Боттичелли – манерность позднего кватроченто
Гиберти (?) – рыцарственность
Данте Габриэль Россетти – 19 век, поиски.
Всегда приветствие архангела и испуг Богоматери. Даже лилии есть.
Римская пудициция (закрывает лицо мафорием).
Иконографически одинаковые, иконологически разные.
Отец иконографической науки – Эмиль Маль. Хотел быть великим филологом. Хотел поехать в Грецию через Италию. Остановился во Флоренции, увидел там фреску в Испанской капелле в Санта Мария Новелла во Флоренции (Андреа да Фиренце – Триумф доминиканского ордена).
Понимает, что рассматривать ее просто как произведение искусства – а тогда это было принято – 70-80 годы 19 в. «Братья Карамазовы». Два часа провела перед Сикстинской мадонной, ушла разочарованной.
Время расцвета академии – немного начинает утомлять.
Маль, глядя на неклассическую и невеликую живопись, понимает, что ее надо читать как ребус.
Пятнистые собаки – домини канес – псы господни. Хотя и от Доминик. Танцующие девушки – светские добродетели. Благородные науки. Доминик в черной одежде указывает путь к раю. Только что отстроенный собор с будущим куполом Бруннелески – символ церкви в целом. Маль понимает, чем хочет заниматься.
Прочитал всю латинскую и греческую патрологию. Пять архивированных дисков. Начал аккуратно рассматривать скульптуру родной Франции.
Книга его – библия иконографа. «Религиозное искусство Франции XIII в.» Начинает с готики, начинает ассоциировать определенные сюжеты с точки зрения религиозной литературы, тогдашнего богословия и опирается на общедоступную книгу 13 в. «Великое зерцало» Венсана из Бове.
С чем ему приходится бороться. Что такое была наука образов до Маля. Средневековым искусством занимались т.н. «археологи» – любители старины.
Мадам Фелисида Зак – статья в «Газет де Бозар» – Каие археоложик. В левом нефе Нотр Дам прямо около трансепта в левом нефе, есть небольшая красная дверь. Она настаивает, что она символизирует рану в боку Спасителя. Собор похож на тело.
Как это доказать? Надо, чтобы кто-то написал, что план церкви похож на человеческую фигуру. Если нет, то нужна повторяемость, ряды. А если у нас одинокий памятник с красной дверью, то это самонадеянно утверждать.
Палаццо Скифанойя в Ферраре.
И иконология. Толчок к рождению иконографии – средневековый памятник, а иконологии – ренессансный.
Аби Варбург происходил из богатой банкирской семьи. «По крови я еврей, родился в Гамбурге, а душою флорентиец». Отказался читать кадеш над гробом отца, семья обиделась. Отдал брату свою долю наследства за все книги, которые он хотел. Плюс пришлось построить дом. Книга «Великое переселение образов» переведена и вышла по-русски. Долгая жизнь и душевная болезнь.
Фрески в палаццо состоят из трех уровней.
1. Триумф одного из 13 божеств по триумфам Петрарки
3. триумф Венеры в занятиях феррарского двора. Герцог Борса приехал с охоты на птиц.
Средний – проблема. Тоже, видимо, соотносятся с Венерой и маем. Варбург тоже не понимал, как это соотносится. Он нашел алхимический трактат в феррарских архивах – каждая декада месяца совпадала с определенным превращением золота.
Если бы не нашел – что-то, связанное с алхимией и астрологией. Темные символы, приветствовавшие при просвещенных дворах 15 в. Без ключа все осталось бы на уровне предположений.
«Существует определенная опасность, что иконология станет по отношению к иконографии…
А тем, чем стала астрология по отношению к астрографии» (Панофский).
Иконология не должна спекулировать данными иконографии.
Инструменты для нашей кухни.
- Мотив – первичная единица смысла (женщина с ребенком на руках, вооруженый человек)
- Тема – материнство, воин
- Сюжет или аллегория
Почему не любая женщина с ребенком – мать и дитя.
Античность не может изображать мать и дитя.
Младенец – Плутос с рогом изобилия (атрибутом).
Эрене – богиня мира и Плутос. Где мир, там и богатство. (Статуя)
Женщина держит младенца с венком из плюща на голове. Рядом тирс. Это воспитание Вакха нимфой. Атрибут нам говорит – наша уверенность в теме материнства ложная.
Христианский контекст. Обе женщины кормят ребенка грудью.
Нино Пизано, конец 14 в. От конца 3 до конца 15 в. действует иконография, мать и дитя – богоматерь и младенец.
В «Грозе» Джорджоне – почему нет. Это светская картина с индивидуальной программой. Служебное положение женщины с ребенком.
Понимаем, что не мифологическая, а светская картина.
Часто заказчики-венецианцы сами составляли программы, прося художников добавлять секретные детали, чтобы «получить удовольствие».
Сюжеты при совпадении мотива и темы не совпадают, т.к. не совпадают жанры произведений.
Сфера действия иконографии – всякая традиция, имеющая жесткие правила. Это время доминирования христианского искусства.
От катакомб до Рогира ван дер Вейдена и Беато Анджелико.
Есть правила изображения каждого сюжета.
Понятие устойчивая иконографическая схема (избегаем слово «канон»). В ней огромную роль играет не только текст, но и зрительная память.
Добрый пастырь в катакомбах.Принес
Гермес-овценосец, мосхофор – благочестие – человек с жертвенным животным.
Евангельская притча легла на визуальную базу.
Катакомбный художник в своей внутренней картотеке нашел подходящую картинку и ее реализовал.
Братья Лимбурги и даже Микеланджело работали по образцам. Мы хотим, чтобы художник относился к сюжету, как передвижник или Александр Иванов. Это произошло только во второй половине 19 в. и то с оговорками.
Искусство всегда будет пользоваться образцами и устойчивой схемой.
Мерзкий натюрмортик из катакомб Сан Каллисто. Символ Христа – рыба. Ихтис. Жареная рыба – страсти Христовы – пословица Тертуллиана.
Рыбный натюрморт из дома Юлии Фелиции в Помпее.
Привычка к рыбному натюрморту, без которой катакомбный мастер не изобразил бы.
Республика – оратор
Римская империя – император
Раннее христианство – Христос
Главное лицо языческого пантеона (Юпетер) и в Санта Пуденциана (в золотых одеждах, как у Фидия в хризоэлефантинной статуе Зева олимпийского).
Воскрешение Лазаря из катакомб. Нет ни пещеры, ни камня, ни сестер, ни апостолов. Есть юный Христос с палочкой в руках, касающийся спеленатой мумии в храме или мавзолее. Почему? Потому что покопаться в своей визуальной памяти важнее, чем прямая ассоциация с текстом.
Есть поклонение умершему или Гермесу-психопомпу.
Апостолы в лодке на Генисаретском озере будят Христа – буря, погибаем. Образ положения во гроб или оплакивания (БМ с подогнутой ногой).
До поры христианское искусство оперирует и знаками, и образами.
На Трурском соборе прямо перед иконоборчеством запретили знаки – изобрази агнца и лозу человеком.
Знаковость соединяется с образность. В середине 6 века преображение можно изобразить двумя равными способоми – Христос – крест или человеческая фигура.
Крест из Галлы Плацидии или Арльский тимпан – 4 глава апокалипсиса – сидит на престоле в окружении четырех животных.
Лоза, рыба, хризма катакомбные постепенно вымрут, кроме агнца.
Он будет заменять Христа и в катакомбах – слишком много с ним связано – и пророчество Иоанна и т.д.
В искусстве Реформации получит новую силу.
Сурбаран – Агнус деи АГНУС ДЕИ — или Агнец Божий одно из символических имен Иисуса. Христос, подобно агнцу, отдал себя на заклание. Образ восходит к широко распространенному в пастушеских культурах обряду приносить первого ягненка, родившегося в стаде, в жертву богам..
Восток и проблемы иконопочитания. Отказ в иконе от знака в ользу образа.
Христианский Восток – полное совпадение. После победы иконопочитателей сложился канон. Без жестких правил кризис неизбежен. Появился во времена Фотия вместе с системой росписи крестово-купольного храма. Богословы Карла Великого открыто отказываются. Запад не знает почитания образа. Икона утвердится только там, где есть почитание портрета предков и изображения императоров. Франкам и германцам это невдомек. Христианский запад никогда не будет почитать иконы (за исключением Италии).
Владимирская и Донская иконы БМ. Между ними 300 лет, иконографически одинаковы.
Изображение Рождества на Западе. По сравнению с др. Русью совершенная свобода – изображены по-разному. Это не значит, что зависит от самого автора.
В одном случае – алтарь.
Во втором – византийская икона.
В третьем – Богоматерь молится младенцу на полу лежащему.
На Востоке сюжет, единожды сложившись, застынет, то на Западе по векам будут утверждаться схемы.
Византийские и древнерусские образцы – тетрадки – со всеми росписями ККХ и т.д. Образцы западные – образцы мотивов.
Альбом (кого-то?)…. Храм, апостол из моления о чаше.
Братья Лимбурги. Охота на кабана.
Книга образцов Джованино де Грасси – (1)490. Лимбурги собрали свои композиции из модулей, кирпичиков.
Образец сотворения Адама – раннехристианские римские фрески 5 века – Базилика св. Павла за стенами. Микеланджело переводит эту схему на другой уровень.
ТРУДНОСТИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
Мозаики Санта Констанцы. С одной стороны мавзолей, с др. стороны – христианской царевны, дочери Константина. Мозаики в обходе. Цветы, птицы, сбор винограда. Украшение интерьера или аллюзия на райский сад и Евхаристию.
Эрнст Гомбрих – «иконография и иконология – границы смысла». Не надо интерпретировать каждый завиток, лучше остановиться. Есть текст, в котором некий благочестивый христианин пишет отцу о том, как хочет украсить базилику в честь святых мучеников.
Хочу поместить там все виды цветов, плодов, ланей, плоды охоты…. Предлагает классическую схему декора римской виллы – «чтобы радовать глаз в доме господней». Ответ – непростительно ребячество развлекать глаз верующего такими всем известными вещами.
Так что скорее всего этот сбор винограда для того, чтобы радовать глаз.
Значение жанра. От декоративности к программе.
Один и тот же сюжет. Пьеццо Армерино (это его альбомы были).
Охотник кидает тигрице зеркало. В мозаиках виллы это интересный эпизод африканской охоты. Это придуманная история, опирающаяся на текст 2 века.
Считалось, что тигрицы – самое быстрое животное на свете, зачинающее от ветра.
Бессмысленная мать-тигрица, отвлекающаяся на зеркало и дающая увезти своего детеныша – глупый христианин.
Часто будем иметь дело с тем, что перед нами непрофессиональные изображения.
Граффити с распятым с ослиной головой. Народное вульгарное мнение – христиане, как и иудеи, поклоняются ослиной голове.
Из катакомб – Моисей, иссекающий посохом воду из скалы.
Христианин не мог быть художником. Стал христианином (Тертуллиан) – переставай быть художником.
Понятие иератизма – священной условности. Связано с любыми сакральными изображениями и системами. С Египтом. Чем важнее персонаж, тем менее реально он изображается.
Фараон – совмещение профиля и фаса, а служанка вполне может быть в три четверти.
«Перспектива как... форма» Панофски. Постепенно исчезает средний план. Постепенно заменяется это все золотым фоном.
Если есть опыт разглядывания картинки, мы видим, как исчезает средний план – сменяется отвесной стеной, потом исчезает.
У Каролингов дырка, у Оттонов уже не так.
Это тот город Наин, из которого вышла похоронная процессия, юношу воскрешает Христос.
Рогир ван дер Вейден.
Без Золотой легенды и изображения младенца на коленях, можно фантазировать, что младенец прилетел на звезде.
Классический образ благословляющего младенца-Христа.
Фреска Беато Анджелико. Христа окружают не реальные мучители, а какие-то значки – палка, еще что-то. Наверное, так видел человек с закрытыми глазами. Но это просто знание часословов – все арма Кристи – орудия страстей. Внизу – рана в боку в натуральную величину. Кто ее видел, не умрет насильственной смертью.
Фреска фра – на эту тему сделал цитату из часослова в келье.
«Кво вадис» – почему узнаем? Петр бежит из Рима,испугавшись преследований Нерона. Петра узнали по атрибуту, по ключам. Малое житие Петра, где описывается эта встреча. Петр не сопровождал Христа по страстному пути.
У Христа уже наличие ран и стигматов.
6. Необходимость использования не только литературных, но и визуальных источников.
Как понять – Юдифь или Саломея? Надо посмотреть ряды и понять, есть ли изображения Юдифи с блюдом и Саломеи с мечом.
Тициан – Саломея с блюдом и без меча.
Орацио Джентилески – Юдифь с мечом, но без блюда.
Саломея никогда не изображается с мечом. Но этого мало – нужно объяснить появление блюда.
Визуальный словарь художника. Отдельная голова на блюде занимает совершенно отдельное место. Поклонение голове Иоанна Крестителя. В этот день крестьяне не ели ничего круглого в этот день.
Визуальный штамп – голова, значит, на блюде. Нет Саломеи с мечом в руках, а голова на блюде – естественная гипербола, типа человек рассмеялся, а мы говорим – он захлебывыается от счастья.
Св. Екатерина – Фортуна.
История от Гомбриха, ученика Панофского. О способном студенте.
Общий атрибут (колесо) – разные жанры.
Симолика Дэна Брауна не существует – нет универсального символа в любой ситуации.
Полиптихи раннеитальянские. Св. Екатерина с колесом. Решил, что это колесо фортуны и что это сама фортуна, написал работу о роли провидения в спасении в искусстве 14 в.
Заплаточные термины типа «принципа пересечения» и «иератизма».
Смысл в том, что фортуна не может быть изображена в полиптихе. Нет в них аллегорических фигур в сакральных местах. Поэтому их нельзя поменять местами. Видим колесо Екатерины Александрийской постоянно.
Лев Марка, Иеронима.
Лев в разных ситуациях может означать разные вещи.
Лев пророка Даниила, лев Иеронима, лев св. Марка.
В Бестиарии Лев – символ воскресения, в пророчестве Иакова – указание на Христа. В аллегории смертных грехов Бронзино – символ гнева, одного из смертных грехов.
Остроумный пример Гомбриха. Сюжет падения Икара предлагается для украшения колодцев – в компании самарянке, перехода через Красное море и потоп. Тэг «вода».
Дела о несостоятельных должниках – ратуша украшена историей Икара – превысил свои полномочия.
Сфера действия иконологии. Искусство не является сакральным. Нет общепринятых правил, существуют прежде всего светские изображения – не античность, а воспоминания о ней.
Некоторая связь между четырьмя трактовками Венеры есть.
Мастер фрески в Помпеях копировал картину Апеллеса. Но ни Энгр, ни Ватто, ни Россетти уже не ориентировались на конкретный образец.
Россетти хотел вызвать ассоциацию с Венерой Боттичелли. Не жестко.
Доменико Сеттис о «Грозе» Джорджоне, поставил себя 29 в списке.
«Принцип пазла».
Если мы интерпретируем, то должны интерпретировать все. Если молния – это Юпитер, тогда женщина – Венера, а молчел –Гермес.
2. Все вместе должно иметь смысл.
Мы не можем смешивать две истории – не может быть одновременно Отдых на пути в Египет и вскармливание Ромула. Иконологией заниматься очень хочется, но очень неблагодарно.
У нас нет решающего аргумента о значении этой картины.
Начиная с конца 16 в. Иконологические справочники. «Иконология» Чезаре Рипы.
Картинка с персонажем, раздирающим пасть льву, называется «Великодушие». Самсон или Давид (добыл овцу, унесенную из пасти льва). Но это Лисимах, отличавшийся справедливостью, но был очень силен и в юности победил льва. Взял случайное свойство Лисимаха.
Сила красноречия топчет льва.
В силе правосудия лев – атрибут – правосудие сильно, как лев.
Поздний 16 век – время индивидуальных программ. Такое расшифровывание может принести пользу.
Боттичелли, Паллада и кентавр.
Как только появляется светская картина, целый ряд сюжетов не подлежит никакой интерпретации кроме аллегорической.
Паллада с кентавром не боролась и не встречалась. Целомудрие поражает невоздержание.
В истории искусства приняты классификации – мужчина, женщина и непонятный желтый предмет.
Живопись нового времени, 17 век.
Сдирание кожи – где св. Варфоломей, а где Марсий. А еще – психологический и эмоциональный варианты – христианский святой не будет валяться с жуткой гримасой вниз головой.
И античные сюжеты иногда превращаются в устойчивые схемы. Почему нужен этот предмет?
Это началось 100 лет назад – возникла альтернатива классическому образованию и церковь была отделена от государства. До этого никого не надо было учить, что такое сретенье, а что такое Благовещенье. С появлением светского и неклассического образования эта наука стала нужна.
Штампы. Бернини изображает Энея, бегущего из горящей Трои. Сажает на сцену отца Анхиза и маленького Аскания.
Рафаэль и Брюллов изображает мужчину со стариком и мальчиком в совершенно других сюжетах.
Брюллов очень внимательно исследовал источники. Читал два письма Плиния Младшего. Тацит добывал у него эту информацию. Для человека с классической культуры любой пожар – это пожар Трои. Для этого Нерон поджег Рим.
«Эпистола о стихотворстве» Сумарокова.
Майков «Елисей, или раздраженный Вакх» -- как извозчики подрались в кабаке. Высокое и смешное – это знают люди академической культуры.
В академическое искуссво возвращается классический образец. Юпитер у Энгра похож на Юпитера капитолийского. Энгр на грани китча – это предел.
Мы причисляем все библейские вещи к историчному жанру.
Рукопись 13 в. Рукопись кардинала … шевского. Речь о первой книге царств, это Давид и Саул. Исторический персонаж одевается в одеяние эпохи.
В итальянском Ренессансе возникло подобие античного декорума. Перуджино – знаменитые мужи древности. Появляется во Флоре Тициана классическая обнаженность.
Северная Европа история о правосудии Оттона 3. Одеты в костюмы 15 в.
Все академическое искусство – любой сюжет одевается в классические одежды. С историчностью очень плохо. Даже национальная тема трактуется все равно в классическом ключе.
Андрей Иванов – преподаватель по классу исторической живописи. Картина «Подвиг молодого киевлянина» из «Повести временных лет». Мальчик привел с уздечкой в руках из города и привел подмогу против печенегов.
Академические штампы перебивают историчность повествования, интерес к которой возникает только в период историзма-эклектики. Для историзма характерен реальный интерес к историческому контекста.
Васнецов. Утро после побоища Игоря Святославича с половцами. Результат кропотливой работы – зарисовывал доспехи и костюмы в Историческом костюме. Но все эти предметы 17 в., а дело происходит в 12. Потому что от этого времени ничего не сохранилось. Ктиторская композиция из Нередицы – одна из немногих картинок, по которой видно, как одевался князь в 12 веке.
С евангельской живописью начинает твориться то же самое.
Поленов. Командировка в Палестину в св. землю. Зарисовывает костюмы, и т.д. Но в картине «Христос и грешница» перед нами просто восточный колорит – так одевались и две тысячи лет назад, и сейчас.
Символ