По дисциплине: Общая этнография
Тема занятия: Психоаналитическая школа в этнологии
Цель занятия: Дискуссия по семинарскому занятию
Количество часов: 2 ч.
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие фрейдистского направления и основные идеи.
2. З. Фрейд о происхождении тотемизма и экзогамии.
3. Идеи Г. Рохейма.
4. Понятие коллективного бессознательного в работах К.Г. Юнга.
5. Метод психоанализа в этнологии.
Темы докладов и рефератов:
1. Определить особенности диффузии в сфере социокультурной коммуникации (способы распространения, факторы распространения, механизмы усвоения (или отторжения) и пр.).
2. Определить особенности культурной диффузии в сфере добрачного взаимодействия молодежи (формы и условия общения, установки, стереотипы поведения (бытового, церемониального, ритуального) и восприятия, и пр.).
Темы эссе:
1. Предпосылки формирования диффузионистской школы. Основные этапы развития диффузионизма.
2. Основные идеи Ф. Ратцеля.
3. Идеи Л. Фробениуса о культурном взаимодействии.
4. Основные научные достижения Ф. Гребнера. Методика культурных кругов.
5. Культурно-историческая школа.
6. Гипердиффузионизм.
7. Вклад диффузионистов в развитие этнологии.
Вопросы для самопроверки и самостоятельной работы
1. Сновидения как культурный феномен
2. Архетипы сновидений
3. Изучение коллективного бессознательного
Литература:
Основная:
1. Молданова Т. А. Архетипы в мире сновидений хантов. Томск: ТГУ, 2001.
2. Соколовский С.В. Сновидческая реальность – бессознательное российской антропологии? // ЭО. 2006. № 6. С. 3
3. Тедлок Б. Бикультурное сновидение как межличностный коммуникативный процесс // ЭО. 2006. № 6. С. 16.
Дополнительная:
1. Токарев С.А. История зарубежной этнографии. М., 1978.
2. Фрейд З. Тотем и табу. (Психология культуры). М., 1998.
3. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
4. Юнг К.Г. Бог и коллективное бессознательное. М., 1998.
ПЛАН