а) губы находятся в положении следующего за р гласного звука;
б) верхние и нижние зубы на расстоянии 1,5-2 см друг от друга;
в) передний край языка поднят к альвеолам. При таком положении языка длительно произносится звук з;
г) по середине языка идет сильная воздушная струя. Звук р проторное закрепляйте в словах, фразах и вводите в речь, одновременно вырабатывая вибрацию кончиком языка.
Игра для вырабатывания Р проторного
«Буря»
Если ребенка не произносит звук р, то попробуйте с ним поиграть в бурю. Откройте рот, поднимите широкий кончик языка за верхние зубы (но не прижимайте его к нёбу) и громко говорите «з-з-з...», подражая вою ветра. Произнося при описанном выше положении языка, вы получите звук р проторное.
Игра для обучения вибрации кончика языка
«Игра на балалайках»
Сядьте перед зеркалом, откройте рот, широкий язык поднимите за верхние зубы и говорите «дзынь-дзынь-дзынь...», сопровождая движением руки, изображая игру на балалайке.
Произнося «дзынь-дзынь-дзынь...», не закрывая рта и не опуская языка, производите колебательные движения под языком указательным пальцем от одного угла рта к другому, все убыстряя темп движения, пока не послышится рокот. (Руки должны быть чистыми).