Предпосылки права: право - природа - разум

Прежде всего мы обратим взгляд на ис­торические ситуации, сопоставимые с нашей, если подобные сравнения вооб­ще возможны. Во всяком случае, стоит упомянуть, что и Греция знала свою «эпоху Просвещения», когда божест­венное обоснование права потеряло очевидность и люди стали задаваться вопросом, не имеет ли оно более глу­бокие основания. Так возникла мысль, что установленному праву, которое может быть неправым, должно проти­востоять такое право, которое следует природе человека, его сущности. Нуж­но найти такое право, и тогда будет чем корректировать существующее, позитивное.

Теперь давайте взглянем на более близкую к нам эпоху и обратим внима­ние на двойной разрыв, произошедший в сознании европейцев в начале Нового времени и заложивший основы новой рефлексии над содержанием и источ-


ДИАЛЕКТИКА СЕКУЛЯРИЗАЦИИ


ЙОЗЕФ РАТЦИНГЕР



никами права. В то время с открытием Америки произошел прорыв за пределы европейского, христианского, мира. Произошла встреча с народами, не знакомыми с вероучением и правовой системой христиан, которые прежде были источником права для всех евро­пейцев и придавали ему соответствую­щий вид. С новыми народами нет общ­ности права. Но отсутствует ли у них право, как некоторые тогда утверждали и действовали в соответствии с этим представлением, или же существует такое право, которое, выходя за рамки любых правовых систем, связывает лю­дей и регламентирует их сосущество­вание? В этой ситуации Франсиско де Витория развил уже существовавшую идею ius gentium, «(между)народного права», причем в слове gentes присут­ствует коннотация «язычники», «не­христиане». То есть подразумевается право, предшествующее христианской правовой системе и призванное нала­дить справедливое сосуществование всех народов.


Второй разрыв в христианском мире произошел внутри самого христианства из-за раскола, разделившего верующих на противостоящие друг другу, а зачас­тую и враждебные сообщества. И вновь пришлось искать предшествующий дог­матам правовой минимум, имеющий ос­нования не в вере, а в природе, в чело­веческом разуме. Гуго Гроций, Самуэль фон Пуфендорф и другие разработали идею естественного права как рацио­нального права, которое, преодолевая границы между вероучениями, вводит в действие разум как орудие совместного правообразования.

Естественное право осталось - осо­бенно в Католической церкви - рито­рическим аргументом, с помощью ко­торого церковь апеллирует в диалогах с секулярным обществом и другими религиозными сообществами к общему разуму и ищет основы для согласия о природе этических принципов права в секулярном плюралистическом обще­стве. Но этот инструмент, к сожалению, пришел в негодность, и мне поэтому не






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: