Впредь всех этих благ и преимуществ - ему напоминают теперь, чего стоят все
Эти блага. Гнев потерпевшего заимодавца, гнев общины, снова возвращает его в
Дикое и внезаконное состояние, от которого он был доселе защищен: община
Исторгает его из себя, - и теперь он открыт всем видам враждебных действий.
На этой ступени культуры "наказание" является просто отражением, мимом
Нормального отношения к ненавистному, обезоруженному, поверженному врагу,
Лишившемуся не только всякого права и защиты, но и всякой милости; стало
быть, правом войны и торжеством Vae victis! во всей своей беспощадности и
Жестокости, - из чего явствует, что именно война (включая и воинственный
Культ жертвоприношений) дала все те формы, в которых наказание выступает в
Истории.
С усилением власти община не придает больше такого значения
Прегрешениям отдельных лиц, поскольку они не могут уже казаться ей столь же
Опасными и пагубными в отношении существования целого, как прежде: злодей не
|
|
объявляется больше "вне закона" и не изгоняется, всеобщий гнев не вправе уже
Обрушиться на него с прежней необузданностью, - напротив, отныне целое
Предусмотрительно берет под свою протекцию злодея, защищая его от этого
Гнева, в особенности гнева непосредственно потерпевших лиц. Компромисс
Главным образом с гневом пострадавших от злодеяния; усилия вокруг того,
Чтобы локализовать случай и предотвратить более широкий или даже всеобщий
Рост стихийных пайщиков беспокойства; попытки найти эквиваленты и
Урегулировать в целом тяжбу (compositio); прежде всего все определеннее
Выступающая воля считать каждый проступок в каком-то смысле оплачиваемым,
Стало быть, по крайней мере до известной степени изолировать друг от друга
Преступника и его деяние - таковы черты, которые все отчетливее
Отпечатываются на дальнейшем развитии уголовного права. С возрастанием
Власти и самосознания общины уголовное право всегда смягчается; всякое
Послабление ее и более глубокая подверженность угрозам снова извлекают на
свет суровейшие формы последнего. "Заимодавец" всегда становился гуманным по
Мере того, как он богател; под конец мерилом его богатства оказывается даже
То, какое количество убытков он в состоянии понести, не страдая от этого.
Нет ничего невообразимого в том, чтобы представить себе общество с таким
Сознанием собственного могущества, при котором оно могло бы позволить себе