Центральноафриканская цивилизация

Центральноафриканская цивилизация (черная Африка) - культурно-исторический регион, расположенный южнее Сахары. Черная Африка -первоколыбель человечества, не имеющая вековых письменных тради­ций, испытывает сложный процесс формирования цивилизационного самосознания и отличается высокой конфликтностью. Колонизация Черной Африки разрушила сложившееся многомерное пространство, включая социальные, экономические, торговые и другие коммуникации. В процессе деколонизации получили распространение идеи панафриканской идеологии и «афросоциализма». Политические институты, привнесенные из Европы и неорганичные для местной почвы, не смогли обеспечить модернизацию Черной Африки. Для молодой госу­дарственности особенно разрушительными стали военные перевороты и гражданские войны. Попытки федеративного устройства не удались, за исключением ЮАР. Крупнейшее федеративное государство Нигерия не отличается стабильностью и занимает одно из ведущих мест в мире по коррумпированности властей.

В качестве языков государственности и межэтнического обще­ния в Тропической Африке выступают английский, французский, португальский и другие европейские «колониальные» языки.

Проблемы Тропической Африки рассмотрены в статье Э.Е. Лебедевой «Тропикоафриканская цивилизация в современном мире» (2004), а специфика формирования африканских злит - в статье М.Ю. Френкеля «Африка: взаимодействие цивилизаций» (200.1).

В большинстве стран региона основой общества остаются общи­ны и Кланы, а родственные и этнические интересы доминируют над социальными. В роли традиционной элиты выступают правители и вожди, а новая элита формируется на основе социальных групп, по­лучивших европейское образование и воспринявших западную Куль­туру. Новая элита представлена преимущественно бюрократами и политиками, а не промышленной аристократией. В Африке потерпе­ли поражение «просветители», предлагавшие использовать европей­ские традиции вместо местных африканских и создать «Черную Ев­ропу». Сторонники «культурного национализма» выступают за со­хранение самобытной африканской культуры. Идеологией местного национализма является концепция панафриканизма, объединяющего народы негроидной расы, пережившей колониализм и работорговлю.

Христианство доминирует среди новой африканской элиты, то­гда как среди бедных масс усиливаются позиции ислама. Если в прошлом христианство ассоциировалось с колонизаторами, то те­перь - как проводник глобализации, усиливающий маргинализацию африканского общества.

В Черной Африке проживает свыше 600 млн. человек, из них 80% - сельское население. В отличие от других регионов мира, за исключением Восточной Европы, растет численность населения, живущего за чертой бедности (46% населения). Большинство стран имеют огромный внешний долг, а промышленный экспорт состав­ляет лишь 0,1% от мирового.

Неолиберальная глобализация привела к смене нескольких авто­ритарных режимов, но одновременно ослабила непрочные основы государственности и социальных отношений и усилила международную криминализацию экономики (наркотики, торговля оружием). Большое количество неукорененных горожан, образовавшееся в результате массового переселения из африканской деревни, становится важной средой для становления исламского фундаментализма.

После распада Советского Союза изменилась геополитическая обстановка в Африке. Еще в недалеком прошлом Ч ерная Африка б ыла поделена между сверхдержавами на зоны влияния. СССР оказы­вал военную и экономическую помощь местным режимам в строительстве «социализма». Причем определить политическую ориентацию африканских стран 6ьио элементарно просто. Когда студенты на экзаменах по географии испытывали трудности в этом вопросе, автор рекомендовал более внимательно ознакомиться с экономической картой континента. Страны, бедные полезными ископаемыми и со слабо развитым хозяйством, «строили», как правило, социализм. И наоборот, страны с относительно развитой экономикой и богатыми природными ресурсами шли по пути капитализма. Когда противостояние двух политических и экономических систем закончилось, нарушилась относительная стабильность на Африканском континенте. Если раньше за политическую ориентацию сверхдержавы оказы­вали существенную и зачастую безвозмездную помощь, развращавшую местную власть, то теперь в этом исчезла необходимость.

В Черной Африке сложилась драматическая социально-экономическая обстановка. На рубежах влияния ислама и других верова­ний наблюдаются кровавые междоусобицы. Многие местные поли­тические деятели заявляют, что жить при колониализме было во много раз лучше, чем сегодня. Например, в Заире, где до провоз­глашения независимости в 1960 г. функционировало 140 тыс. км дорог с твердым покрытием, уцелело только 15 тыс. КМ. В Анголе, Сомали и других странах разрушены заводы. Большинство граждан африканских стран разочарованы в способностях и честности на­циональной элиты и не верят политическим руководителям.

В большинстве стран Черной Африки ежегодно сокращается валовой национальный продукт, наблюдается дефицит продуктов питания, а международная гуманитарная помощь разворовывается. Местные на­циональные модели общественного развития оказались несостоятельными. Политики, вошедшие во власть на волне демократии по принципу «из грязи в князи», скомпрометировали национальный путь возрождения, они быстро теряют авторитет и доверие. Многие «демократические» лидеры оказались некомпетентными и коррумпированными

Усиливается социальная маргинализация Черной Африки, переживающей самый острый в истории общественный кризис. В результате национально-освободительного движения сформировался анти­колониальный неотрадиционализм, основанный на эгоцентризме (отрицательном отношении к Западу) и самоценности африканской модели «духовной гармонии цивилизации без машин». Проявляется неэффективность очередного обращения к традиционным ценностям, уже дважды продемонстрировавшим свою слабость в столкновение с внешним миром. Отмечается неспособность африканцев интегрировать мировые достижения путем оживления традиционных ценностей заимствованиями извне или обращением к науке. Этот путь, показавший прогрессивность в Азиатско-Тихоокеанском ре­гионе, оказался неприемлемым в Африке, где психология находится на средневековом уровне, а ученых ненавидят.

Приведенные примеры отрицают наличие универсальных стра­тегий развития. Либерализация экономики в развивающихся стра­нах не всегда приводит к желаемым результатам. Усиливается раз­рыв между Севером и Югом, Центром и Периферией мирового ка­питалистического хозяйства. «Шоковая терапия» стала «потерян­ным десятилетием» для многих стран Латинской Америки и Афри­ки. Стало очевидным, что необходимо не только учитывать функ­ции места и социального времени, но и неготовность к позитивным преобразованиям местных элит.

Резюме

Мировые цивилизации становятся важными субъектами мировой политики. Международный порядок, основанный на мировых цивилизациях, является га­рантом мира и предупреждения глобальных войн.

На рубежах цивилизаций отмечаются этнонациональные и этноконфессио­нальные конфликты и войны. Конфликты на рубежах возникают между сосед­ними цивилизациями, принадлежащими к различным цивилизациям. Межцивилизационные конфликты между стержневыми государствами возникают между региональными державами, принадлежащими к различным цивилизациям.

Претензии Запада на универсальность приводят к конфликтам с другими цивилизациями, особенно с исламской и китайской.

Модернизация не обязательно означает вестернизацию, так как распростране­ние западных ценностей не приводит к возникновению всеобщей цивилизации. Гло­бальный баланс сил изменяется за счет возрастания мощи восточных цивилизаций.

Межцивилизационная конкуренция характеризуется отсутствием общей системы ценностей и мотиваций. Цивилизационная экспансия неминуемо стал­кивается с противостоянием и носит внеэкономический характер. После рас­пада Советского Союза в конкуренции цивилизаций выделяются западная, китайская и мусульманская цивилизации: финансово-техническая экспансия Запада, этническая - Китая и социально-религиозная - ислама.

Западноевропейская цивилизация формирует проект «Большая Европа», куда включаются государства Европейского континента, относящиеся преимущественно к христианской цивилизации, включая Россию. Основной целью Большой Европы явля­ется «европеизация» политических, экономических и социальных отношений. От способности консолидации христианской цивилизации зависит выжигание Запада.

Китайская цивилизация является одной из самых древних и утонченных в мире, обладает необыкновенной устойчивостью при поразительном разнообразии локальных (региональных) форм.

В современном мире Китай одним из первых ответил на вызовы глобализации геополитической доктриной, предусматривающей воссоединение госу­дарства-цивилизации в единых границах.

Китай, в отличие от Европы, впервые в мире формирует новое мировое экономическое сообщество, получившее название Большой Китай, на основе

единства с мировой китайской диаспорой, что создает новую эффективную форму борьбы в глобальной конкуренции.

После предательства Советского Союза по отношению к «третьему миру»

мусульманская цивилизация предложила альтернативный вариант гло6ализации на основе объединения маргинальных социальных групп (пролетариев всех стран) под зеленым флагом ислама.

Важнейшим фактором возрождения исламского фундаментализма является процесс гло6ализации (американизации) международных отношений. Америка стала воплощением мирового зла и главной угрозой исламскому образу жизни.

Индийская цивилизация выбрала «срединный путы» между «индивидуализмом» Запада и «коллективизмом» Востока. Здесь отсутствует комплекс неполноценности перед западной и другими цивилизациями. В эпоху глобализации английский (бывший колониальный) язык выступает в качестве языка межцивили­зационного общения.

Индия в отличие от Китая демонстрирует успешный пример формирования

гражданского (демократического) общества и позитивной трансформации европейского (английского) парламентаризма на индийской почве.

Латиноамериканская цивилизация. вы шла из «мирового захолустья» и

«веков одиночества», став экспортером идей в сфере политики и культуры, но не смогла преодолеть статуса периферийного самосознания. В экономическом отношении в Латинской Америке наблюдается отставание от западной модернизации, что отрицательно сказалось на индустриализации континента.

Перспективы латиноамериканской цивилизации будут зависеть от геополитических отношений с США. Учитывая катастрофические последствия неолибе­ральной политики в регионе, вряд ли удастся растворить латиноамериканцев в «плавильном котле» Соединенных Штатов. В результате демографических факторов возможен сценарий латиноамериканизации США.

Центральноафриканская цивилизация испытывает сложный процесс формиро­вания самосознания и отличается высокой конфликтностью. Колонизация Черной Африки разрушила сложившееся многомерное пространство, включая социальные, экономические, торговые и другие коммуникации. В процессе деколонизации получили распространение идеи панафриканской идеологии и «афросоциализма». В Африке потерпели поражение «просветители», предлагавшие использовать европейские традиции вместо местных африканских и создать «Черную Европу».

Новая африканская элита представлена преимущественно бюрократами и поли­тиками, а не промышленной аристократией. В среде этой элиты доминирует христиан­ство, тогда как среди бедных масс усиливаются позиции ислама. Если в прошлом христианство ассоциировалось с колонизаторами, то теперь рассматривается как про­водник гло6ализации, усиливающий маргинализацию африканского общества.

Неоли6еральная глобализация привела к смене нескольких авторитарных

режимов в Черной Африке, но одновременно ослабила непрочные основы госу­дарственности и социальных отношений и усилила международную криминализа­цию экономики (наркотики, торговля оружием). Бедные африканцы становится важной средой для становления исламского фундаментализма.

Глава 10

Перспективы или конец глобализации?

10.1. Антиглобализм и другие альтернативы

10.2. В защиту глобализации

10.3. Мировые империи и глобальная власть

10.4. Большие пространства против глобализации

Издержки глобализации слишком очевидны. Об этом свидетельствуют результаты парламентских и президентских выборов Европе. Партии, выступающие за простую либерализацию и открытость, теряют избирателей. Кризис политического движения консерваторов и социалистов способствует усилению антигло6ализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: