МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Историко-филологический факультет
Кафедра Истории
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
_________Сейдаметов Э. Х. «___»________2011 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Общая этнография»
для студентов за спеціальності 6.020302 Педагогіка і методика середньої освіти. Історія.
Напряму підготовки 0203 «Гуманітарні науки. Історія».
Кваліфікація: вчитель історії в основної школи.
Симферополь, 2011 г.
Рабочая учебная программа составлена
Общая этнография
Рабочая программа разработана
к.и.н., доцентом У. К. Асановой
Рабочая учебная программа утверждена на кафедре
Истории
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Р. Дж. Куртсеитов
Согласована учебно-методической комиссией
Историко-филологического факультета
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Председатель УМК факультета _____________________________________________ (ФИО)
|
|
Рассмотрена и одобрена на заседании ученого совета факультета
Протокол № _______ от ________ ____________ 20____г.
Ученый секретарь совета ст. преп. Л. Н. Марущак
Цель и задачи дисциплины
Программа изучения дисциплины «Общая этнография» составлена в соответствии с местом и назначением этой дисциплины в структурно-логической схеме, предусмотренной образовательной профессиональной программой подготовки по соответствующему гуманитарному направлению, и охватывает все смысловые модули, обозначенные аннотацией.
Предметом изучения дисциплины «Общая этнография» являются этногенез и этническая история народов мира, их лингвистическая и антропологическая принадлежность, основные занятия (хозяйство), материальная и духовная культура, а также социальная организация и семейно-брачные отношения.
Междисциплинарные связи: дисциплина «Общая этнография» изучается наряду с некоторыми другими дисциплинами гуманитарного направления. Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной, культурной и др. сферах. Поскольку эти стороны человеческой жизни изучаются соответствующими науками, то этнология непосредственно взаимодействует с другими как общими, так и специальными дисциплинами, также изучающими человека, общество и культуру. Наиболее близкими к этнологии по предмету своих исследований являются антропология, социология, культурология, психология и этнография.
Так, при решении проблем происхождения человека и изменения его физического типа, возникновения человеческих рас, антропологического состава этносов и их распределения по планете этнология тесно взаимодействует с антропологией.
|
|
Поскольку этносы формируются не только под влиянием природных, но также и социокультурных факторов, то этнология пересекается с социологией и культурологией. Эти дисциплины позволяют понять закономерности формирования и последующей эволюции у народов разных типов обществ и культур, выяснить их структуру, основные элементы, место, роль и функции в общественной системе.
Психология способствует лучшему пониманию особенностей национального характера разных народов, их групповой и индивидуальной ментальности, а также механизмов сложения этнического самосознания, стереотипов сознания и поведения.
Наиболее близкой и родственной этнографии наукой является этнология. Предоставляя ценный фактический материал о самых разнообразных сторонах жизни народов мира, этнологи получают возможность делать теоретические выводы и обобщения об этносах, показывая их общие черты и специфические особенности.
Взаимодействие этнологии с другими науками привело к появлению целого ряда смежных дисциплин. Так, палеоэтнография изучает культурно-бытовые особенности народов по археологическим материалам; этнолингвистика, рассматривает проблемы происхождения языков во взаимосвязи с этническими процессами; этнопсихология исследует влияние этнических процессов на психическую деятельность человека и этносов в целом.
Таким образом, дисциплина «Общая этнография», освещая область знаний о народах мира, имеет тесную связь со многими другими гуманитарными дисциплинами.
Программа дисциплины «Общая этнография» состоит из трех разделов:
1. Цель и задачи дисциплины;
2. Содержание дисциплины;
3. Список рекомендованной литературы.
2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего освоение дисциплины (результат обучени я)
1.1. Основной целью является формирование у будущих специалистов современного представления о процессах антропогенеза, расогенеза и этногенеза, об историческом многообразии народов мира и их культур, об особенностях этнического самосознания и сущности этнической идентичности, о формах и способах межэтнического взаимодействия, а также о современном этническом составе населения и основных этапах межэтнической истории, истории Украины и истории Крыма. Изучение этих вопросов обусловлено практическими требованиями к подготовке специалистов гуманитарного профиля с высшим образованием.
1.2.Основными задачами, которые должны быть решены в процессе изучения дисциплины, является формирование у студентов определенных умений и навыков. В результате изучения курса студенты должны
знать:
· основные идеи школ и направлений в этнологии, которые давали разное объяснение одним и тем же явлениям из жизни этносов и их культур;
· основные термины понятийного аппарата этнологии;
· существующие системы классификации этносов;
· проблемы и основные этапы процессов антропогенеза, расогенеза и этногенеза;
· общие закономерности и отличительные особенности, а также определяющие тенденции развития народов мира, формировавшие современный облик человечества и его культуры в их многообразии и самобытности;
· основные точки зрения о происхождении и последующем развитии тех народов, этническая история которых имеет тенденциозную или заведомо искаженную трактовку;
· важнейшие достижения народов мира в области экономики, политики, науки, культуры и искусства.
Уметь:
· ориентироваться в сложном калейдоскопе современных событий этнической истории человечества;
· связывать прошлое и настоящее этносов, давая объективную оценку происходящим в их нынешней жизни событиям и явлениям;
|
|
· толерантно формировать свои отношения с людьми, учитывая их этническую и конфессиональную принадлежность, особенности языка, культуры и психики, а также традиций, обычаев и мировоззрения для сохранения гражданского мира и стабильности в обществе;
· самостоятельно работать с основной и дополнительной литературой по темам курса;
· оперировать усвоенными в процессе изучения дисциплины терминами и понятиями.