гражданского кодекса, о чем будет сказано ниже;

  1. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (ст. 3, 4, 126 и др.), устанавливающий порядок искового производства при разрешении вопросов, возникающих в рамках рассматриваемого института;
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (ст. 581), установивший условия и основания возмещения ущерба гражданам, пострадавшим от незаконных действий в сфере уголовного судопроизводства;
  3. Закон РСФСР от 18 октября 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», регламентирующий порядок и пределы возмещения ущерба гражданам, подвергшимся репрессиям по политическим мотивам;
  4. ФЗ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности» и некоторые другие, разрешающие вопросы возмещения ущерба лицам в процессе осуществления определенных видов деятельности или применительно к отдельным категориям граждан;
  5. другие нормативные акты, в том числе имеющие подзаконный характер.

Среди них прежде всего следует назвать Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 года «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей», установивший общие правила возмещения ущерба.

Этот Указ утвердил Положение «О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда», в котором была урегулирована процедура реализации общих положений, установленных названным выше указом.

Впоследствии была разработана «Инструкция по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда».

Перечисленные законы, иные нормативные и подзаконные акты создали достаточно прочную правовую основу для возмещения ущерба гражданину, пострадавшему от незаконных действий в сфере уголовного судопроизводства. Правда, представляется, что порядок обращения граждан с претензиями к органам, осуществляющим уголовный процесс, следовало бы урегулировать уголовно-процессуальным законом.

Читайте также:

Порядок производства в стадии пересмотра судебных решений, не вступивших в законную силу

Порядок производства задержания подозреваемого

Уголовный процесс государств англосаксонской системы права

Порядок производства предъявления для опознания

Понятие мер уголовно-процессуального принуждения и их виды

Вернуться в оглавление: Уголовный процесс


Сейчас читают про: