Содержание разделов учебной дисциплины

Требования к результатам освоения дисциплины

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-1, ОК-8, ОК-19, ПК-1–ПК-13.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: особенности морфологии и анатомии высших растений, водорослей и грибов, способы их воспроизведения, экологические взаимоотношения представителей основных таксонов; принципы охраны биоразнообразия и воспроизведения и использования биосферы.

Уметь: вести наблюдения за основными группами высших растений, водорослей и грибов, делать их описания, определять при помощи определителей.

Владеть: навыком микроскопирования постоянных микропрепаратов клеток и тканей растений, водорослей и грибов; навыком изготовления временных препаратов клеток и тканей растений, водорослей и грибов; навыком изготовления биологического рисунка.

Образовательные технологии

Лекции и лабораторные занятия, компьютерные симуляции (сезонные изменения растений, растения мезозойской эры и других эпох), деловых и ролевых игр (по проблемам изучения и сохранения биоразнообразия), разбор конкретных ситуаций (жизненные циклы высших растений, водорослей и грибов; гипотезы происхождения разных групп водорослей и грибов, гипотезы происхождения цветка и цветковых растений), приглашение специалистов из Мордовского государственного заповедника, национального парка «Смольный», станции защиты растений, карантинных служб, комбината «Биохимик».

Содержание учебной дисциплины (модуля). Объем дисциплины и виды учебных занятий

Вид* учебной работы Всего часов Семестры
       
Аудиторные занятия (всего)          
В том числе:       - -
Лекции          
Практические занятия (ПЗ) - - -    
Семинары (С) - - -    
Лабораторные работы (ЛР)          
           
           
Самостоятельная работа (всего)          
В том числе:       - -
Курсовой проект (работа)          
Расчетно-графические работы          
Подготовка реферата          
Подготовка к контрольным работам          
Подготовка к устным выступлениям          
Подготовка к тестам          
Подготовка к экзаменам          
           
Вид промежуточной аттестации (экзамен)          
Общая трудоемкость час зач. ед.          
  3,5 3,5    

Содержание разделов учебной дисциплины

  № п/п   Наименование раздела дисциплины   Содержание раздела Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
1. Предмет и задачи курса 1 Предмет и задачи курса «Ботаника». Ботаника в системе разделов биологии. Систематика – наука о многообразии растений. Макросистема живой природы. Входная контрольная работа
2. Альгология 2. Отличия прокариотических и эукариотических организмов. Водоросли, их общая характеристика, морфологические структуры. Основные группы пигментов, особенности строения фотосинтетического аппарата, жгутиковые стадии. Особенности размножения водорослей. Основные способы вегетатиного, бесполого и полового размножния. Многообразие водорослей, их деление на отделы. Основные экологические группы водорослей. Контрольная работа.
…..   3 Синезеленые водоросли, или цианобактерии, особенности их строения и размножения, классификация, важнейшие представители распространение и роль в природе, практическое значение. Цианобактерии как индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы цианобактерий. Отдел эвгленовые водоросли, их особенности, представители, распространение и значение. Контрольная работа.
    4 Империя хромальвеоляты. Царство страминопилы. Отдел охрофитовые водоросли, их особенности, деление на классы, распространение и значение. Классы золотистые, синуровые, желтозеленые/ диатомовые и бурые водоросли Контрольная работа.
    5 Царство страминопилы. Классы диатомовые и бурые водоросли. Царство альвеолобиоты. Отдел динофитовые водоросли. Империя растения. Царство родобионты. Отдел Красные водоросли, их особенности, распространение, важнейшие представители, значение. Контрольная работа.
    6 Царство зеленые растения. Отдел зеленые водоросли, особенности их строения и размножения, классификация. Отдел харовые водоросли, их многообразие, классификация, их важнейшие представители распространение и роль в природе, практическое значение. Харовые водоросли как предки высших растений. Филогенетические взаимоотношения и происхождение отделов водорослей. Экологические группы водорослей. Роль водорослей в почвообразовании. Эукариотические водоросли как индикаторы состояния воздуха, почв и водоемов Контрольная работа. Итоговый тест.
  Микология 7 Грибы и их место в системе органического мира. Отличия грибов от царств растений и животных. Вегетативное тело грибов. Особенности питания, дыхания, роста и размножения грибов. Многообразие грибов, их деление на отделы и классы. Грибы как представители двух империй. Контрольная работа.
    8 Грибоподобные организмы как представители империи хромальвеолята. Отдел оомикота, его особенности и деление на классы: гифохитридиомицеты и оомицеты. Особенности их строения, размножения, деление на порядки, важнейшие представители, их распространение и роль в природе, практическое значение. Экологические группы оомицетов. Отдел лабиринтуломицеты и их особенности. Контрольная работа.
    9 Империя заднежгутиковые. Царство грибы, его отделы. Класс хитридиевые грибы, особенности строения и размножения, деление на порядки, распространение и роль в природе, практическое значение. Отдел зигомицеты, особенности строения и размножения. Бесполое и половое размножение (зигогамия). Многообразие зигомицетов, деление на порядки, важнейшие представители, их роль в природе и практическое значение. Экологические группы зигомицетов. Переход от водных форм, к амфиводным и сухопутным Контрольная работа.
    Отдел аскомикота. Класс сумчатые грибы, особенности их строения и размножения. Конидиальные спороношения. Образование сумок и плодовых тел. Многообразие и классификация сумчатых грибов – Важнейшие представители классов тафриномицеты, сахаромицеты, эвроциомицеты, сордариомицеты, дотидеомицеты, пезизомицеты, леоциомицеты. Распространение и роль в природе, практическое значение и использование аскомицетов. Аскомицеты и биотехнология. Контрольная работа.
    Класс леканоромицеты, или лишайники, особенности их внешнего и внутреннего строения. Основные морфологические типы лишайников. Гомеомерные и гетеромерные слоевища. Взаимоотношения грибов и водорослей в составе лишайников. Способы размножения лишайников. Особенности физиологии лишайников. Многообразие и классификация лишайников. Роль в природе и практическое значение. Экологические группы лишайников. Их использование в биоиндикации. Отдел базидиомикота, их общая характеристика, особенности их строения и размножения. Образование базидий. Типы базидий. Контрольная работа.
    Многообразие и классификация базидиомицетов. Важнейшие порядки и представители подклассов голобазидиомицетов, гетеробазидиомицетов и телиобазидиомицетов их роль в природе и практическое значение, использование в биотехнологии. Культивирование агариковых грибов и его значение. Дейтеромицеты, особенности их строения. Размножение дейтеромицетов. Разнообразие конидиальных спороношений. Распространение и роль в природе, практическое значение и использование в биотехнологии. Миксомицеты и их особенности. Филогенетические взаимоотношения отделов и классов грибов. Экологические группы грибов отдела эумикоты. Грибы как биоиндикаторы Контрольная работа. Итоговый тест.
  Анатомия и морфология растений Введение в анатомию и морфологию растений. Растительная клетка. Происхождение высших растений и их анатомо-морфологическая дифференциация в связи с жизнью на суше. Типы структурной организации водорослей и высших растений. Особенности их размножения. Происхождение и дифференциация тела высшего растения. Гипотезы происхождения высших растений. Усложнение внутреннего строения растений. Внутренняя дифференциация тела высшего растения. Контрольная работа.
    Ткани высших растений, их классификация тканей. Классификация тканей. Образовательные ткани – меристемы. Цитологические особенности роста и дифференциации клеток меристем. Постоянные ткани и их многообразие. Покровные и механические ткани. Первичные и вторичные покровные ткани. Ритидом, или корка. Колленхима и склеренхима, их образование, цитологические особенности, расположение в растениях и выполняемые функции. Проводящие, абсорбционные и запасающие ткани. Образование, происхождение этих тканей, их цитологические особенности, расположение в растениях и значение  
    Вегетативные органы растений. Корень. Морфолого-анатомическое строение корня. Происхождение корня и его функции. Морфологические особенности корня и корневой системы. Анатомическое строение корня. Топография тканей. Цитологическая характеристика. Функция. Диагностические признаки структурной организации корня. Побег и его элементы. Морфолого-анатомические особенности побега высших растений. Ранние этапы развития высшего растения. Понятие о побеге. Конус нарастания как диагностический признак. Заложение прокамбия и дифференциация проводящих тканей семенных растений Контрольная работа.
    Стебель и его строение. Понятие о стебле. Анатомическое строение стеблей (стволов) многолетних древесных растений. Общие закономерности строения стеблей (стволов) хвойных и лиственных древесных растений. Камбий вторичные проводящие ткани древесных растений. Гистологические структуры луба и древесины хвойных растений. Гистологические структуры луба и древесины лиственных древесных пород. Стелярная теория. Гистологические структуры как диагностический признак эволюционной продвинутости растений. Разнообразие типов анатомического строения междоузлий двудольных растений. Строение стеблей однодольных и двудольных покрытосеменных растений. Стелярная теория Контрольная работа.
    Лист и его строение. Морфологические особенности листа. Развитие листа. Листорасположение. Анатомия листовой пластинки. Гистологические структуры. Их топография. Цитологическая характеристика. Функция. Диагностические признаки листьев однодольных и двудольных растений. Анатомические особенности строения листьев различных эколого-географических зон. Метамофозы вегетативных органов. Метаморфозы вегетативных органов. Общие понятия о метаморфозе. Метаморфозы корней. Метаморфозы наземных и подземных побегов. Метаморфозы листа. Аналогичные и гомологичные органы. Понятие о редукции, конвергенции и параллелизме. Общие закономерности морфогенеза растений. Понятие о морфогенезе. Полярность. Симметрия. Корреляция, регенерация Контрольная работа.
    Размножение растений. Вегетативное размножение и многообразие его способов в природе. Искусственное вегетативное размножение. Понятие о трансгенных растениях. Бесполое и половое размножение. Общее представление о жизненных циклах. Контрольная работа.
  Высшие растения 1 Общая характеристика высших растений. Время и условия появления их на земле. Экологические особенности и связь с водной средой. Предки высших растений. Деление высших растений на отделы. Характеристика группы архегониальных растений Контрольная работа.
    2 Моховидные как бессосудистые высшие растения, особенности их строения, физиологии, жизненный цикл с преобладанием гаметофита. Происхождение, многообразие, классификация и значение моховидных. Контрольная работа.
    3 Споровые сосудистые растения. Общая характеристика сосудистых растений. Риниофиты как первые высшие растения. Псилотовидные, их общая характеристика Контрольная работа.
    4 Плауновидные, особенности их строения, размножение, жизненный цикл, происхождение, классификация, роль в природе и практическое значение. Разноспоровость на примере плауновидных и ее роль в эволюции Контрольная работа.
    5 Хвощевидные, их особенности: жизненный цикл, роль в природе и практическое значение Контрольная работа.
    6 Папоротниковидные, их особенности, жизненные циклы равноспоровых и разноспоровых папоротников. Происхождение, многообразие, классификация, важнейшие представители, роль в природе и практическое значение папоротниковидных Контрольная работа. Итоговый тест.
    7 Общая характеристика семенных растений. Появление семени и его преимущества. Развитие семени, типы семян. Многообразие семенных растений. Отдел голосеменные, особенности их строения, размножения и жизненный цикл Контрольная работа.
    8 Происхождение, многообразие, классификация, важнейшие представители, роль в природе и практическое значение голосеменных Контрольная работа.
    9 Общая характеристика цветковых растений, особенности их строения. Цветок и плод – уникальные органы покрытосеменных растений. Строение цветка, части цветка. Оплодотворение. Плоды. Эволюционное значение цветка и плода. Жизненный цикл цветковых растений Контрольная работа.
    10 Возможные пути происхождения цветковых растений. Многообразие и классификация цветковых растений. Отличия классов двудольных и однодольных растений, их разделение на подклассы Контрольная работа.
    11 Ведущие порядки и семейства цветковых класса двудольных: магнолиевые, лютиковые, маревые, крестоцветные, розоцветные, бобовые, зонтичные, Их особенности, важнейшие представители, роль и распространение в природе, практическое значение Контрольная работа.
    12-15Ведущие порядки и семейства цветковых класса двудольных: мальвовые, тыквенные, пасленовые, губоцветные, сложноцветные. Их особенности, важнейшие представители, роль и распространение в природе, практическое значение Контрольная работа.
    16 Ведущие порядки и семейства цветковых класса однодольных: лилейные, орхидные. Их особенности, важнейшие представители, роль и распространение в природе, практическое значение – Контрольная работа.
    17 Ведущие порядки и семейства цветковых класса однодольных: осоковые, злаки. Их особенности, важнейшие представители, роль и распространение в природе, практическое значение. Использование цветковых растений в биотехнологии. Контрольная работа.
    18 Проблемы сохранения биоразнообразия растительного мира. Редкие и исчезающие растения. Красные книги. Особо охраняемые природные территории. Редкие растения Республики Мордовия Контрольная работа.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: