Ван Моррисон, U2 и высокие технологии

Возможно, наилучший пример набора стратегий, необходимых для постро­ения креативного сообщества, можно найти на другой стороне Атлантиче­ского океана, в Дублине25. Ирландия сама по себе добилась большого успе­ха в области высоких технологий и вызывает зависть в Европе и по всему миру. Менее двадцати лет назад в Ирландии была истощенная экономика с двузначными показателями безработицы, застоем в росте доходов и утечкой мозгов. Сегодня экономика здесь растет быстрее, чем в других странах, вхо­дящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Ирланд­ская технологическая отрасль движется вперед семимильными шагами, а уровни производительности входят в число самых высоких в Европе. Ир­ландия является самым крупным экспортером массового программного обеспечения в мире, обогнав по этому показателю США в 2001 году. Такие

ирландские компании, как Iona Technologies, Smart Force и Riverdeep пользу­ются несомненным авторитетом на международном рынке.

Как им удалось этого добиться? "Ирландское чудо" было основано на 3-х "Т" экономического развития. Под мудрым руководством Управления промышленного развития страна начала активно привлекать ведущие высо­котехнологичные компании в рамках политики, получившей название "ин­дустриализация по приглашению". Финансовые и налоговые стимулы по­могли привлечь гигантов высоких технологий, например, IBM, Lotus, Intel, Microsoft, Dell, Gateway и Oracle, которых, помимо прочего, заинтересовали талантливые кадры, выпускавшиеся из местных университетов мирового класса. Не ограничиваясь привлечением высоких технологий из-за рубежа, ирландское правительство создало организацию Enterprise Ireland для под­держки предпринимательства и венчурного капитала, а также стимуляции местной высокотехнологичной индустрии. Сегодня в Ирландии в произ­водстве программного обеспечения участвуют около 900 фирм, в которых заняты более 30 ООО работников.

Инвестиции в систему высшего образования позволили Ирландии одно­временно обучать и привлекать лучших специалистов. Начиная с 1960-х правительство Ирландии поддерживало формирование технических навы­ков в области электроники и информатики через систему региональных тех­нических колледжей. Сегодня 60% студентов университетов в Ирландии специализируются в инженерном деле, науках или бизнесе.

Такие традиционные подходы к экономическому развитию сами по себе не сработали бы в Ирландии, если бы они не были подкреплены значитель­ными усилиями по созданию образа жизни. Несмотря на давний консерва­тизм, Ирландия использовала свое наследие в культуре, искусстве и музыке, чтобы превратиться в центр богемной энергии с эклектичной средой, где представлены разные люди, культуры и стили жизни. Сегодня в пестрой дублинской толпе консервативные бизнесмены и очкарики-программисты смешиваются с одетыми во все черное художниками и богемными музыкан­тами. Соединив историю и прогресс, Ирландия превратила города вроде Дублина в центры для динамичных креативных людей и всех, кто ценит по­добную атмосферу.

Первый шаг состоял в привлечении талантливых творческих личностей. Базовая идея привлечения технологических компаний и предпринимателей была распространена на художественную и культурную среду, включающую актеров, писателей и музыкантов. Предложив деятелям культуры налоговые льготы и качественное место для жизни и творчества, Ирландия смогла не только удержать растущее число знаменитостей местного происхождения, наподобие U2, Ван Моррисона и Лиама Нисона, но и стать домом для мно­гих международных звезд, таких как Эндрю Ллойд Уэббер.

Второй шаг заключался в создании подлинного качества места с опорой на историю и аутентичность. Дублин начал с восстановления района Темпл Бар, тщательно возрождая тe пабы. куда в свое время могли приходить за пинтой пива Джеймс Джойс, Брем Стокер и Сэмюэл Беккст. В середине 90 х Ирландия воспользовалась туристическими фондами Евросоюза в размере 25 млн. долларов для преобразования района Темпл Бар в настоящий культурный квартал. Как сообщалось в газете New York Times в октяб­ре 2002 года: "Планировщики решили поощрять новаторский дизайн, что­бы избежать превращения района в Евродисней с псевдо-георгианской архитектурой"26. В начале 1990-х действующее при поддержке государства агентство Temple Bar Properties заключило договор с молодым коллективом дублинских архитекторов-новаторов на разработку проекта реконструкции территории размером в 36 кварталов, которая до этого предназначалась под строительство городского транспортного депо. Сейчас в Темпл Баре находятся пабы, рестораны, кафе и тысяча с лишним единиц жилья. Этот район никогда не был таким модным и энергичным. Пульсирующие ритмы музы­ки доносятся из эклектичных баров и ресторанов, расположенных вдоль извилистых мощеных улочек. Удачное сочетание старого и нового сделало Темпл Бар, U2, аутентичную индийскую кухню и пиво Guiness столь же зна­менитыми, как камень Бларни и "Книга Келлса". Сейчас этот подход при­меняется к другим районам города. Пару лет назад мне довелось сопровождать губернатора Пенсильвании Тома Риджа с делегацией бизнесменов и

Политиков во время торговой миссии в Ирландию. Прибыв в чопорный отель Shelbourne в Дублине, я с замиранием сердца заметил члена группы Rolling Stones Рона Вуда в кожаном наряде рок-звезды и с бутылкой Guiness в руке. "Мистер Вуд живет в Дублине и обычно использует наш отель для своиx частных вечеринок", — прошептал корректный служитель, провожая меня в номер.

Такая продуманная и дальновидная стратегия применения аутентичных культурных активов для привлечения людей и стимуляции экономического возрождения резко отличается от распространенного подхода, который ис­пользуется множеством городов второго сорта, тратящих миллионы долла­ров на строительство стандартных сетей магазинов, ресторанов и баров. Ирладская стратегия окупила себя. Сегодня 53% новых иммигрантов — это возвращающиеся ирландцы, а около 40% населения — младше 30 лет.

Ирландский опыт может многому научить регионы США. Одновре­менные инвестиции во все 3 "Т" позволили Ирландии за очень короткий срок превратиться из экономического и технологического аутсайдера в настоящую машину роста. Города и регионы должны осознать важность интеграции всех трех аспектов новой экономической модели: техноло­гии, таланта и толерантности. Без совместной работы всех трех факторов регионы не смогут стать настоящими креативными сообществами и прий­ти к экономическому росту и качеству жизни, которых заслуживают их граждане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: