На ночве реактивного чувства, то, правды ради, приходится противопоставить
Ему следующий резко перевернутый тезис: последней почвой, покоряемой духом
справедливости, является почва реактивного чувства! Если и в самом деле
Случается, что справедливый человек остается справедливым даже в отношении
Лица, причинившего ему вред (и не просто холодным, умеренным, посторонним,
Равнодушным: быть справедливым предполагает всегда позитивную установку),
Если даже под напором личной обиды, надруганности, заподозренности не
Тускнеет высокая, ясная, столь же глубокая, сколь и снисходительная
Объективность справедливого, судящего ока, ну так что же, тогда это
Экземпляр совершенства и высочайшего мастерства на земле - даже нечто такое,
На что, по благоразумию, и не надеешься здесь, чему во всяком случае не
Так-то легко веришь. В среднем несомненно, что даже у порядочнейших людей
Достаточной оказывается уже малая доза посягательства, злости, инсинуации,
|
|
Чтобы прогнать им кровь в глаза, а справедливость из глаз. Активный,
Наступательный, переступательный человек все еще на сто шагов ближе к
Справедливости, нежели реактивный; ему-то и не нужно вовсе ложно и предвзято
Оценивать свой объект на манер того, как это делает, как это должен делать
Реактивный человек. Оттого фактически во все времена агрессивный человек, в
Качестве более сильного, более мужественного, более знатного, обладал и
Более свободным взглядом, более спокойной совестью; напротив, не стоит труда
угадать, на чьей совести вообще лежит изобретение "нечистой совести", - это
человек ressentiment! В конце концов осмотритесь же в самой истории: в какой
Именно сфере оседало вообще до сих пор на земле соблюдение права, собственно
Потребность в праве? Быть может, в сфере реактивных людей? Нисколько: но
Именно в сфере активных, сильных, спонтанных, агрессивных. С исторической
Точки зрения - и к досаде названного агитатора (он сам однажды сделал о себе
признание: "Учение о мести красной нитью справедливости прошло через все мои
труды и старания") - право на земле представляет как раз борьбу против
Реактивных чувств, войну с ними со стороны активных и агрессивных сил,
Которые частично обращали свою мощь на то, чтобы положить черту и меру
Излишествам реактивного пафоса и принудить его к соглашению. Всюду, где
Практикуется справедливость, блюдется справедливость, взору предстает