Поведенческая школа также занималась исследованием проблем лидерства в управлении. Вначале исследования на тему лидерства в XX в. касались относительно малого числа великих людей, которые живут в любом обществе, работают в любой организации и обладают определенными чертами характера, которые присущи не всем и не в одинаковой степени. Так появились теории лидерских качеств.
Теории лидерских качеств
Согласно данной теории лучшие руководители обладают набором общих для всех лидерских качеств, отличающих их от масс. Основной вывод теории: лидерами рождаются, а не становятся.
Ральф Стогдилл и Ричард Манн считали, что лидера характеризуют пять качеств: ум и интеллект; господство над другими; уверенность в себе; активность и энергичность; знание дела. Но оказалось, что многие люди, обладая этими качествами, оставались последователями.
Уорен Беннис исследовал 90 успешных лидеров и определил 4 группы лидерских качеств:
1. Физиологические: рост, вес, сложение, фигура, красота, энергичность движений, состояние здоровья.
|
|
2. Психологические (эмоциональные) качества проявляются через характер человека.
3. Умственные или интеллектуальные качества. Успех лидера зависит от его умственных способностей, умения принимать взвешенное решение.
4. Деловые качества – это навыки и умения в выполнении своих функций.
Недостатки теории лидерских качеств:
- перечень качеств можно продолжать бесконечно, невозможно создать единый образ лидера;
- невозможно измерить эти качества и соотношение этих качеств;
- на практике ни один человек не обладает полным набором качеств лидера.
Примерно в середине XX в. научные исследования в области лидерства столкнулись с неразрешимыми задачами, когда подход, основанный на чертах характера и направленный на идентификацию личных качеств выдающихся лидеров, оказался безрезультатным. В этом случае приходилось иметь дело со слишком большим числом исключений, относящихся почти к каждой черте характера, поэтому центр внимания был перемещен на поведение лидера и свойственные ему методы руководства.