Другой так не думает

(X). Невозможно одному и тому же человеку быть одновременно

рассудительным и невоздержным, ибо, как было показано, быть рассудительным -

значит быть добропорядочным по нраву. Кроме того, быть рассудительным - это

не только "знать", но и быть способным поступать [в соответствии со

знанием]. Между тем невоздержный так поступать не способен.

Ничто не мешает, однако, чтобы изобретательный был невоздержным; именно

поэтому создается впечатление, будто люди рассудительные, [а в

действительности только изобретательные], одновременно невоздержные. Это

связано с тем, что изобретательность отличается от рассудительности таким

образом, как было сказано в предыдущих рассуждениях, т. е. эти вещи близки в

том, что касается суждения (kata ton logon), и различны в том, что касается

сознательного выбора (kata ten proairesin).

Невоздержный не похож также на знающего и применяющего знание, а похож

он на спящего или пьяного. И хотя он [поступает] по своей воле (ибо в

каком-то смысле он знает, что и ради чего он делает), он не подлец, ведь

сознательно он избирает доброе, так что он полуподлец. И неправосудным он не

является, так как не злоумышляет; ведь один невоздержный не способен

придерживаться того, что решил, а другой из-за своей возбудимости вообще не

способен к принятию решений. И в самом деле, невоздержный похож на

государство, где голосуют за все, за что следует, и где есть добропорядочные

законы, но ничто из этого не применяется [на деле], как посмеялся

Анаксандрид:

И воля государства закон не беспокоит.

Что же касается подлеца, то он похож на государство, которое применяет

законы, но подлые.

Невоздержность и воздержность возможны в том, что превышает меру

применительно к складу большинства людей, ибо воздержный держится больше, а

невоздержный меньше, чем способно подавляющее большинство.

Среди разного рода невоздержностей та, от которой невоздержны

возбудимые, исцеляется легче, нежели та, что у людей, принимающих решение,

но его не придерживающихся, и легче исцелить приучившихся к невоздержности,

нежели невоздержных по природе, потому что привычку проще переменить, чем

природу. В самом деле, даже привычку трудно переменять именно в той мере, в

какой она походит на природу, как говорит Эвен:

Друг мой, скажу я, что станет занятье природою в людях,

Если за долгое время оно совершенства достигнет.

Итак, сказано, что такое воздержность, что - невоздержность, что такое

выдержанность и что - изнеженность и как эти склады относятся друг к другу.

12 (XI). Понять удовольствие и страдание - задача для философствующего

о государственных делах, кто словно зодчий воздвигает [высшую] цель, взирая

на которую мы определяем каждую вещь как зло или как благо в

безотносительном смысле.

Кроме того, внимательно рассмотреть это - одна из необходимых [задач].

Ранее мы поставили нравственную добродетель в связь с удовольствием и

страданием, а о счастье почти все говорят, что оно сопряжено с

удовольствием. И недаром ма-кариос (блаженный) прозвание получил от кхайро

(радуюсь, наслаждаюсь).

Итак, одним кажется, что никакое удовольствие не является благом ни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: