Бытие (онтология) сознания

В традиционных психологических исследованиях представляется естественным начинать разговор о сознании с того, что оно «в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния... В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и наивная правда»17. К сожалению, эта «наивная правда» всегда была и продолжает оставаться исходным представлением в анализе феномена сознания. Принципиальные расхождения начинаются лишь с момента объяснения самой возможности и происхождения этой «картины».

Традиционные психологические исследования сознания не выходят за границы классического гносеологического (субьект-объ-

17 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание Личность. М., 1975. С.125.

ектного) отношения: первичен ли субъект относительно данной «картины» (идеализм), первичен ли объект (наивный реализм или созерцательный материализм) или же истинным основанием этого отношения является предметная деятельность (диалектический материализм). Но в пределах гносеологического (познавательного) отношения можно что-либо говорить лишь о самом отношении (его адекватности, точности, полноте и т.д.). Здесь субъект изначально мыслится как субъект познания, а человек понимается как человек теоретический, созерцающий, недеятельный.

Плодотворная постановка проблемы сознания возможна
лишь в том случае, если мы будем рассматривать человека как
существующего реально и практически, как включенного в
структуру бытия со своим способом существования. Согласно
этому подходу, человек выступает как часть бытия, но как часть,
которая преобразует все бытие. «Вселенная с появлением челове-
ка, – писал С.Л.Рубинштейн, – это осознанная, осмысленная
Вселенная, которая изменяется действиями в ней человека...
Осознанность и деятельность выступают как новые способы су
ществования в самой Вселенной, а не чуждая ей субъективность
моего сознания»18.

С возникновением человека сознание становится присуще бы
тию, оно обретает статус бытия.
С.Л.Рубинштейн писал, что
«существует не только материя, но и сознание: сознание «не
меньшая» реальность, чем материя»; обычно говорят, что «раз
материя существует, вне и независимо от сознания, значит, и бы
тие существует вне и независимо от сознания. Но эта абсолюти
зация гносеологического отношения отрицает то, что сознание
существуетв бытии»19

Очевидно, что содержание, механизмы, структуры сознания возникают, существуют и реализуются не в собственно познавательной сфере (не в плане субъект-объектного отношения), а в самой практике реальной жизни и для целей этой жизни.

Все дело в том, что традиционная трактовка сознания состоит в отождествлении его с самосознанием – с знанием субъекта о мире и своем месте в нем. Например, в психологическом словаре сознание определяется как «отношение к миру со знанием его объективных закономерностей»20 Однако такое понимание, как мы уже убедились, не более чем гносеологическая редукция,

18 Рубинштейн С Л. Проблемы общей психологии М,1976 С 327.

19 Там же С.298, 339

20 Психологический словарь. М., 1983. С.347

подмена реально практических отношений человека с миром, одной их стороной – познавательной.

Фантом– причудливое видение, призрак; нечто несуществующее, нереальное, несбыточное.

Обыденная «очевидность» отделенности человека в своем самосознании от собственного жизненного мира не может служить исходным философским основанием в анализе

проблемы сознания, так как мы нигде не находим человека до и вне его связанности с миром. Мир субъективности входит в состав самой объективной реальности (в качестве определяющего ее элемента), а не располагается где-то над ней в качестве фантома или эпифеномена. Но и наоборот – в определение субъективности входят не просто «внутренние», беспредметные силы», тенденции, нужды, влечения, потребности, а сам – во всем многообразии – «очеловеченный» мир.

Эпифеномен –побочное явление, сопутствующее другим явлениям, но не оказывающее на них никакого влиянкя

С психологической точки зрения это означает, что субъект не просто «сталкивается» с объективным миром, не просто «адаптируется» к нему в процессе жизнедеятельности, а оказывается его существенным моментом. Практически действуя, субъект «втягивает» в себя объективную реальность и наделяет ее смыслами и ценностями своей жизнедеятельности, превращая ее тем самым в содержание своей субъективности.

Поэтому сознание в первую очередь включает в себя содержание глубоко реалистического, жизненного, социального опыта человека. Сознание онтологично, оно имеет онтологический статус. При этом под онтологией сознания следует понимать нечто работающее, участвующее в жизни человека.

В заключение сформулируем основной вывод: сознание человека изначально включено в практику его жизни. Все действия человека сознательны, иное дело – уровень их осознания. Сознание, понимаемое как отношение человека к миру, представляет собой один из его уровней – уровень самосознания. Неразличение в философии и психологии этого обстоятельства приводит к подмене сознания самосознанием, к искажению картины человеческой реальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: