Китайская цивилизация

Китайская цивилизация является одной из самых древних и утонченных в мире. Владимир Малявин в фундаментальном труде «Китайская цивилизация» отмечает ее необыкновенную устойчивость при поразительном разнообразии локальных (региональных) форм. Это разнообразие, сцементированное великой книжной иероглифической традицией и имперской государственностью, консолидировало народ на основе иерархического порядка (ритуала). Поднебесная, в отличие от молодой западноевропейской цивилизации ума, отдала предпоч­тение внутренней преемственности, выверенной опытом многочис­ленных поколений. Единство цивилизации идет не от ума или док­трины, а от безупречного доверия к силе самой жизни, одновременно наивной и бесконечно мудрой. Подданные Поднебесной ориен­тируются на «технику сердца», а не «технику орудий». «Альфа и оме­га» китайской мудрости заключается в инстинкте, просветленном сознанием, и сознании, примиренном с инстинктом. «Ритуал по-китайски» есть правильное и должное поведение, непосредственно воплощающее принципы мироздания или саму правду жизни. При имперском устройстве Поднебесной не наследственные права или личные способности давали возможность государю управлять государством. Главное было «выполнение ритуала», поэтому император сам по себе немного значил.

Китайская цивилизация - это великий океан людей, где чело­век рождается, живет и умирает, но его глубина и «единое тело» не подвластно барьерам пространства и времени. Даже в комму­нистическом Китае государство является не воплощением полити­ческой воли общества, а хранителем определенного морального порядка, не подлежащего критике или обсуждению. Власть, оли­цетворяющая порядок, права по определению. Поэтому китайцы в периоды трансформации не тратят время на свержение кумиров (они лишь становятся частью отечественной истории), а идут вперед без самобичевания.

Как Древняя Греция - это не география, а состояние, так и со­временный Китай является не просто географической реальностью, а многомерным пространством, сохраняющим самобытность в ус­ловиях открытых обществ и процессов гло6ализации. И куда бы ни забрасывала китайца судьба, он везде создает свои «шанхаи» или «чайнатауны».

Китайская цивилизация - самая протяженная во времени ци­вилизация, имманентно ориентированная на Великий порядок, ос­нованный на социальной гармонии и справедливости. Иероглифическая письменность спосо6ствовanа этнической консолидации и служила доказательством превосходства над другими народами. В отличие от Запада, основанного на принципах индивидуализма, Китай создал коллективистскую цивилизацию. «Китай... может пре­поднести миру дар. Этот дар будет счастливым соединением запад­ного динамизма с традиционной китайской стабильностью» (Ар­нольд Тойн6и).

В современном мире китайская и индийская цивилизации пред­ставляют огромные демографические «плавильные котлы» с населе­нием свыше миллиарда человек. Этнические меньшинства состав­ляют менее 10% населения Китая, но занимают 60% территории государства. Китайскую цивилизацию с позиций евроцентризма иногда называют региональной, что является большим заблуждени­ем. Китайская традиция всегда ставила Китай в центре мира, окру­женного «варварами».

В 1990-е годы Китай стал четвертым полюсом экономического роста в мире, наряду с Соединенными Штатами, Японией и Герма­нией. Китай длительное время подражал Советскому Союзу на пра­вах «младшего брата», но при этом не отказывался от поиска собст­венного пути. После распада Советского Союза китайское руковод­ство не отказалось от коммунистической модели, избрав стратегию конвергенции капитализма и социализма, интеграцию в мировую экономику в сочетании с политическим авторитаризмом и китай­скими историческими традициями. Согласно конфуцианству, соци­альная группа и государство важнее отдельной личности. Выделяет­ся приоритет государства над подданными, коллектива над личностью и предания над правом.

Китай является единственной крупной экономикой мира, де­монстрирующей многие годы высокие темпы экономического раз­вития. За последние тридцать лет китайская экономика развивалась в несколько раз быстрее, чем человечество в целом. В 2002 г. на очередном съезде Коммунистической партии была поставлена за­дача дальнейшего увеличения ВВП Китая в З раза к 2020 г. Тене­вая китайская экономика составляет 2/3 ВВП государства. Кор­рупция в меньшей степени характерна для высших эшелонов вла­сти, а за экономические преступления широко применяется смертная казнь.

Китай формирует новое мировое экономическое сообщество, получившее название Большой Китай. Согласно цивилизационной традиции, все представители китайской диаспоры де-факто являют­ся гражданами Китая. Большая Родина никогда от них не отказы­вается, даже если они получили гражданство других стран. Коммунистическая партия приняла решение о приеме бизнесменов и эмигрантов в партию. В свою очередь, китайские предприниматели из диаспоры в полной мере осознают себя частью Китая: не слу­чайно, не менее 75% иностранных инвестиций в Китай осуществ­ляет китайская диаспора.

Большой Китай включает Китай-Континент, Китай-Остров и Китай-Диаспору. В островной Китай входят Тайвань, Гонконг, Сингапур и другие «острова». На северо-востоке и северо-западе создаются новые «острова». Здесь формируются «трансграничные экономические регионы» с территориями сопредельных государств. Северо-Восточный трансграничный регион со столицей Харбин включает, кроме китайских провинций, российский Дальний Вос­ток, где Москва демонстрирует полную неспособность успешной трансформации местной экономики. Северо-Западный трансгра­ничный регион со столицей Урумчи включает китайскую провин­цию Синьцзян и бывшие советские республики Средней Азии. Эти интернациональные регионы позволят вовлечь в китайскую экономику крупномасштабные сырьевые ресурсы сопредельных стран. Возможно, трансграничный регион будет создан в Юго-Восточной Азии с опорой на китайскую провинцию Гуандун со столицей в Гуанджоу. Таким образом, проявляется китайский прагматический экономический регионализм, в отличие от европейского трансгра­ничного регионanизма (еврорегионов).

Китайская диаспора выделяется исключительной экономической и интеллектуальной' мощью, сопоставимой с континентальным Ки­таем. Китайские диаспоры, всегда осознающие связь с материковой прародиной, оказали влияние на становление и эволюцию многих народов Азиатско-Тихоокеанского региона.

Великая цивилизационная геополитика Китая материализовалась в геополитике Стены и геополитике Пути. Великий Шелковый путь яв­ ляется символом открытости к внешнему миру, а Великая Китайская стена символизирует защиту китайских традиций и менталитета от внешних воздействий. В сочетании открытости и закрытости сфор­мировaлся Великий китайский Порядок. Великая Китайская стена (ВКС) - материальный памятник технологии властвования, закрытости цивилизации от внешнего мира. В философском отношении Стена разграничивала «жизнь» и «смерть», мир хаоса («варваров») и китайского порядка. ВКС 6ьиа возведена после объединения Китая (221 г. до н.э.) при императоре Цинь Шихуане. Воспитанные в духе рационализма европейцы рассматривают ВКС как определенное «чу­дачество» китайцев и, как часто бывает у самоуверенных людей, глу­боко ошибаются. Можно оспаривать эффективность возведения гигантского фортификационного сооружения в географическом про­странстве. Однако ВКС, выполняющая барьерные функции, являлась наряду с Великим Шелковым путем материализованным символом Великой цивилизационной геополитики Китая. В многомерном коммуникационном пространстве Поднебесной Стена служила пре­градой для степных «варваров» и ограничивала деятельность китай­цев за ее пределами, в географии - являлась границей субтропиков и сухих степей, а в душе человека - символом барьера против чуже­родных заимствований в духовной сфере.

Китай является единственным в мире государством, создавшим Великую цивилизационную геополитику, основанную на филосо­фии Великого китайского порядка. Китай на протяжении многих веков стремится к сохранению. единых границ государства и циви­лизации, сочетанию избирательной открытости к внешнему миру с защитой китайских традиций и менталитета от внешних воздейст­вий. Китайская Народная Республика была провозглашена в Пеки­не 1 октября 1949 г. Советский Союз оказал существенную помощь в становлении коммунистического режима.

В настоящее время Китай является реальным кандидатом в сверхдержавы, КНР не претендует на членство в «клубе» семи ве­дущих держав мира, где на дополнительном месте «сидит» эконо­мически слабая Россия. Традиционные представления о «Подне­бесной» как центре мира не позволяют опускаться до уровня «вар­варов» из окружающего мира, а когда геополитическая мощь Китая станет неоспоримой, все само собой станет на свои места. Китай вышел на четвертое место в мире по расходам на оборону после США, России и Японии.

Воссоединение Тайваня с континентальным Китаем является главной геополитической целью КНР. Однако время работает не в пользу Пекина. На Тайване, где в конце 1980-х годов 80% жителей 6ьии выходцами из Китая, произошла смена поколений. В начале XXI века здесь доминирует поколение, рожденное на острове и ощущающее себя частью самостоятельной нации. Если десятилетие назад 44% населения острова считали себя китайцами и 16% - тайваньцами, то теперь это соотношение составляет, соответственно, 18 и 31%. Либерализация политической жизни и высокий уровень материального благосостояния ускорили рост национального само­сознания. Вместо родительской ностальгии по оставленной родине новое поколение по-другому воспринимает Китай. Между островом и континентом существуют различия не только в уровнях жизни, но невидимая граница прошла и через души людей. Современный Тайвань в отличие от коммунистического Китая находится в другом социально-экономическом пространстве, где правит демократия, и существуют «права человека». В результате здесь появилась новая формула отношений между островом и материковым Китаем «один народ - два государства», вызывающая негативную реакцию ком­мунистических властей на исторической родине. В качестве аргу­ментов против воссоединения Тайвань приводит и другие факты. Массовая колонизация острова китайцами началась в XVII веке, когда Тайвань уже находился под властью Голландии. Официально провинцией Китая Тайвань числился всего десятилетие (с 1885 по 1895 г.). Затем остров полвека был под юрисдикцией Японии, а в 1949 г. гоминдановское правительство провозгласило Тайвань ча­стью Китайской Республики.

Главной задачей геополитической доктрины Китая является воссоединение государства-цивилизации в единых границах на основе принципа «одна страна - две системы». После успешного воссо­единения с континентальным Китаем Гонконга и Макао, остается трудноразрешимая проблема Тайваня.

Ошибочно считать, что коммунистический Китай является про­должателем развития советской модели. «Призрак коммунизма», который бродил по Европе, не был оригинальным изобретением Карла Маркса. В древней китайской философии присутствуют коммунистические идеи, и можно сказать, что они, погуляв по све­ту с переменным успехом, вернулись на родину, где эффективно используются на благодатной родной социокультурной почве.

По мнению Михаила Делягина, формирующаяся модель Большого Китая позволяет не создавать альтернативную техноло­гическую мировую пирамиду наподобие советской, а использо­вать эффективную стратегию «просачивания». На Западе тради­ционно обучается большое число китайцев. Китайские специали­сты, став гражданами Америки и других западных стран, активно «просачиваются» на верхние этажи технологической пирамиды. Это ведет к ползучей «китаизации» процесса создания новых тех­нологий.

Экономика Большого Китая, по разным оценкам, в 1,5-2 раза превышает ВВП континентального Китая и уступает только США и Японии.

Ушли в прошлое рассуждения о6 эффективности китайского экспорта только за счет преимущественно простых товаров народ­ного потребления, включая одежду и игрушки. Китайское руковод­ство взяло курс на стимулирование развития высокотехнологических производств, чтобы увеличить их долю в промышленном экс­порте к 2010 г. до 30%.

Важными проблемам развития китайской экономики являются:

· преодоление разрыла в уровне развития приморских и внутрен­них регионов страны;

строительство транспортных коридоров от тихоокеанских пор­тов через внутренние регионы и Центральную Азию с выходом в западную Европу;

обеспечение экономики энергетическими ресурсами посредст­вом замены их транспортировки более дешевой и экономичной передачей электроэнергии.

Китай осуществил модернизацию железных дорог, которые ста­нут составной частью трансъевразийской международной магистра­ли. Вступила в строй стратегическая автомобильная магистраль Пе­кин-Кашгар-Ош (Киргизия)-Ташкент (Узбекистан).

Высокие темпы экономического развития привели к «перегре­ву» народного хозяйства, испытывающего хронический дефицит энергетических и других ресурсов. Поэтому Китай энергично осуществляет внешнеэкономическую политику; направленную на «сырь­евую экспансию» в направлении Сибири, Юго-Восточной и Юж­ной Азии. В ужесточающейся глобальной конкуренции Китай уже столкнулся с Соединенными Штатами и Японией в борьбе за пре­имущественный доступ к ресурсам Сибири и других регионов.

В перспективе возможно формирование в 10го-Восточной Азии регионального валютного союза на основе китайского юаня, что позволит потеснить из региона американский доллар. Однако по­следствия американской стратегии экспорта «управляемых кризи­сов» (атипичной пневмонии) и последующего природного цунами отодвинули этот проект в необозримое будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: