(X). Невозможно одному и тому же человеку быть одновременно
рассудительным и невоздержным, ибо, как было показано, быть рассудительным -
значит быть добропорядочным по нраву. Кроме того, быть рассудительным - это
не только "знать", но и быть способным поступать [в соответствии со
знанием]. Между тем невоздержный так поступать не способен.
Ничто не мешает, однако, чтобы изобретательный был невоздержным; именно
поэтому создается впечатление, будто люди рассудительные, [а в
действительности только изобретательные], одновременно невоздержные. Это
связано с тем, что изобретательность отличается от рассудительности таким
образом, как было сказано в предыдущих рассуждениях, т. е. эти вещи близки в
том, что касается суждения (kata ton logon), и различны в том, что касается
сознательного выбора (kata ten proairesin).
Невоздержный не похож также на знающего и применяющего знание, а похож
он на спящего или пьяного. И хотя он [поступает] по своей воле (ибо в
каком-то смысле он знает, что и ради чего он делает), он не подлец, ведь
|
|
сознательно он избирает доброе, так что он полуподлец. И неправосудным он не
является, так как не злоумышляет; ведь один невоздержный не способен
придерживаться того, что решил, а другой из-за своей возбудимости вообще не
способен к принятию решений. И в самом деле, невоздержный похож на
государство, где голосуют за все, за что следует, и где есть добропорядочные
законы, но ничто из этого не применяется [на деле], как посмеялся
Анаксандрид:
И воля государства закон не беспокоит.
Что же касается подлеца, то он похож на государство, которое применяет
законы, но подлые.
Невоздержность и воздержность возможны в том, что превышает меру
применительно к складу большинства людей, ибо воздержный держится больше, а
невоздержный меньше, чем способно подавляющее большинство.
Среди разного рода невоздержностей та, от которой невоздержны
возбудимые, исцеляется легче, нежели та, что у людей, принимающих решение,
но его не придерживающихся, и легче исцелить приучившихся к невоздержности,
нежели невоздержных по природе, потому что привычку проще переменить, чем
природу. В самом деле, даже привычку трудно переменять именно в той мере, в
какой она походит на природу, как говорит Эвен:
Друг мой, скажу я, что станет занятье природою в людях,
Если за долгое время оно совершенства достигнет.
Итак, сказано, что такое воздержность, что - невоздержность, что такое
выдержанность и что - изнеженность и как эти склады относятся друг к другу.
12 (XI). Понять удовольствие и страдание - задача для философствующего
|
|
о государственных делах, кто словно зодчий воздвигает [высшую] цель, взирая
на которую мы определяем каждую вещь как зло или как благо в
безотносительном смысле.
Кроме того, внимательно рассмотреть это - одна из необходимых [задач].
Ранее мы поставили нравственную добродетель в связь с удовольствием и
страданием, а о счастье почти все говорят, что оно сопряжено с
удовольствием. И недаром ма-кариос (блаженный) прозвание получил от кхайро
(радуюсь, наслаждаюсь).
Итак, одним кажется, что никакое удовольствие не является благом ни