Разработка категорий ответа

Рассмотрим два примера.

1. По сравнению со средней американской семьей, можете ли Вы сказать, что доход Вашей семьи значительно ниже среднего, ниже среднего, средний, выше среднего или значительно выше среднего? (Ремарка) Просто Ваше предположение.

Значительно ниже среднего

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Значительно выше среднего

Не знаю

2. По сравнению со средней американской семьей, можете ли Вы сказать, что доход Вашей семьи недостаточный, приличный, хороший, отличный?

Недостаточный

Приличный

Хороший

Отличный

К приведенным примерам следует сделать три примечания.

Во-первых, использование пяти категорий ответа – тот максимум, который респондент способен усвоить без использования карточек. В первом случае присутствуют оценка «средний» и отклонения от нее в одну и другую сторону, что облегчает запоминание и не должно мешать выбору респондента. Если в терминах ответа не используются одинаковые слова, их должно быть не более четырех или их следует представить респонденту в печатном виде.

Во-вторых, приведенные выше вопросы имеют существенные различия. В первом речь идет о доходе респондента по отношению к среднему доходу, причем оценка производится не в численном выражении. Она определяется лишь представлениями респондента, который может более или менее точно сказать, является ли доход его семьи выше или ниже общепринятых представлений о среднем доходе. Если вас интересуют реальные цифры, нужно произвести точный подсчет дохода семьи и сопоставить его с опубликованными данными, но здесь такая задача не ставится. Во втором вопросе даются абсолютные оценки: «отличный», «хороший», «приличный» и «недостаточный» – без сравнения со средним. В данном случае речь идет скорее о том, как респондент оценивает благосостояние своей семьи.

Если шкала содержит категорию «средний», то число точек на ней выбирается нечетным и симметричным относительно среднего значения. При этом в некоторых случаях происходит сосредоточение ответов на среднем варианте, а чаще – на одной из категорий выше или ниже среднего значения. Вероятно, лишь немногие хотят быть «средними». При использовании шкал с абсолютными категориями распределение ответов может быть несколько более симметричным.

В-третьих, начинать отсчет следует с наихудшего или наименее одобряемого варианта. Из общих соображений неочевидно, в какой последовательности лучше предлагать варианты ответа. И мы не знаем хорошего обоснования для той или иной последовательности. Но если сначала назвать респонденту наиболее одобряемый вариант, он может остановиться на нем, не дожидаясь продолжения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: