Глобальная (информационная) экономика постиндустриального (информационного) общества основана на использовании знаний (информации). Пока не сложилось окончательно название этой экономики и наиболее часто употребляемые наименования: новая экономика, цифровая экономика, электронная экономика, интернет-экономика, сетевая экономика, онлайновая экономика и др. В отличие от традиционной экономики ее основу составляет интеллектуальный, или «человеческий» капитал, а не основополагающие в прошлом институты производства (основные фонды, управленческий ресурс, производственные издержки). В новой экономике трансформировалась связь, которая в прошлом была всего лишь сектором услуг в области коммуникаций. Сети связи, своеобразные инфомагистрали, инфо6аны и инфострады, создал новую коммуникационную инфраструктуру, заменившую традиционные пути сообщения. Новая экономика разрушает границы и барьеры между продуктами и услугами, отраслями промышленности, компаниями. Новая сетевая экономика представляет собой Всемирную свободную экономическую зону, совместившую коммуникации и коммерцию.
Для глобальной (информационной) экономики характерны особенности присвоения капитала на трех уровнях:
держатели прав собственности, включая акционеров, собственников семейных предприятий (АТР), индивидуальны предприятий и хозяев собственного дела;
класс менеджеров, распоряжающийся производственными фондами от имени акционеров;
«коллективный капиталист», обладающий корпоративным интеллектом, на глобальны финансовых рынках и их управленческих сетей.
Творцом и создателем новой, или виртуальной, экономики являются США. Страна, сформировавшаяся в Новом Свете на далекой заокеанской географической периферии европейской цивилизации, создала мировые валютно-финансовое и информационное пространства и заняла в них центральное место. На мировом валютно-финансовом рынке доминируют портфельные американские инвестиции, тогда как по объему прямых инвестиций выделяется ЕС (германия и другие страны ЕС).
Меняется природа капитала. Его создателем становится социальная прослойка профессионалов духовного производства (интеллегенция).
Экономические аспекты использования Интернета обусловлены стоимостью компьютерного оборудования и стоимостью услуг провайдеров. Стоимость оборудования, включая офисный персональный компьютер с модемом и стандартным монитором, стала сопоставима с ценой на большой телевизор. Стоимость услуг провайдеров зависит от численности пользователей. В результате преимущества имеют наиболее интернетизированные страны, такие как США, Канада, Финляндия, Швеция и Австралия. Здесь расценки на доступ к Всемирной сети в три раза ниже, чем в Восточной Европе (туда же сбрасываются устаревшие модели компьютеров, выдаваемые за новые).
Расширяется применение альтернативных способов подключения к Интернету с использованием спутниковых антенн, мобильной телефонной связи и кабельного телевидения. Беспородные технологии коммутации снижают расценки на услуги.
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью делового успеха. Новая экономика ведет к трансформации понятии экономической эффективности. Становится очевидным, что традиционная система количественного измерения материальных, трудовых и финансовых затрат и объемов произведенной продукции устарела, так как требуются преимущественно качественные характеристики эффективности. Традиционная система экономических показателей не отражает реальный эффект от информационных технологий.
Наблюдается несоответствие между увеличением капитальных вложений затратами на информационные технологии и их отдачей.
Одной из причин является использование новых технологий для автоматизации старых процессов. Неэффективно используется реинжиниринг бизнес-процессов. Неадекватность результата затратам объясняется недостаточной осведомленностью о возможностях информационных технологий. Так, например, большинство персональных компьютеров в Восточной Европе используется в качестве печатающей машинки.
Американские эксперты выделяют четыре уровня интернет-экономики:
материальная инфраструктура, включающая производство
компьютеров и коммуникационного оборудования. Эта материально-техническая база необходима для функционирования
Интернета и основанной на его технологиях электронной
коммерции;
прикладная инфраструктура, включающая производство программного обеспечения, мультимедиа, создание веб-сайтов и представляющая услуги для оптимизации электронной коммерции;
посреднический уровень, включающий компании-провайдеры, обеспечивающий функционирование поисковых порталов, занимающихся интернет-рекламой;
уровень собственно электронной коммерции, включающий компании, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки в Интернете.
Годовой объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет около 3 трлн. долл. Общий объем продаж технических средств информационных технологий составит в ближайшие годы 1 трлн. долл.
Цех по производству микропроцессоров «Pentium» стоит около млрд. долл.
Прикладная инфраструктура включает, прежде всего, производство программного продукта. Объем мирового рынка программы услуг составил в 2000 г. 140 млрд. долл. Законченные программы продукты выпускаются в основном под 6рэндами американских фирм. Простые блоки программ, требующие большого количеств человека-часов, передаются на офшорное программирование в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Индия планирует увеличить экспорт программного продукта до 50 млрд. долл. Кроме США за конченные программные продукты на мировой рынок поставляют относительно больших масштабах Израиль и Финляндия. При этом израильские фирмы специализируются на веб-технологиях для оптической промышленности и компьютерной безопасности, а финские — для мобильной связи‑
Посреднический уровень включает компании-провайдеры обеспечивающие функционирование поисковых порталов, занимающихся интернет-рекламой. В 1990-е гг. развитие «новой экономики» было связано, прежде всего, с американским доменом «сот», получившим мировое распространение в качестве универсального «расширения» для коммерческих организаций. На этот домен в конце десятилетия приходилось 45% ресурсов глобальной сети Интернет. Наиболее продвинутый в постсоветском пространстве российский домен «.ru» занимал 15-е место (1,06% ресурсов). В 2000 г Европейская Комиссия приняла специальное коммюнике по организации и управлению Интернетом. Одновременно с единой валютой в Европе создается домен высшего уровня «.еu» для ускорение е-экономики и е-торговли на континенте. Это знаменует собой начало интернет-конкуренции, «.eu» расширит разнообразие доменов, увеличит взаимосвязь и взаимодействие европейских компаний. организаций и граждан. Пользователи домена «.еu» в едином пространстве рынка ЕС будут использовать не только единую идентификацию, но и могут применять европейское законодательство и правила защиты потребителя. Создание единого интернет-пространства «.еu» объединит электронные экономики европейских стран и повысит их конкурентоспособность.
В 2002 г. впервые Нобелевская премия присуждена за исследование экономической и психологической эффективности (человеческий фактор в экономике) американцам Вернону Смиту и Дэниелу Канеману. Экономист и профессиональный психолог опровергают утверждение о6 экономике как «точной науке», базирующейся на мощном аппарате математического моделирования и статеистического анализа. Биполярная природа человека сводит экономическую «точность» на нет. Математические теоремы опровергаются в экономике интересами людей. При принятии экономических решений человек не всегда исходит из рационального поведения.