Учебно-методическая карта
(очная форма обучения)
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
|
Литература
|
Формы контроля
знаний
|
лекции
| практические
(семинарские)
занятия
| лабораторные
занятия
| управляемая
самостоятельная работа студента
|
| | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Основы современного естествознания (32 ч.)
|
|
| |
|
|
|
|
| Роль естествознания в развитии культуры.
1. Природа как объект познания.
2. Значение естествознания в современном социуме.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[2]
[4]
[7]
|
|
2.
| Социокультурный статус науки. Специфика научного познания
1. Понятие науки.
2. Социокультурный статус науки.
3. Отличительные признаки научного знания.
4. Наука как форма познавательной деятельности и социальный институт.
5. Социокультурные функции науки в ее исторической динамике.
|
|
| | | Компьютерная презентация
| [1]
[3]
| опрос
|
3.
| Естествознание в системе науки и культуры.
1. Классификация наук, основные сферы научного знания.
2. Понятие естествознания.
3. Природа как объект естественных наук.
4. Образы природы в истории культуры.
5. Специфика гуманитарного и естественнонаучного познания.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[4]
[6]
| опрос
|
4.
| Исторические этапы познания природы.
1. Общая характеристика основных этапов становления естествознания их главные особенности.
2. Постнеклассическая наука, специфика современного естествознания.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[4]
[6]
[11]
|
|
5.
| Особенности методов современного естествознания.
1. Понятие метода и формы научного познания.
2. Специфика современного научного эксперимента.
3. Математика как универсальный язык и метод естествознания.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[4]
[6]
[8]
[21]
| тест
|
6.
| Формы обоснования знания в современном естествознании
1. Структура обоснования.
2. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, опровержение, возражение, объяснение и др.).
3.Ошибки в обосновании.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[2]
| опрос
|
7.
| Методы открытия в современном естествознании
1. Понятие эвристика.
2. Виды эвристических методов (гипотетико-дедуктивный метод, моделирование, идеализация, метод работы по образцам, системный анализ).
3. Особенности эвристических методов в современном естествознании.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[2]
[3]
| опрос
|
| Синергетическая парадигма в современном естествознании.
1. Основные понятия и идеи синергетики как общенаучной теории самоорганизации.
2. Варианты концепций самоорганизации (Г.Хакена, И.Пригожина, М.Эйгена, А Руденко).
3. Синергетика и поиск общих механизмов развития природного и социального мира.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[2]
[3]
[5]
[6]
| опрос
|
| Кибернетика: концептуально-понятийная характеристика
1. Исходные понятия теоретической кибернетики как общенаучной концепции управления.
2. Кибернетическая концепция саморегуляции-гомеостаза.
3. Качественная характеристика информации.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[4]
[6]
[11]
| опрос
|
| Естественнонаучные основы современных технологий
1. Понятие техники и технологии.
2. Современные биотехнологии.
3. Информационные технологии.
4. Мультимедийные системы и виртуальный мир. Лазерные технологии.
5. Перспективные материалы и технологии.
|
|
|
|
| Компьютерная презентация
| [1]
[3]
[7]
[11]
| тест
|