3. «Почему некоторые дети плохо учатся в школе?»
Каждый вариант гипотезы оценивается и получает баллы:
1. Показатель беглость (количество выдвинутых гипотез). За каждую гипотезу учащийся получает по одному баллу. На основании этого можем выделить следующие уровни развития беглости:
5 и больше баллов — высокий уровень;
3-4 баллов — средний уровень;
1-2 балла — низкий уровень;
2. Показатель гибкость (количество классов выдвинутых гипотез). Каждый класс гипотез оценивается в один балл. Т.о., можем выделить следующие уровни развития гибкости:
5 и больше баллов — высокий уровень;
3-4 баллов — средний уровень;
1-2 балла — низкий уровень;
3. Показатель оригинальность. Гипотеза считается оригинальной и ей приписывается 3 балла, если она не повторяется среди всего класса. Если вариант гипотезы редко встречается (не более 3 – 4 раз на весь класс), то за каждую гипотезу дается 2 балла. Часто встречающийся вариант гипотезы оценивается в 0 баллов. Т.о. оригинальность оценивается от 0 до 3 баллов и можно выделить следующие уровни ее развития.
|
|
3 балла – высокий уровень;
2 балла – средний уровень;
0 баллов – низкий уровень;
Т.о. общая способность к выдвижению гипотез оценивается суммой баллов по всем трем критериям. На основе полученных результатов мы выделили несколько уровней развития гипотетичности как общей творческой способности:
Больше 40 – очень высокий уровень; 30 – 39 – высокий уровень;
20 – 29 – выше среднего; 10 – 19 – средний уровень; 0 – 9 – низкий уровень;
v Диагностика способности переносить полученные умения в процесс обучения школьным дисциплинам, например, естествознанию. Учащимся на занятиях естествознанием предлагается три учебных задания исследовательского характера с подсказками. Подсказки предназначены для ориентирования учащихся в направлениях поиска при выполнении исследовательского задания.
Исследовательские задания:
Почему одной из экологических задач, которую решает человечество, является борьба за чистый воздух?
Подсказка 1. Чтобы успешнее справиться с заданием предположи, к каким последствиям приведет отсутствие чистого воздуха?
Подсказка 2. Чтобы еще успешнее справиться с заданием подумай, насколько воздух важен для жизни.
Подсказка 3.
Воздух очень важен: для планеты в целом, для мира растений, для мира животных, для человека