Что же до частного тезиса Дюринга, что родину справедливости надлежит искать

На ночве реактивного чувства, то, правды ради, приходится противопоставить

Ему следующий резко перевернутый тезис: последней почвой, покоряемой духом

справедливости, является почва реактивного чувства! Если и в самом деле

Случается, что справедливый человек остается справедливым даже в отношении

Лица, причинившего ему вред (и не просто холодным, умеренным, посторонним,

Равнодушным: быть справедливым предполагает всегда позитивную установку),

Если даже под напором личной обиды, надруганности, заподозренности не

Тускнеет высокая, ясная, столь же глубокая, сколь и снисходительная

Объективность справедливого, судящего ока, ну так что же, тогда это

Экземпляр совершенства и высочайшего мастерства на земле - даже нечто такое,

На что, по благоразумию, и не надеешься здесь, чему во всяком случае не

Так-то легко веришь. В среднем несомненно, что даже у порядочнейших людей

Достаточной оказывается уже малая доза посягательства, злости, инсинуации,

Чтобы прогнать им кровь в глаза, а справедливость из глаз. Активный,

Наступательный, переступательный человек все еще на сто шагов ближе к

Справедливости, нежели реактивный; ему-то и не нужно вовсе ложно и предвзято

Оценивать свой объект на манер того, как это делает, как это должен делать

Реактивный человек. Оттого фактически во все времена агрессивный человек, в

Качестве более сильного, более мужественного, более знатного, обладал и

Более свободным взглядом, более спокойной совестью; напротив, не стоит труда

угадать, на чьей совести вообще лежит изобретение "нечистой совести", - это

человек ressentiment! В конце концов осмотритесь же в самой истории: в какой

Именно сфере оседало вообще до сих пор на земле соблюдение права, собственно

Потребность в праве? Быть может, в сфере реактивных людей? Нисколько: но

Именно в сфере активных, сильных, спонтанных, агрессивных. С исторической

Точки зрения - и к досаде названного агитатора (он сам однажды сделал о себе

признание: "Учение о мести красной нитью справедливости прошло через все мои

труды и старания") - право на земле представляет как раз борьбу против

Реактивных чувств, войну с ними со стороны активных и агрессивных сил,

Которые частично обращали свою мощь на то, чтобы положить черту и меру

Излишествам реактивного пафоса и принудить его к соглашению. Всюду, где

Практикуется справедливость, блюдется справедливость, взору предстает


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: