Заключительные замечания

Описанный в этой главе процесс может показаться слишком сложным для очень простых вопросников. Большинство же вопросников требует, однако, не только.большой тщательности при составлении первой редакции, но и очень внимательного изучения работы интервьюера, персонала, обрабатывающего и анализирующего данные. На конечной стадии, если вопросник спроектирован правильно, обычно уже не требуется много времени и сил для уточнения каких-то деталей. На каждой последующей стадии поводов для беспокойства автора становится все меньше.

Начинающий автор, следуя всем указаниям, приведенным в этой главе, может написать качественный вопросник. Имеется в виду, что может быть обеспечен хороший контакт с респондентом и получены все необходимые для исследования данные. Мы верим, что это возможно, и в этой книге показано, как этого достичь. Опытный автор многое делает автоматически и может избежать многих ошибок при составлении первой редакции вопросника. Описанный в этой главе процесс повторной корректуры вопросника направлен на устранение всех возможных ошибок, вызванных неопытностью разработчика.

Последние напутственные слова: Даже правильно спроектированный вопросник с хорошо сформулированными вопросами может оказаться неудовлетворительным, если с его помощью не удается получить информацию, необходимую для достижения поставленных в исследовании целей. В сущности, неважно, по какой причине это происходит. Если же постановку цели вы откладываете до того момента, когда будут получены данные опроса, то даже самый лучший вопросник не поможет решить проблемы, которые при этом неминуемо возникнут.

После выполнения длительной и кропотливой работы по проектированию вопросника получаешь огромное удовлетворение, слушая интервью и читая заполненные формы. Ты видишь, что вопросник позволил получить данные, необходимые для анализа. Мы надеемся, что наши читатели скоро смогут испытать такое же состояние.

Приложения

Приложение А. Словарь используемых терминов

Анкеты (Self-administered questionnaires). Вопросники, которые респонденту нужно прочитать и/или заполнить самостоятельно. Анкеты обычно представлены в виде отпечатанного на бумаге текста и предполагают рукописное заполнение. Однако все чаще используются анкеты, составленные в электронном виде. Анкеты могут раздаваться и собираться интервьюером, который также может отвечать на вопросы респондентов (см. Личные и телефонные интервью).

Архивы данных (Data archives). В социологических исследованиях – организации, занимающиеся накоплением данных когда-либо проводившихся опросов. Данные хранятся в форме, удобной для ввода в компьютер. В архивах хранятся вопросы в принятой формулировке и полученные ответы. Эта информация полезна при проектировании новых вопросников и для повторного анализа имеющихся данных.

Биполярные вопросы / однополярные вопросы (Bipolar questions/unipolar questions). Биполярные вопросы предполагают ответ, включающий одну из двух альтернатив. Например, «одобряете / не одобряете» или «удовлетворен / не удовлетворен». Однополярные ответы могут содержать только одно утверждение с нейтральной точкой типа «не-Х». Например: «Вы одобряете X или нет?». Биполярный вопрос фиксирует изменение установки от положительной до отрицательной величины с нейтральным средним значением. Однополярный вопрос – изменение установки от положительной к нейтральной или от отрицательной к нейтральной, но позитивная оценка не обязательно противопоставляется негативной.

Валидность (Validity). Сопоставление полученной от респондента информации с данными верификации. Наибольший эффект дает верификация данных, полученных на основании внешних источников информации. Тем не менее разные исследователи предлагали проводить измерение валидности и по аттитьюдным темам. Валидность есть мера достоверности измерения. Это понятие противоположно понятию смещения (см. Смещение).

Вариация / отклонение (Variability/variance). Мера различий в ответах отдельных людей или групп населения. Обычно ее измеряют как статистическую дисперсию либо просто как различия в ответах определенной группы опрашиваемых. При оценке установок вариацию рассматривают как меру чувствительности ответов к формулировкам вопросов или контексту. Для выборок вариацию или отклонение определяют путем сопоставления ответов разных выборок одной и той же категории населения. Математическое определение вариации можно найти в учебниках по статистике.

Верификация (Validation). Процесс получения данных, необходимых для измерения точности сведений, сообщаемых респондентом. Верификация осуществляется применительно как к индивидуальной, так и групповой информации. Например, для проверки данных, касающихся имущества или затрат на лечение, могут быть использованы финансовые документы или медицинские свидетельства. При этом, если используемые документы не являются общедоступными, требуется согласие респондента. В социальных исследованиях в качестве дополнительной меры с респондентом связываются, чтобы проверить факт участия в опросе.

Вероятностные выборки (Probability samples). Выборки населения, которые организуют таким образом, чтобы представители разных социальных групп или иных категорий (например домохозяева или отдельно проживающие люди) имели известную вероятность войти в выборку. В равновероятных выборках у всех жителей вероятность быть включенными в выборку одинакова. В неравновероятных – определенные категории населения представлены в большей или в меньшей степени. В этом случае должна быть определена доля этой категории в генеральной совокупности.

Вопросник (Questionnaire). Комплект материалов, используемый интервьюером и/или респондентом для получения / выдачи информации во время опроса. В первую очередь содержит вопросы и предусмотренное для ответов свободное пространство, а также инструкции для интервьюеров и карточки для респондентов. Традиционно вопросники печатали на бумаге, но с появлением и широким распространением компьютеров их вводят в ЭВМ (см. С AT И).

Вопрос о прошлом (Recall question). Вопрос о поведении в прошлом. Ответы на такие вопросы сопряжены с ошибками (см. Ошибки памяти).

Вопросы, вызывающие опасения / не вызывающие опасений (Threatening / nonthreatening questions). Вопросы, вызывающие опасения респондентов, приводят к определенным трудностям при ответе. Они являются составной частью вопросов, связанных с социально одобряемым и не одобряемым поведением (см. Социальное одобрение/'неодобрение). Кроме того, некоторые респонденты опасаются отвечать на вопросы относительно своего финансового положения и состояния здоровья. Обычно такие темы не обсуждаются с незнакомыми людьми. На вопросы, не вызывающие опасений, респонденты, как правило, отвечают легко. Вопросы об употреблении наркотиков смущают тех, кто ими пользуется, и не вызывают опасения у тех, кто ими не интересуется. Обратите внимание на то, что степень опасений зависит от восприятия респондента.

Вопросы о знаниях (Knowledge questions). Вопросы для выяснения знаний респондента о текущих проблемах, людях или событиях. Иногда это – попытка оценить уровень образования или интеллектуальные способности.

Вопросы об установках, или аттитьюдные вопросы (Attitude/opinion questions). Термины «установки», «мнения» и «убеждения» дифференцировать трудно. В принципе «установки» относятся к общим представлениям или образу мышления. Установки основываются на ряде конкретных мнений, относящихся к обсуждаемым проблемам или ббъектам. Термин «убеждение» часто рассматривается применительно к установкам, имеющим явную нормативную компоненту, в частности, связанным с религией, нормами морали или общепринятого поведения.

Вопросы с множественным выбором (Multiple-choice questions) (см. Закрытые и открытые вопросы].

Вопросы с принудительным выбором (Forced-choice questions). Вопросы, требующие от респондента обязательного выбора одного из вариантов, даже если ему «не нравится» ни один из них. Обычно респондента просят выбрать вариант, который наиболее близок к его точке зрения, хотя, возможно, ни один из предложенных вариантов не отражает его мнения в полной мере.

Временной сдвиг в ответах (Telescoping). Явление, связанное с забыванием точных дат отдельных событий. Как правило, респонденты вспоминают события, произошедшие до того периода, о котором задается вопрос. Это приводит к тому, что информация оказывается отнесенной к событиям более позднего периода.

Выборка (Sample). Часть группы людей (например жителей определенного региона), выделенная на основании ряда принципов. Когда формирование выборки производится таким образом, что известна вероятность выбора, она называется вероятностной. В этом случае выводы о генеральной совокупности могут быть сделаны на базе теории математической статистики. Если при формировании выборки не учитывается вероятность выбора, правомерность общих выводов на основании ответов респондентов вызывает сомнения.

Генеральная совокупность (Population). Исследуемая совокупность людей. Например, население страны, определенного региона или города.

Групповые интервью (Group interviews). Анкетные интервью, в которых каждый респондент, руководствуясь инструкциями, визуальными материалами, советами интервьюера, самостоятельно заполняет анкету. Группа размещается в аудитории, на рабочем месте или в ином помещении, выделенном для проведения опроса. Интервью с несколькими членами домохозяйства нельзя квалифицировать как групповые (см. Анкеты). Термин используется также для обозначения фокус-группы, состоящей из шести – пятнадцати участников. Такое интервью скорее представляет собой дискуссию на интересующую исследователя тему, проводимую под руководством модератора.

Демографические характеристики (Demographic characteristics). Основные классифицирующие переменные: пол, возраст, семейное положение, раса, этническое происхождение, уровень образования, специальность, доход, религиозная принадлежность и место проживания.

Дихотомические вопросы / вопросы с множественным выбором (Dichotomous/multiple-choice questions) (см. Закрытые и открытые вопросы).

Дневники (Diaries). Записи, которые респонденты производят для учета отдельных событий, например крупных покупок или болезней, поскольку подробности таких событий трудно вспомнить по прошествии времени. Респондентов, ведущих дневники, обычно просят делать запись сразу же после совершения покупки или других действий и компенсируют это выплатой денег или подарками.

Дополнительные листы/вставки (Continuation sheets/supplements). Листы и формы, не входящие в основной текст вопросника, прилагаемые для получения информации в тех случаях, когда заранее неизвестно количество обсуждаемых предметов или людей и событий. Дополнительные листы позволяют сократить объем основного вопросника, но вызывают некоторые сложности, связанные с необходимостью быстро найти нужную форму. Кроме того, возникает опасность потери этих листов.

Достоверность / оценка достоверности (Reliability/reliability checks). Используется в психологических и социальных исследованиях как мера соответствия установок и поведения респондента. Оценка достоверности проводится либо сразу при получении ответа, либо по прошествии времени. Если респондента спрашивают об одном и том же факте несколько раз, формулировка не должна быть абсолютно идентичной или близкой к заданному ранее вопросу. В противном случае у респондента может возникнуть раздражение, а оценки надежности будут искажены.

Зависимые / независимые / взаимозависимые переменные (Dependent/independent/interdependent variables). Зависимые переменные определяют поведение, установки или знания, которые пытается объяснить исследователь. Независимые переменные –это факторы, объясняющие распределение значений зависимых переменных. Отнесение переменных, например специальности или дохода, к одному или другому типу определяется целями исследователя или используемой моделью. При ограничении ресурсов важнее добиться более точного измерения зависимых переменных, чем независимых. В более сложных моделях переменные могут быть взаимозависимыми, то есть переменная «А» влияет на переменную «Б» и одновременно переменная «Б» оказывает влияние на переменную «А». Если это возможно, такие взаимозависимые переменные следует измерять с одинаковой точностью.

Закрытые и открытые вопросы (Closed and open questions). В закрытых вопросах в явном или неявном виде респонденту предлагаются варианты ответов. Закрытые вопросы могут иметь два альтернативных ответа (дихотомические вопросы), например: «да» или «нет», «мужчина» или «женщина». Кроме того, они могут содержать множественный выбор: «демократ», «республиканец» или «независимый», в другом варианте: «полностью согласен», «согласен», «не согласен», «полностью не согласен». В открытых вопросах респонденту не предлагается вариант ответа. Например: «Какая, по вашему мнению, наиболее серьезная проблема стоит сейчас перед нацией?».

Запечатанный конверт или бюллетень (Sealed envelope or ballot) (см. Формы анонимного опроса).

Инструкции / указания интервьюеру (Interviewer instructions/directions). Инструкции о том, какие вопросы задавать, а какие пропускать в определенных ситуациях и какие задавать уточняющие вопросы (см. Уточняющие вопросы). Эти инструкции входят в вопросник, но не предназначены для ознакомления с ними респондентов. Инструкции печатаются курсивом, заглавными буквами, т.е. так, чтобы их легко можно было выделить в тексте.

Инструкции перехода (Skip instructions). Инструкции, которые получает интервьюер или реже респондент (в анкетах). Инструкции перехода указывают номер следующего вопроса, который определяется ответом на текущий. Инструкции перехода позволяют использовать простые вопросники для разных категорий респондентов и задавать им только существенные или значимые вопросы. Не следует ожидать, что респонденты самостоятельно корректно выполнят сложные инструкции перехода. При использовании системы САТИ (см. САТИ) инструкции перехода заложены в компьютерную программу и выполняются автоматически.

Интерес респондента (Salience). Важность для респондента обсуждаемой темы или отдельного вопроса. Об интересе респондента можно судить по его высказываниям до начала интервью. Обычно вопросы, затрагивающие опрашиваемого лично или его семью, вызывают больший интерес, чем вопросы, связанные с общественными проблемами.

Информанты (Informants). Респонденты, которые дают информацию о поведении или установках родственников, друзей или знакомых. При обсуждении тем, вызывающих опасения респондентов, опрос информантов позволяет повысить точность собираемых сведений (см. Ключевые информанты).

Информированное согласие (Informed consent). Явная или неявная договоренность с респондентом об участии в опросе после его ознакомления с характером и задачами интервью. Обычно респонденту сообщают цели исследования, имя интервьюера, наименование организации, которую тот представляет, и время, которое ориентировочно займет интервью. Ему, кроме того, нужно сказать, что на некоторые «чувствительные» вопросы он может не отвечать. В большинстве случаев письменной договоренности о согласии не требуется. Исключение составляют ситуации, когда интервьюер хочет получить доступ к некоторым документам респондента или когда респонденты не достигли совершеннолетия.

Карточки (Cards). Выполняются из картона или другого материала размером от 5 до 8 дюймов (127 – 203 мм). Во время опроса интервьюер передает их респонденту. На карточке могут быть напечатаны варианты ответа, если их слишком много для запоминания на слух. Карточка может также представлять собой фотографию или иное изображение, отражающие тему обсуждения. Обычно карточки нумеруются или имеют буквенное обозначение, что позволяет интервьюеру легко их найти.

Ключевые информанты / информаторы сообщества (Key/community informants). Респонденты, представляющие информацию о сообществе или организации, в которых они состоят. Ключевых информантов выбирают для получения экспертных оценок. Обычно они выполняют функции руководителей или ведущих сотрудников своей организации. Это может быть, например, политический деятель, чиновник, директор школы. Кроме того, они должны быть хорошо осведомлены в делах этой организации. В некоторых случаях ответы ключевых информантов окрашены личностными отношениями и убеждениями (см. Проективные вопросы).

Кодирование (Coding). Процесс преобразования ответов в числовую форму для ввода в компьютер и последующей статистической обработки. Кодирование альтернативных ответов на закрытые вопросы производится заранее, на стадии проектирования вопросника (см. Закрытые и открытые вопросы). Этот процесс называется предварительным кодированием. Если проведено предварительное кодирование, в ходе интервью необходимо кодировать только открытые вопросы (см. Полевое кодирование).

Контекст вопросника (Context of questionnaire). Общее определение, относящееся к совокупности всех элементов вопросника в связи с их влиянием на ответы. Это могут быть обозначение предмета исследования, любые инструкции респонденту или интервьюеру и сами вопросы. Поведение интервьюера, связанное с контекстом (нервозность при выяснении «чувствительных вопросов»), также является составной частью понятия. Контекст особенно существенно влияет на ответы об установках, но может сказываться и при ответах на поведенческие вопросы.

Личные и телефонные интервью (Personal interviews face-to-face/telephone). В личных и телефонных интервью интервьюер задает вопросы и записывает ответы. В этом смысле телефонные интервью также можно включить в категорию личных интервью*. Групповые интервью и анкетные опросы, в которых респондент сам заполняет анкету, могут проводиться в присутствии интервьюера, но личными не считаются.

* Авторы используют термин личные интервью как для непосредственных встреч интервьюера и респондента (face-to-face), так и для телефонных опросов. При переводе же термин «личные интервью» использовался только для первого случая (face-to-face), поэтому возникло дублирование частного и общего понятий. – Прим. ред.

Ложные утвердительные высказывания и ложные отрицательные высказывания (False positives/false negatives). Иногда респонденты сообщают о каком-то событии (факте), которого на самом деле не было (ложное утвердительное сообщение). И наоборот, порой респонденты отрицают тот или иной факт, хотя в действительности он имел место (ложное отрицательное высказывание). Например, если человек говорит, что он принимал участие в последних выборах, а проверка списков участников голосования свидетельствует о недостоверности информации, – это ложное утвердительное высказывание. Когда же респондент утверждает, что не участвовал в голосовании, а по спискам он проходит как один из голосовавших, речь идет о ложном отрицательном высказывании.

Мнения (Opinions). См. Вопросы об установках.

Наводящие вопросы (Loaded questions). Вопросы, сформулированные определенным образом с целью получения интересующих ответов. Наводящие вопросы могут быть использованы вполне легитимно для преодоления нежелания респондента вести беседу на тему, вызывающую у него опасения. Нелегитимное использование наводящих вопросов в интервью связано с лоббированием или с другими запрещенными целями, когда автор задает наводящие установочные вопросы для навязывания собственной точки зрения.

Невербальные вопросы (Nonverbal questions). Вопросы, содержащие невербальные элементы, например фотографии, карты, музыкальные фрагменты или физические объекты. Невербальные элементы могут входить в формулировку вопроса или в предлагаемые респонденту варианты ответа. Чаще всего такие вопросы используются при выяснении знаний.

Не знаю / нет мнения / нет решения / нет ответа (Don't know/no opinion/undecided/no answer). Ответ «не знаю» респондент дает тогда, когда он хотел бы ответить на вопрос, но не может этого сделать из-за отсутствия информации. В случае трудных или «чувствительных» вопросов о поведении «не знаю» – вежливая форма отказа отвечать. Ответ «нет мнения» на вопрос об установках означает, что респондент еще не сформировал свое мнение по обсуждаемой проблеме. Ответ «нет решения» свидетельствует о том, что респондент не может выбрать подходящий вариант ответа на закрытый вопрос. Вариант «нет ответа» обычно связан с отказом респондента отвечать, а также с ошибкой интервьюера при выполнении инструкций пропуска или с нежеланием респондента дослушать вопрос до конца. Для решения многих задач исследования эти категории могут быть объединены в одном варианте ответа, но в некоторых случаях полезно их рассматривать раздельно. Так, при выяснении вызывающих сомнения вопросов об установках полезно разделить респондентов на три группы: тех, кто отказывается отвечать; кто не может выбрать вариант ответа и кто еще не сформировал свое мнение. В этом случае либо все три варианта отказа от ответа предлагаются респонденту раздельно, либо задается дополнительный уточняющий вопрос.

Нет ответа (No answer) (см. Не знаю / нет мнения / нет решения / нет ответа).

Обсуждение опроса (Debriefing). Обсуждение результатов полевых исследований или предварительного тестирования вопросника, проводимое совместно интервьюерами и аналитиками-исследователями. Цель такого обсуждения состоит в том, чтобы обратить внимание аналитиков на определенные трудности в понимании вопросов, с которыми столкнулись респонденты, и тем самым улучшить будущие вопросники и методы полевых исследований.

Общий социальный опрос (General Social Survey – GSS). Национальный опрос, проводимый НЦИОМ с 1972 г. Он охватывает широкий спектр проблем, интересующих социальных исследователей. Данные этих опросов доступны всем, их можно получить в Центре исследования общественного мнения Роупера (University of Connecticut, Storrs, Conn.). Достаточно часто к ним обращаются преподаватели и исследователи. Можно воспользоваться книгой кодов, содержащей формулировки вопросов и распределение ответов по ним (НЦИОМ) [36].

Открытые вопросы (Open questions). См. Закрытые и открытые вопросы.

Ошибки памяти (Memory error). Непроизвольные ошибки при ответах на поведенческие вопросы, вызванные тем, что респондент забыл о том или ином факте, событии или деталях, с ними связанных (см. Временной сдвиг в ответах).

Панельное исследование (Panel study). Процедура сбора информации, состоящая в проведении нескольких повторных опросов на одной и той же выборке с помощью интервьюирования или заполнения дневников (см. Дневники). Панельные исследования позволяют проследить индивидуальные изменения и получить более надежную и детальную информацию, чем при независимых однократных опросах. Однако для их проведения труднее подобрать респондентов, желающих многократно участвовать в опросах, равно как и поддерживать это желание в течение заданного промежутка времени.

Переменные (Variables) (см. Зависимые / независимые / взаимозависимые переменные).

Перепись (составление списка/реестра) членов семьи / домохозяйства (Household (family) composition/enumeration/listing). В большинстве случаев такая перепись включает следующие характеристики: возраст, пол, степень родства членов семьи. Эту информацию получают на основе списка всех членов домохозяйства. Выясняют фамилии (или имена) всех членов семьи, а затем задают конкретные вопросы либо каждому, либо одному или нескольким ее представителям, которых выбирают для последующего опроса. Домохозяйство может быть представлено только одним человеком, а также людьми, не связанными родственными отношениями. Семья обычно состоит из одного и более родственников.

Переходные фразы / вопросы (Transitional phrases/questions). Слова или вопросы, которые предупреждают респондента об изменении темы, чтобы помочь ему понять логику последующих вопросов.

Пилотаж / предварительное тестирование (Pilot test/pretest). Предварительное тестирование как вопросника, так и других процедур будущего опроса, проводимое до начала основного исследования. Для пилотажа обычно формируют небольшую выборку: от десяти до пятидесяти человек. Участников предварительного тестирования ориентируют на выявление неучтенных на стадии проектирования вопросника трудностей, с которыми может столкнуться респондент. Во многих организациях понятия «пилотаж» и «предварительное тестирование» принято считать синонимами. По мнению одних, пилотаж проводится до предварительного тестирования, по мнению других – после.

Письменные свидетельства (Records). Документы, обычно используемые для уменьшения ошибок памяти при ответах на вопросы о поведении (см. Ошибки памяти). Это, например, счета, папки с квитанциями, оплаченные чеки, документы о правах собственности и аренде, другие финансовые документы.

Поведенческие вопросы (Behavior questions). Вопросы, в которых выясняются поведение или «факты». Примерами таких вопросов могут быть характеристики людей, их поступки или происшедшие с ними события, которые могут быть подтверждены сторонним наблюдателем. Вопросы о знаниях также относятся к поведенческим.

Полевое кодирование (Field coding). Кодирование открытых вопросов интервьюером в процессе интервью. Вместо отведенного для записи ответа чистого места на опросном листе интервьюеру предлагается набор кодов для регистрации вербальных ответов. Он должен просто отметить наиболее подходящий код для каждого высказывания. Если не ведется дословная запись ответов, предоставляющая возможность проверить качество кодирования при анализе результатов опроса, полевого кодирования следует избегать.

Полномочный респондент (Proxy respondent). Респондент, отвечающий на все вопросы за другого человека, который по болезни или другим причинам не может принять участие в опросе. Полномочными респондентами обычно являются члены одного и того же домохозяйства (см. Информанты).

Предварительное кодирование (Preceding). См. Кодирование.

Преувеличения / преуменьшения (Overreporting / underreporting). Респонденты могут сообщать, что они чего-то больше купили или делали что-то чаще, чем на самом деле, т. е. преувеличивать результаты своих действий. В равной мере они могут их и преуменьшать. Преувеличения обычно проявляются при ответах на вопросы о социально желаемом поведении. Преуменьшения чаще всего возникают при ответах на вопросы, вызывающие опасения.

Проективные вопросы (Projective questions). Вопросы, которые задаются о мнениях других людей и в неявном виде отражают намерение исследователя выяснить точку зрения самого респондента, например: «Как Вы полагаете, будут ли люди, с которыми мы общаемся, задеты вопросом об их сексуальной жизни?». Такие вопросы нужны для снижения эффекта ответа на вопросы, вызывающие опасения (см. Эффект ответа, Вопросы, вызывающие опасения / не вызывающие опасении). Если респондент отвечает о конкретных людях или событиях, о которых он знает, то проективный вопрос можно квалифицировать как вопрос о знании. Многие ответы содержат как проективную, так и когнитивную (знание фактов) составляющую.

Процедура сужения / процедура расширения (Funneling procedures/inverted funnels). Процедура сужения предполагает такую последовательность вопросов, при которой сначала задаются общие вопросы, а затем частные. Цель процедуры состоит в том, чтобы ответы на частные вопросы не послужили отправной точкой для формулирования ответов на более общие. Предполагается, что у большинства респондентов есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме и они могут дать ответ на общий вопрос. Если же большинство респондентов не могут ответить на общий вопрос, заданный в начале опроса, используется «процедура расширения», когда первыми задаются частные вопросы. Такая инверсия не позволяет использовать достоинства процедуры сужения. Однако респондент получает возможность подумать о разных аспектах проблемы прежде, чем ему придется отвечать на общий вопрос.

Процедуры активизации воспоминаний (Aided-recall procedures). Методы, помогающие респонденту вспомнить прошлые события при ответе на вопросы о поведении или знании. Например, использование списков, изображений, предметов домашнего обихода и специальных вопросов.

Рандомизированный ответ (Randomized response). Метод, гарантирующий респонденту анонимность ответов на вопросы, связанные с социально неодобряемым или незаконным поведением. Респонденту задают два вопроса. Один из них – вызывающий опасения, а второй – нейтральный. На каждый возможны два ответа: «да» или «нет». Пользуясь предложенной процедурой случайного выбора, респондент сам решает, на какой из вопросов ему отвечать. Например, ему дают коробочку с красными и синими шариками и окошком, в котором появляется только один шарик. Поскольку интервьюер не знает, на какой вопрос отвечает респондент, ответ полностью анонимный, хотя некоторые респонденты этому и не верят. Зная распределение ответов на нейтральный вопрос (например, «Вы родились в апреле?) и законы теории вероятностей, исследователь может получить ответы на вопрос, вызывающий опасения.

Расщепленные бюллетени (Split ballot). Процедура, предполагающая экспериментальное выявление эффектов формулировки и расположения вопроса. Выборку разбивают на группы, каждой группе случайным образом задают вопросы с разным местоположением контрольного вопроса. Обычно рассматривают два варианта расположения расщепленного вопроса, но возможно использование и большего числа вариантов, где внимание уделяется каждой формулировке или каждому положению вопроса.

Связанное интервью (Bounded recall). Процедура, направленная на восстановление в памяти респондента даты интересующего события. Осуществляется путем проведения серии повторных интервью. Первичное интервью не учитывается как источник информации. При всех последующих опросах респонденту напоминают о событиях, о которых он сообщал в прошлый раз. Интервьюер должен проследить за тем, чтобы не было механического повторения сведений, которые респондент уже давал ранее.

Симметричное распределение (Symmetrical distribution). Распределение, симметричное относительно некой центральной точки. Самым распространенным примером служит нормальное распределение.

Система автоматизированного телефонного интервьюирования – САТИ (Computer-assisted telephone interviewing – CATI). Метод телефонного опроса без использования напечатанного вопросника. Интервьюер видит вопросы на дисплее, а ответы сразу же вводит в компьютер. Основным преимуществом метода является возможность использования очень сложных инструкций перехода (см. Инструкции перехода) и контроля над вводом данных. Программа осуществляет автоматический вывод каждого следующего вопроса (в том числе и в соответствии с инструкциями перехода) сразу же после ответа на предыдущий вопрос.

Скрининг (Screening). Часть опроса, преследующая цель выяснить, насколько отдельные респонденты или домохозяйства обладают данными, необходимыми для полномасштабного исследования. Например, скрининг проводят по таким характеристикам, как возраст, доходы, расовая или этническая принадлежность, а также по затратам на медицинское обслуживание.

Случайные / неслучайные выборки (Random samples/nonrandom samples). Случайная выборка – только один тип вероятностных выборок, которые формируют с использованием случайной процедуры, например таблицы случайных чисел. На практике под этим термином обычно подразумевают какой-то из вариантов вероятностной выборки. Термин «неслучайная выборка» часто означает, что используются принципы формирования выборки, которые не основаны на вероятностных процедурах. Например, к неслучайным выборкам относятся квотная и бессистемная.

Случайный цифровой набор номера телефона (Random digit dialing – RDD). Определение выборки для телефонного опроса с помощью случайного набора телефонных номеров. Наиболее распространен отбор, который начинается с первых цифр телефонного номера, определяющих ту территорию, где будет проводиться опрос. Последние четыре цифры номера затем генерируются случайным образом. Достоинство процедуры случайного цифрового набора состоит в том, что с помощью генератора случайных чисел охватывается весь возможный диапазон телефонов выбранной территории (хотя в телефонной книге какие-то номера могут отсутствовать).

Смещение (Bias). Разница между зафиксированным и истинным значением. Выборочное смещение связано с некорректным формированием выборки, выполненным без учета веса определенной группы в генеральной совокупности. Смещение ответа о поведении – это разница между сообщением респондента и его фактическим поведением. При рассмотрении аттитьюдных вопросов смещение ответа связано с концепцией неоднозначности (см. Эффект ответа).

Сортировка карточек (Card sorting). Процедура получения ответа, которая требует от респондента распределить предложенные ему карточки на две и более группы. Например, респондента могут попросить, чтобы он рассмотрел карточки с несколькими вариантами поведения, не вызывающего одобрения, и рассортировал их на две группы – в зависимости от того, случалось ли подобное поведение в его жизни или нет. Другой пример – респонденту предлагают распределить события, которые могут произойти в будущем, по девяти категориям в соответствии с его предположениями о вероятности этих событий. Преимущество процедуры состоит в том, что она не производит столь травмирующего впечатления, как необходимость давать устный ответ на вопрос, вызывающий опасения. Кроме того, есть возможность изменить свое мнение в процессе размышлений и поменять карточки местами. Немаловажно также, что тем самым снимается монотонность.

Социальное одобрение / неодобрение* (Social desirability/social undesirability). Представление респондента о том, вызовет ли его ответ одобрение или негативную реакцию со стороны интервьюера или исследователя. Одобрение тесно соотносится с социологическим термином «нравы» – характером мышления или поступков, этически значимых для конкретной социальной группы. Суть этого термина состоит в том, что для многих людей он приобретает, как правило, силу неписаного закона. Примерами социально одобряемого поведения могут служить представления и поступки «хорошего» гражданина: хорошо информированного, следующего правилам морали и несущего социальную ответственность за свои действия. К социально неодобряемому поведению относятся: употребление спиртного и наркотиков, практика нетрадиционной сексуальной ориентации или нарушения правил дорожного движения.

* Дословный перевод дихотомии Social desirability/social undesirability – социально желательное или нежелательное поведение. Однако семантика данного различения тесно связана с представлениями респондента об оценке его представлений или поступков, буквально – с одобрением или неодобрением. Поэтому при переводе термина использовалось различение социально одобряемый или неодобряемый, что полнее отражает его смысловую нагрузку – Прим. ред.

Структурированные / неструктурированные вопросники (Structured / unstructured questionnaires). В структурированных вопросниках однозначно определены формулировки вопросов и их последовательность. В неструктурированных – приводится список тем, которые интервьюер должен обсудить с респондентами, используя по своему усмотрению формулировки и последовательность вопросов. Неструктурированные вопросники обычно применяются антропологами и психологами, а также в исследованиях, связанных с медицинскими проблемами.

Укороченные страницы (Die-cut pages). Страницы вопросника, которые обрезают сверху или сбоку. Это делается для того, чтобы на следующей странице были видны заголовки, например названия пунктов опроса или имен людей, которые должны совпадать по строкам или колонкам. Существуют специальные приспособления, позволяющие легко и удобно отрезать часть страницы (см. вопрос 14, приложение Б).

Установка на ответ (Response set). Тенденция некоторых респондентов отвечать на серию вопросов одинаково, независимо от содержания отдельных вопросов. Например, ответив на первый вопрос «да» или «согласен», респондент точно так же отвечает на все остальные вопросы, особенно если формулировки неопределенны или вопросы не вызывают интереса.

Уточняющие вопросы (Probes). Вопросы или утверждения типа: «Как Вы полагаете?», «Каким образом?», «Не могли бы объяснить?». Такие вопросы необходимы для того, чтобы получить дополнительную информацию, если первоначальный ответ кажется неполным. Исследователи иногда рекомендуют использовать эти вопросы и, как правило, оставляют на усмотрение интервьюера «что» и «как» уточнять. Основная задача – избежать навязывания респонденту предполагаемого ответа. Уточняющие вопросы могут начинаться таким образом: «Вы имеете в виду...» или «Вы говорите, что...»

Фильтрующий вопрос (Filter question). Вопрос, который определяет, какие вопросы задавать, а какие пропустить.

Формат свободного ответа (Free-response format). Формат, предполагающий ответ респондента «своими словами», который дословно записывается интервьюером.

Формы анонимного опроса (Anonymous forms). В анкетах, затрагивающих темы, которые могут вызвать опасения респондентов, не фиксируются фамилии или иные идентификаторы, что гарантирует полную конфиденциальность опроса. Для обеспечения эффективности применения таких форм необходимо, чтобы респондент был уверен в декларируемой анонимности. В наибольшей степени это требование выполняют анкеты, заполняемые респондентами при групповом исследовании. Затем следуют анкеты, рассылаемые по почте. Тем не менее у некоторых респондентов может возникнуть подозрение, что исследователь идентифицирует их даже тогда, когда они не указывают свои инициалы. В личном интервью анонимность гарантируется тем, что интервьюер в присутствии респондента запечатывает анкету в конверт и не проставляет на нем никаких пометок.

Эффект избыточности (Redundancy effect). Связан с последовательностью вопросов, которая может вызвать у респондента ощущение, будто он должен сообщить что-то дополнительное в сравнении с тем, что он уже говорил, отвечая на предшествующие вопросы.

Эффект ответа (Response effect). Общее определение для смещений ответов (см. Смещение). Смещения ответов на аттитьюдные вопросы возникают в результате различий в формулировках, изменения контекста и способа регистрации ответов (респондентом или интервьюером). В этих случаях невозможно использовать внешние критерии оценки валидности (см. Валидность). Для поведенческих вопросов понятия «эффект ответа» и «смещение ответа» являются синонимами.

Эффект последовательности (Order effect). Изменение распределения (или частоты) вариантов ответа на вопрос, вызванное либо последовательностью, в которой они предлагаются респонденту, либо характером предшествующих вопросов, т.е. положением в вопроснике предлагаемого вопроса (см. также Контекст вопросника).

Эффект формы (Form effect). Термин используется для обозначения влияния формата вопроса на распределение ответов. Например, распределение ответов может зависеть от того, в закрытом или открытом виде задавался вопрос.

Приложение Б. Вопросник для жителей определенной местности

Национальный центр исследования общественного мнения Чикагский университет

Здравствуйте! Меня зовут _______________________. Я из Национального центра исследования общественного мнения. Мы проводим социологическое исследование в этом городе/районе. Я бы хотел узнать Ваше мнение о местности, в которой Вы живете.

1. Как называется это место?

15-

2. Не могли бы Вы назвать три-четыре наиболее важные причины, по которым Вам нравится жить в этой местности?

16-

17-

18-

19-

20-

21-

22-

23-

3. Не могли бы Вы назвать три или четыре основные проблемы Вашего района?

24-

25-

26-

27-

28-

29-

30-

31-

4. ПОКАЗЫВАЕТЕ РЕСПОНДЕНТУ КАРТОЧКУ А. В целом, как бы Вы охарактеризовали внешний облик Вашего района? Если оценить внешний вид зданий, зеленые насаждения, чистоту улиц, можно ли назвать его превосходным, выше среднего, средним или ниже среднего?

Превосходный............................. 32- 1

Выше среднего................................... 2

Средний............................................... 3

Ниже среднего.................................... 4

Не знаю................................................ 5

5. (КАРТОЧКА А) Если сравнить Ваше местожительство с другими районами, как бы Вы оценили состояние улиц и дорог, учитывая качество ремонтных работ, уборку улиц (например уборку снега) –как превосходное, выше среднего, среднее или ниже среднего?

Превосходный............................. 33- 1

Выше среднего................................... 2

Средний............................................... 3

Ниже среднего.................................... 4

Не знаю................................................ 5

6. Живущих здесь людей сильно беспокоит, немного беспокоит или совсем не беспокоит проблема преступности и действия полиции?

Сильно беспокоит (ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ А-В)........... 34- 1

Немного беспокоит (ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ А-В)............... 2

Совсем не беспокоит (ПЕРЕХОДИТЕ К В.7)....................... 3

Не знаю (ПЕРЕХОДИТЕ К В.7)............................................. 4

ЕСЛИ СИЛЬНО БЕСПОКОИТ ИЛИ НЕМНОГО БЕСПОКОИТ

A. За последнее время изменилась ли ситуация с преступностью в лучшую сторону, осталась прежней или ухудшилась?

Изменилась в лучшую сторону.. 35- 1

Осталась прежней.............................. 2

Ухудшилась........................................ 3

Не знаю................................................ 4

Б. Какие виды преступлений наиболее распространены в Вашем районе?

36-

B. Считаете ли Вы, что меры, предпринимаемые полицией, полностью адекватны, в некоторой степени адекватны или не адекватны уровню преступности?

Полностью адекватн.................... 37- 1

В некоторой степени адекватны....... 2

Не адекватны...................................... 3

РАЗДЕЛ 02 ____________

8. ВОПРОС ТОЛЬКО ДЛЯ ГЛАВЫ СЕМЬИ:

А. Каким родом деятельности Вы (он/она –указывается имя) занимаетесь?

15-

16-

17-

Б. В какой сфере бизнеса или отрасли промышленности Вы (он/она – указывается имя) работаете?

18-

19-

20-

9. ВОПРОСЫ ДЛЯ КАЖДОГО РАБОТАЮЩЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ

10. В целом, насколько Вы довольны проживанием в этом районе (указывается название)? Можете ли Вы сказать, что очень довольны, достаточно довольны или совсем не довольны этим районом?

Очень доволен.............................. 39- 1

Достаточно доволен........................... 2

Совсем не доволен............................. 3

11. Если какие-нибудь обстоятельства вынудили бы Вас переехать на другое место, это бы сильно Вас расстроило, немного расстроило, Вы были бы рады или Вам было бы безразлично?

Очень расстроен........................... 40- 1

Немного расстроен............................. 2

Безразлично........................................ 3

Рад переехать...................................... 4

12. А. Как называются парки, зоны отдыха, крытые спортивные манежи и другие места отдыха и развлечений, расположенные в Вашем районе, которые посещаете Вы или члены Вашей семьи? УТОЧНЯЮЩИЙ ВОПРОС: А что еще?

13. Вы или Ваша семья удовлетворены зонами отдыха Вашего района?

Не удовлетворены (ЗАДАЙТЕ ВОПРОС А)......... 51- 1

Удовлетворены (ПЕРЕХОДИТЕ К В. 14).................... 2

ЕСЛИ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНЫ

52-

53-

РАЗДЕЛ 03_________

СПРАШИВАЙТЕ, ЕСЛИ РЕСПОНДЕНТ ИМЕЕТ ДЕТЕЙ МОЛОЖЕ 18 ЛЕТ. ЕСЛИ НЕ ИМЕЕТ, ВВЕДИТЕ КОД «R» И ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 18

14. Как называются школы, которые посещают Ваши дети?

Не посещают школ (ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 18)................................ 15- R

ВЫПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ШКОЛ. ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ А-n О КАЖДОЙ ШКОЛЕ

А. Школа расположена в Вашем районе?...........................................................................................................
Б. Кто директор? ВВЕДИТЕ ИМЯ......................................................................................................................
В. Что Вы можете сказать о правилах зачисления в школу?............................................................................
Г. Как Вы считаете, помещение (указывается название школы) не заполнено, нормально заполнено, слегка переполнено или сильно переполнено?
Д. (КАРТОЧКА А) Можете ли Вы сказать, что школа обустроена превосходно, выше среднего, на среднем уровне или ниже среднего?
Е. (КАРТОЧКА А) Как Вы считаете, уровень преподавания и образовательной программы (указывается название учебного заведения) очень высокий, выше среднего, средний или ниже среднего?
Ж. (КАРТОЧКА А) А как организована внеклассная работа: различные спортивные, музыкальные или общественные мероприятия? Как Вы оцениваете их уровень – очень высокий, выше среднего, средний или ниже среднего?
3. Если подвести общий итог, как бы Вы охарактеризовали уровень этого учебного заведения – очень высокий, выше среднего, средний или ниже среднего?

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

И. Как Вам кажется, дети в (название школы) дружелюбно относятся друг к другу или в их отношениях существует некоторая напряженность? (1) ЕСЛИ СУЩЕСТВУЕТ НАПРЯЖЕННОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ: Что послужило причиной?
К. Были ли Вы или Ваш ребенок (Ваши дети) не удовлетворены в каких-то случаях (указывается название школы) в прошлом году? (1) ЕСЛИ ДА: Что именно Вас не устраивало?
Л. Являетесь ли Вы или Ваш супруг (супруга) членом родительского комитета?
М. Посещают ли школу вместе белые и черные? (1) ЕСЛИ ДА: Как Вы думаете, приблизительно какой процент учащихся составляют негры? (2) ЕСЛИ ЭТО УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ ДЛЯ БЕЛЫХ ИЛИ РЕСПОНДЕНТ ОТВЕТИЛ «НЕ ЗНАЮ»: Были бы Вы довольны, расстроены или Вам безразлично, если бы негры тоже учились в (указывается название школы)? (а) ЕСЛИ ЭТО ЗАВИСИТ ОТ НЕКОТОРЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ: От чего это зависит?
Н. ЕСЛИ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ БОЛЕЕ 90% НЕГРОВ, ЭТОТ ВОПРОС ЗАДАВАТЬ НЕ СЛЕДУЕТ. Были бы Вы обеспокоены, если число негров в (указывается название школы) возросло по сравнению с настоящим моментом выше определенного процента? (1) ЕСЛИ ДА: Какой это процент?

РАЗДЕЛ 04 _________

15-

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДЕТИ УЧАТСЯ В ШКОЛЕ; В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 18.

15. Очень многое в нашей жизни мы узнаем в школе. Как Вы думаете, чему должна школа постараться научить в первую очередь? Назовите, пожалуйста, три или четыре примера.

44-

45-

46-

47-

48-

49-

50-

51-

52-

53-

54-

55-

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДЕТИ УЧАТСЯ В ШКОЛЕ; В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 18.

16. А. Какую школу Вы бы предпочли для Вашего ребенка – ту, в которой учатся дети примерно одного уровня, или школу, в которой учащиеся могут очень сильно отличаться друг от друга?

Одинаковый уровень................... 56- 1

Отличаются друг от друга................. 2

Не знаю................................................ 3

Б. ЗАДАЙТЕ ВОПРОС В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В СЕМЬЕ ЕСТЬ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: О начальной школе. Что Вы думаете о школе, в которой учится Ваш ребенок? Дети, которые учатся в этой школе, в основном имеют одинаковый уровень или сильно отличаются друг от друга?

Одинаковый уровень.................... 57-1

Отличаются друг от друга................. 2

Не знаю................................................ 3

Нет детей, которые учатся в

начальной школе................................ 4

В. ЗАДАЙТЕ ВОПРОС В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В СЕМЬЕ ЕСТЬ РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ УЧИТСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ: О средней школе. Что Вы думаете о школе, в которой учится Ваш ребенок? Дети, которые учатся в этой школе, в основном имеют одинаковый уровень или сильно отличаются друг от друга?

Одинаковый уровень.................... 57-1

Отличаются друг от друга................. 2

Не знаю................................................ 3

Нет детей, которые учатся в

начальной школе................................ 4

РАЗДЕЛ 05 _________

ЗАДАЙТЕ ВОПРОС В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ В СЕМЬЕ ЕСТЬ РЕБЕНОК, КОТОРОМУ МЕНЬШЕ 18 ЛЕТ. ЕСЛИ НЕТ, ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 18.

17. К какой молодежной организации (скауты, скауты-девочки) принадлежит Ваш ребенок?

Ни к какой (ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 18)..15– R

ВЫПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ВСЕХ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ А-Д О КАЖДОЙ ИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

РАЗДЕЛ 06 _________

18. К каким местным общественным организациям Вы (или Ваша семья) принадлежите? (ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА НЕ УЧИТЫВАЮТСЯ)

ЕСЛИ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ НАЗВАНА: А Вы не принадлежите к каким-либо объединениям арендаторов или домовладельцев?

РАЗДЕЛ 07 _______

Нет (ПЕРЕХОДИТЕ К ВОПРОСУ 19)................................................................................................. R

15-

ВЫПИШИТЕ ПЕРВЫЕ ШЕСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ЗАДАЙТЕ О КАЖДОЙ ИЗ НИХ ВОПРОСЫ А-Ж

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

РАЗДЕЛ 08 _______

15-

РАЗДЕЛ 09 _______

19. Не могли бы Вы сказать, в какую церковь ходят члены Вашей семьи?

Не ходим в церковь (ПЕРЕХОДИТЕ К В. 20)......................................................................... R

УКАЖИТЕ НАЗВАНИЯ ЦЕРКВЕЙ, О КАЖДОЙ ЗАДАЙТЕ ВОПРОСЫ А-Л 15-

А. (Указывается название церкви) находится где-то неподалеку? (1)ЕСЛИ НЕТ: А сколько у Вас уходит времени на дорогу?
Б. Не могли бы Вы назвать имя священника / раввина?
В. Как Вы думаете, сколько человек входит в общину?
Г. Как Вы считаете, церковные сооружения в (указывается название) находятся в превосходном, хорошем, среднем или плохом состоянии? (КАРТОЧКА А)
Д. Как бы Вы оценили деятельность других членов общины (указывается название) – Вы бы дали высокую оценку, выше средней, среднюю или оценку ниже среднего?
Е. Как часто Вы (или Ваш муж/жена) ходили на службы в прошлом году?
Ж. В Вашей семье кто-нибудь принадлежит к каким-либо церковным группам (вспомогательная женская, мужская группы)?

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

...................................................................................................................................................................................

В оригинале (опросном листе) эта часть страницы вырезана.

...................................................................................................................................................................................

3. Среди членов (указывается название церкви) есть и белые, и черные?
ЕСЛИ ДА: (1) Приблизительно какой процент всех членов общины (указывается название церкви) составляют негры? (2) Как Вы относитесь к тому, что в (указывается название церкви) ходят и белые, и черные? Вам это нравится или нет? (3) Белые и негры много общаются между собой или держатся двумя обособленными группами? (4) Какая реакция последовала на первое присоединение к общине негритянской семьи – это вызвало много обсуждений или прошло спокойно?
И. Вы (Ваши супруг/супруга) считаете себя членом церковной общины? ЕСЛИ ДА: (1) В то время, когда Вы вступали в (указывается название церкви), в нее входили и белые, и негры? (а) ЕСЛИ ДА: Это как-то повлияло на Ваше решение?
К. Члены общины (указывается название церкви) обычно одобряют или не одобряют совместное проживание былых и черных на одной территории?
Л. Выступает ли священник (указывается название церкви) в защиту прав негров?

РАЗДЕЛ 10 __________

15-

20. Существует целый ряд функций, которые могла бы выполнить церковь в современном мире. Как Вы считаете, на что главным образом должна быть направлена деятельность церкви?

43-

44-

45-

46-

47-

48-

49-

50-

51-

21. Как бы Вы оценили процентное соотношение протестантов, католиков и иудеев, живущих в Вашем районе?

УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СУММА ПРОЦЕНТОВ РАВНА 100.

22. В среднем, как часто люди, которые живут по соседству, общаются друг с другом? Это происходит часто, периодически или очень редко?

Часто............................................. 61- 1

Периодически..................................... 2

Очень редко........................................ 3

Не знаю................................................ 4

23. Как бы Вы оценили средний доход семей, живущих в Вашем районе (т.е. половина семей имеет более высокий уровень дохода, чем средний, и половина – более низкий)?

РАЗДЕЛ 11 ________

24. ПОКАЖИТЕ РЕСПОНДЕНТУ КАРТОЧКУ Б. Какова общая сумма годового дохода Вашей семьи, до выплаты налогов?

Менее $2 000................................. 18- 19- 01

От $2 000 до $2 999................................... 02

От $3 000 до $3 999................................... 03

От $4 000 до $4 999................................... 04

От $5 000 до $5 999................................... 05

От $6 000 до $6 999................................... 06

От $7 000 до $7 999................................... 07

От $8 000 до $9 999................................... 08

От $10 000 до $14 999............................... 09

$15 000 и более.......................................... 10

Не знаю, отказ отвечать ОЦЕНИТЕ ___ RR

25. Как Вы думаете, люди, живущие в Вашем районе, получают примерно одинаковые доходы, цифры максимальных и минимальных доходов в год отличаются на несколько тысяч или существует очень большая разница в доходах?

Одинаковые доходы.................... 20– 1

Разница в несколько тысяч................ 2

Очень большая разница..................... 3

Не знаю................................................ 4

26. Как Вы полагаете, средний человек, живущий в Вашем районе, не закончил средней школы, получил среднее образование, высшее, получил какие-либо ученые степени?

Не закончил средней школы....... 21- 1

Получил среднее образование.......... 2

Окончил какой-либо колледж........... 3

Получил высшее образование или

какие-либо ученые степени............... 4

Не знаю................................................ 5

27. Как Вы думаете, большинство людей, живущих в Вашем районе, получили примерно одинаковое образование, уровень образования несколько различается или общество вашего района очень неоднородно по уровню полученного образования?

Одинаковое образование............ 22– 1

Небольшие различия.......................... 2

Существенные различия.................... 3

Не знаю................................................ 4

28. Как Вы считаете, люди, живущие в Вашем районе, в основном одинаковы или сильно отличаются друг от друга?

В основном одинаковы [ЗАДАЙТЕ В.(1)]...................... 23- 1

Сильно отличаются друг от друга [ЗАДАЙТЕ В.(2)]........... 2

Не знаю (ПЕРЕХОДИТЕ К В.29)........................................... 3

(1) ЕСЛИ В ОСНОВНОМ ОДИНАКОВЫ: Нравится ли Вам, что люди, живущие в Вашем районе, одинаковы или Вы бы хотели, чтобы они отличались друг от друга?

Нравится то, что люди одинаковы................................... 24- 1

Хотел(а), чтобы люди отличались друг от друга.................. 2

Не знаю..................................................................................... 3

(2) ЕСЛИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА: Нравится ли Вам, что люди, живущие в Вашем районе, отличаются друг от друга или Вы бы хотели, чтобы они были одинаковыми?

Нравится, что люди отличаются друг от друга.............. 25- 1

Хотел(а), чтобы люди были одинаковыми............................ 2

Не знаю..................................................................................... 3

29. А. Можете ли Вы сказать, что большинство людей, живущих в Вашем районе, сильно интересуют, интересуют в некоторой степени или совсем не интересуют проблемы Ваше


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: