Международные отношения

г. Владивосток

Адзути-Момояма - период истории Японии (условно с 1568-го по 1600 гг.), который характеризуется преодолением последствий феодальной раздробленности и объединением Японии под сильной авторитарной властью. Этот процесс связан с именами Оды Нобунаги, Тоётоми Хидэёси и Токугавы Иэясу, вошедшими в историю как «три объединителя Японии».

Айну (айны; букв. – «настоящий человек») – этническая общность, которая считается автохтонным населением Японского архипелага. По мнению ученых, несколько тысяч лет назад, айны заселяли всю Японию, низовья Амура, Камчатку, Сахалин и Курильские острова. В настоящее время численность айнов в Японии составляет около 24000 человек.

Ансэйские договоры - неравноправные договоры Японии с США, Великобританией, Нидерландами, Францией и Россией, заключенные в период Ансэй (1854 - 1858). В соответствии с Ансэйскими договорами иностранцы не только добились открытия портов Японии, направления в страну дипломатических миссий, получили свободу торговли и право наибольшего благоприятствования, но и право экстерриториальности и консульской юрисдикции, а Япония лишалась таможенной автономии, ей были навязаны искусственно заниженные таможенные пошлины. А.д. были Заменены равноправными договорами в период с 1894-го по 1911 г.

Асикага - один из известнейших военно-феодальных родов Японии, игравший значительную роль в истории Японского государства с ХII по ХVI в. Вместе с родом Нитта являлся одной из двух крупнейших ветвей знатного самурайского рода Сэйва Гэндзи – Минамото.

Асука - период японской истории с 593-го по 710 гг., получивший название по местности Асука на южной окраине равнины Ямато (ныне префектура Нара). Началом периода считается год коронации императрицы Суйко, а окончанием - перенос столицы из Фудзивара(Кё) в Хэйдзё (Кё). К середине V в. в Асука переместилась царская резиденция, до этого почти 150 лет кочевавшая по соседней Осакской равнине.

Атомные бомбардировки Японии - были проведены США в августе 1945 г. 6 августа 1945 г. над японским городом Хиросима взорвалась атомная бомба, практически полностью уничтожившая этот город. Через три дня, 9 августа, вторая бомба стерла с лица Земли еще один город - Нагасаки.

Бакуфу - первоначально полевая ставка командующего армией - сёгуна, затем с переходом сёгуна в качество неофициального военного диктатора страны стала фактически правительством.

Бидзинга - жанр искусства укиё-э, изображающий красавиц, персонажей «веселых кварталов». Великое множество женских изображений было создано мастерами живописи, но широкую славу они приобрели благодаря гравюрам.

Большой скачок - экономическая и политическая кампания в Китае с 1958 по 1960 г., нацеленная на укрепление индустриальной базы и резкий подъём экономики страны и имевшая трагические последствия для китайского народа. В это время Китай представлял собой на 90% аграрную страну, которой была остро необходима модернизация. Мао Цзэдун обосновывал политику б.с. при помощи марксистской теории производительных сил, однако его попытка усилить экономический рост путём резкой коллективизации и подменить профессионализм энтузиазмом, а также неверные решения в области сельского хозяйства обернулись катастрофой: следствием б.с. стала смерть от 20 до 40 миллионов человек, что сделало его крупнейшей социальной катастрофой XX века (исключая Вторую Мировую войну).

Буракумины - одно из японских меньшинств, состоящее из потомков касты «нечистых». Буракумины - потомки особой средневековой касты - эта, члены которой занимались забоем скота, выделкой кож, а также были мусорщиками и занимались другими грязными работами. Поскольку все эти занятия считались «нечистыми», принадлежащие к касте «буракуминов» должны были проживать в отдельных от остальных жителей Японии местах, и им было запрещено вступать в брак с представителями иных сословий. Хотя в 1871 году кастовая система в Японии была отменена, представители этой касты по-прежнему подвергаются дискриминации в японском обществе. По информации Лиги освобождения буракуминов, в Японии проживает 3 миллиона буракуминов.

Бакумацу (с яп. буквально «конец сёгуната») - смутное время в истории Японии, завершающая часть эпохи Эдо, охватывающая период с 1853 по 1869 год: от прибытия в страну «чёрных кораблей» американского коммодора Мэттью Перри, до конца гражданской войны Босин. Итогом бакумацу стала реставрация Мэйдзи, упразднение сёгуната Токугава и переход власти к императору.

Босин, война (яп. Босин сэнсо: буквально «Война года Дракона», 1868-1869) - гражданская война между сторонниками Сёгуната Токугава и проимператорскими силами в Японии. Закончилась поражением сил сёгуната, что привело к Реставрации Мэйдзи.

Будо - общее название для традиционных боевых искусств японцев. Еще в период раннего феодализма в стране сформировались основные направления нравственного и физического обучения представителей военного сословия. Каждый из самураев обязан был овладеть «будзюцу» (дословно - «боевое мастерство»). Позже этот комплекс стали называть «бугэй» («боевое искусство»). В японских рукописях того времени довольно часто попадается словосочетание «бугэй дзюхаппан» («18 боевых искусств»). Сюда включались: кюдо - искусство стрельбы из лука, кэндо - фехтование на мечах, искусство верховой езды, содзюцу - владение копьем, плавание, яидо - умение быстро выхватывать меч из ножен, что обеспечивало мгновенную победу более подготовленному, владение коротким мечом, умение обращаться с дзиттэ - стальной палкой длиной около 45 см с крючком у рукояти, которой можно было не только отразить удар меча, но и обезоружить противника, искусство метания холодного оружия - кинжалов, сюрикэнов, умение метать ртом иглы, владение нагината - широким, чуть изогнутым лезвием на длинной, до 2 метров, рукоятке, своего рода алебардой, владение огнестрельным оружием (впервые завезенным в Японию в 1543 г.), умение пользоваться арканом, явара - предшественник нынешнего дзюдо, ниндзюцу - искусство разведчика-ниндзя, умение драться на палках, умение обращаться с модзири (вариант булавы, палица, утыканная острыми шипами), владение кусаригама - железной цепью, на одном конце которой укреплен металлический шар, на другом - острый серп. Примечательно, что одно из известнейших ныне боевых искусств Японии - каратэ - не было включено в состав «бугэй дзюхаппан». Объясняется это тем, что каратэ для японского средневековья было иностранной формой единоборства. В Японию оно пришло с Окинавы, куда было завезено из Китая.

Бунраку - самый крупный кукольный театр Японии, являющийся хранителем традиций, названный по имени организатора и постановщика первых спектаклей Уэмура Бунракукэн (1737–1810). Открыт в 1872 г. в г. Осака, на вывеске было написано: «Дозволенный правительством кукольный театр Бунраку». Это название стало символом японского традиционного кукольного театра (нингё дзёрури) вообще.

Буси - военно-феодальное сословие в Японии, возникшее в VIII–Х вв. Низшая часть сословия буси состояла из мелкопоместного военно-служилого дворянства - самураев. В современном японском языке слова «буси» и «самурай» - синонимы.

Бусидо («путь воина») - морально-этическое учение о нормах поведения самураев (буси). Несмотря на то, что кодекс никогда не формулировался официально в письменном виде, он имел исключительно сильное влияние на формирование мировоззрения, философии и жизненных принципов военного сословия и в целом всего японского народа. Основы Бусидо возникли практически одновременно с формированием устойчивого класса воинов в IХ-ХI вв. н. э.

Бэнто - еда, положенная в пластмассовую, лакированную или плетеную коробочку, которую японцы берут в поездку, на прогулку или на экскурсию, на работу, в школу. По традиции, ведущейся с незапамятных времен, содержимое бэнто состоит из отварного риса и крошечных порций мяса, птицы, рыбы, овощей, яиц, фруктов и маринованных слив.

Великая пролетарская культурная революция - термин, обозначающий политические события с ноября 1965 по октябрь 1976 г. в истории КНР. Этот период характеризовался крайней политизацией всех областей городской жизни, насилием, творимым поощряемыми сверху бандами молодежи, и хаосом в партийном руководстве страны. Решающее влияние на проведение «культурной революции» оказал председатель Коммунистической партии Китая (КПК) Мао Цзэдун для утверждения взглядов своей группировки в руководстве КПК (маоизма) в качестве государственной идеологии и в рамках борьбы со взглядами политической оппозиции. Объективным содержанием «культурной революции» было уничтожение традиционализма и создание конфликта поколений.

Вона – денежная единица Республики Корея и КНДР.

Гагаку - традиционная музыка, исполняемая на церемониях и праздничных мероприятиях императорского двора. Само слово «гагаку» пришло из китайского языка, в котором оно обозначало древнюю ритуальную музыку в исполнении большого оркестра, состоявшего из многочисленных инструментов, среди которых были каменные колокола, бронзовые колокольчики, различные духовые и ударные инструменты. Композиции гагаку подразделяются на 3 основных типа: тогаку, комагаку и кагура.

Гэндзи-Моногатари («Повесть о Гэндзи») - один из крупнейших памятников японской классики. Его появление стало апогеем развития блистательной хэйанской культуры на рубеже Х и ХI вв. Автором романа называют придворную даму императрицы Сёси, вошедшую в историю под именем Мурасаки Сикибу. При дворе императрицы Сёси роман «Гэндзи-моногатари» пользовался огромным успехом. Его переписывали, поскольку каждая семья хотела иметь свой собственный экземпляр. Такая форма распространения текста привела к тому, что в дальнейшем, вероятно, некоторые детали дописывались и изменялись. Сами читатели, по всей видимости, дали и названия главам.

Гэнроку (Гэнроку дзидай) - период с 1688 по 1704 гг. В историю Японии годы Гэнроку вошли как время расцвета японской культуры, часто называемое японским Ренессансом.

Гэта - вид национальной обуви японцев. Деревянные сандалии в форме скамеечки, одинаковые для обеих ног. Придерживаются на ногах ремешками, проходящими между большим и вторым пальцами. В настоящее время их носят во время отдыха или в ненастную погоду.

Даймё - основной термин, определяющий крупнейших военных феодалов средневековой Японии, элиту среди самураев. В буквальном переводе означает «большой землевладелец». Термин возник одновременно с появлением устойчивой военной прослойки - буси - в IХ–ХI вв.

Данноура - восточная приморская часть города Симоносэки. Известна тем, что у берегов Данноура 25 апреля 1185 г. произошло морское сражение, завершившее многолетнюю войну кланов Тайра и Минамото.

Даосизм - учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики (дао цзя) и даосизм как совокупность духовных практик (дао цзяо), хотя это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао-цзы и Чжуан-цзы.

Дарума - кукла, изображающая божество буддийского пантеона. У Дарумы отсутствуют руки и ноги. Объясняется это тем, что когда-то индийский священник Бодхидхарма (в японском произношении Бодай дарума, или Дарума) провел девять лет в неподвижной медитации в пещере. В результате у него отказали руки и ноги. Изображение Дарумы напоминает русскую куклу-неваляшку.

Дацзыбао - «газета, написанная большими иероглифами» - рукописная стенгазета в Китае, используемая для пропаганды, выражения протеста и т.д. Право на написание дацзыбао было закреплено в конституции КНР 1975 г. Широкое распространение эти газеты получили во время культурной революции, после того, как 25 мая 1966 года аспирантка Пекинского университета Не Юаньцзы и другие студенты и аспиранты вывесили дацзыбао, где ректор университета и другие преподаватели были названы «чёрными антипартийными бандитами». Мао Цзэдун назвал эту дацзыбао «первой марксистской дацзыбао в Китае» и дал указание распространить её текст в средствах массовой информации, что послужило началом массовых гонений на «ревизионистов» и «бандитов». В феврале 1980 г. пленум ЦК КПК постановил: с целью способствовать ликвидации «факторов нестабильности» предложить Всекитайскому собранию народных представителей аннулировать положение статьи 45 конституции КНР относительно права граждан на «высказывание мнений, изложение взглядов, проведение дискуссий и вывешивание дацзыбао». Тем самым дацзыбао были фактически запрещены.

Двадцать одно требование - японский ультиматум, предъявленный президенту Китая Юань Шикаю в январе 1915 г. после захвата японскими войсками германской базы в Циндао и оккупации китайской провинции Шаньдун. Ультиматум подразделялся на 5 групп. Первая группа относилась к Шаньдуну. Она предусматривала признание Китаем всех соглашений, которые могли быть заключены между Германией и Японией относительно Шаньдуна, и неотчуждение частей территории провинции. Предусматривались также передача Японии прав на постройку там железных дорог и открытие для Японии главных городов и портов. Вторая группа требований касалась Южной Маньчжурии и восточной части Внутренней Монголии. Япония требовала продления срока аренды Порт-Артура, Дайрена, Южно-Маньчжурской и Аньдун-Мукденской железных дорог на 99 лет, предоставления японцам права приобретения и аренды земель, права проживать, передвигаться и заниматься любым видом деятельности на данной территории, приглашения японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам, а также предоставления Японии в аренду на 99 лет Гирин-Чаньчуньской железной дороги. Третья группа предлагала превратить в смешанное японо-китайское предприятие Ханьепинский промышленный комбинат, объединявший рудники и железоделательные заводы. Четвертая группа запрещала Китаю отчуждать и сдавать в аренду гавани, бухты и острова вдоль китайского побережья. Наконец, пятая группа предусматривала приглашение японцев в качестве советников по политическим, финансовым и военным вопросам при центральном правительстве Китая, признание права земельной собственности в Китае для японских храмов, больниц и школ, создание японо-китайских военных заводов при научно-технической помощи Японии, предоставление Японии прав на постройку железных дорог на китайской территории, консультации с Японией по вопросам строительства железных дорог, рудников и портов в провинции Фуцзянь, предоставление японцам права религиозной пропаганды в Китае. «21 требование» представляло собой, таким образом, программу политического, экономического и военного подчинения Китая Японии.

Девочек праздник - проводится ежегодно 3 марта и имеет еще одно название - Фестиваль кукол. Накануне этого дня в домах, где есть дочери, в гостевой комнате всегда устанавливался ступенчатый стенд с кукольными фигурками и миниатюрными игрушками. Эта традиция сохраняется во многих домах и сегодня.

Дзёмон - исторический период, японский неолит, получивший название по характерному «веревочному» орнаменту на глиняной посуде. Эти гончарные изделия и дали название культуре той эпохи - Дзёмон («След веревки»). Временные рамки периода Дзёмон довольно расплывчаты (с 20 000 до 300 гг. до н.э.).

Дэдзима (Дэсима) - небольшой искусственный островок (площадью 1,31 га) в гавани Нагасаки, предназначенный для проживания голландских купцов в эпоху Эдо. Остров был обнесен высоким забором, по верхней части которого шел двойной ряд железных шипов. В западной части острова были ворота, но они открывались лишь тогда, когда прибывали голландские суда: чтобы разгрузить их и затем нагрузить японскими товарами. Вокруг острова в воде были размещены столбы с табличками, оповещавшими о запрете причаливать к острову.

Дзэн, дзэн-буддизм - школа японского буддизма, получившая широкое распространение в ХII–ХIII вв. В дзэн-буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем (1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253). Особенность этого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и других способов психотренинга в достижении сатори. Сатори означает душевное спокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».

Идзумо - небольшой район на побережье Японского моря, называемый Страна богов. Более двух тысяч лет тому назад провинция Идзумо занимала значительную территорию (нынешний район Санъин с префектурами Тоттори, Симанэ, Ямагути, Хёго, Киото) и была в те незапамятные времена одним из важнейших центров складывающегося первого японского государства Ямато.

Иена – денежная единица Японии.

Икэбана - традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икэбана - это «цветы, которые живут».

Имджинская война -война между Японией и Кореей, начавшаяся в год имджин (1592). Выделяют 2 периода японо-корейской войны: 1592-93 и 1597-98. В этой войне особо отличился корейский национальный герой адмирал Ли Сунсин.

Инсэй - правление монахов-императоров. Занявший в середине ХI в. трон император Го-Сандзё отказался от услуг клана Фудзивара по управлению страной, издав несколько указов, чтобы подорвать экономическое могущество дома Фудзивара. Политику Го-Сандзё продолжил сменивший его на престоле в 1072 г. Сиракава. Он тоже издал несколько указов, преследовавших ту же цель, а в 1087 г. совершил невиданный дотоле шаг - отрекся от престола и принял монашество по буддийскому обряду. При этом он сохранил все свои властные рычаги, а его резиденция стала правительственной. Такая практика правления императоров-монахов получила в истории название «инсэй» («ин» - монастырь, а «сэй» - правление). Сиракава, покинув трон, передал функции «отца нации» своему преемнику, с которым сохранил прочную связь и на которого оказывал сильное влияние. В то же время экс-император стал главой буддийской церкви, поставив и ее на защиту традиционного централизованного правления. Период инсэй фактически завершился в кон. XII в с приходом к власти сёгунов клана Минамото.

Ихэтуаньское восстание (боксёрское восстание) - восстание ихэтуаней (буквально - «отрядов гармонии и справедливости») против иностранного вмешательства в экономику, внутреннюю политику и религиозную жизнь Китая с 1898 года (официально о начале восстания было объявлено в 1899 году) по 1901 год. Сначала пользовалось поддержкой властей Китая, но через некоторое время императрица Цыси перешла на сторону Альянса восьми держав, который и подавил восстание. В результате восстания Китай попал в ещё бо́льшую зависимость от иностранных государств, что сказалось на его политическом и экономическом развитии в первой половине XX века.

Кабуки - один из видов традиционного театрального искусства Японии. Зародившись во второй половине XVI в., он прошел путь весьма длительной эволюции и к настоящему времени достиг степени классического совершенства. И хотя период его расцвета уже миновал, Кабуки пользуется широкой популярностью среди японцев даже в наше время.

Камакура - исторический период с 1185-го по 1333 г. Получил свое название по имени деревушки, ставшей центром первого сёгуната в Японии.

Камикадзэ - букв. «божественный ветер». Во второй половине ХII в. Япония оказалась перед угрозой нашествия монголов. Внук Чингисхана Хубилай дважды (в 1274-м и 1281 г.) с армадой кораблей подходил к берегам Японии, пытаясь покорить ее. Обе экспедиции оказались неудачными: сильнейшие тайфуны, возникшие во время высадки захватчиков на Японские острова, уничтожили большинство кораблей. Японские историки назвали эти тайфуны «камикадзэ», что значит «божественный ветер», давая понять, что это божественная помощь японскому народу. В конце Второй мировой войны, когда Япония терпела поражение, японское командование назвало «камикадзэ» молодых людей-смертников, с помощью которых намеревалось переломить ход войны. Основателем первых отрядов камикадзэ и их идейным вдохновителем был адмирал Ониси Такидзиро, который осенью 1944 г. на Филиппинах сформировал эскадрилью пилотов-смертников.

Канто - землетрясение. Произошло 1-2 сентября 1923 г. Его называют Великим землетрясением Канто. Оно охватило площадь около 56 тыс. кв. км на восточном побережье центральной части острова Хонсю. В зоне землетрясения оказались Токио, Иокогама, Ёкосука, восемь менее крупных городов. Все они были совершенно разрушены, еще 11 городов тогда сильно пострадали. В результате 356 подземных ударов число лиц, так или иначе пострадавших от стихии, составило почти 4 миллиона. Всего погибло 174 тысячи, пропало без вести 542 тысячи. Материальные убытки от землетрясения выразились в грандиозной цифре 4,5 млрд. долларов, что по тому времени составляло два годовых бюджета Японии.

Караоке (дословно - «пустой оркестр») - любительское пение под видеоклип с музыкой. Одно из самых популярных современных развлечений в Японии (возникло в середине 1970-х гг.). Устройства для караоке установлены во многих увеселительных заведениях и частных домах и квартирах.

Квантунская армия - крупный контингент вооруженных сил Японии, дислоцировавшийся в Маньчжурии. Получил название в честь Ляодунского полуострова (Квантунской области). Численность к.а. достигала 1 миллиона человек в 1941 г. В штабе Квантунской армии был разработан план нападения на СССР, который в начале 1940 г. был утвержден императором Хирохито. Это был прообраз знаменитого плана «Кантокуэн» («Особые маневры Квантунской армии»), который в спешном порядке был утвержден в сентябре 1941 г., сразу же после нападения фашистской Германии на СССР.

Квонбоп - корейский термин, аналогичный китайскому «цюань-фа», т.е. «кулачный бой». Им обозначают корейские боевые искусства в целом.

Кодзики («Записи о деяниях древности») - крупнейший памятник древнеяпонской литературы, один из первых письменных памятников, основная священная книга синтоистского троекнижия, включающего в себя помимо «Кодзики» «Нихонги» («Анналы Японии») и сгоревшие во время пожара в 645 г. «Кудзики» («Записи о минувших делах»).

Кокугаку (яп., «изучение [культуры] страны») - национальное культурное движение в Японии в период сёгуната Токугава (середина XVII века), пытавшееся противопоставить китайско-неоконфуцианским теориям, ставшим модными в то время, самобытность японской культуры и истории. Опираясь на национальную японскую религию синто, адепты движения кокугаку и основанная ими школа кокугакусю делали основную ставку на изучение старинной японской поэзии вака и традиционного японского искусства. Отчасти это движение было диссидентским, так как ратовало за восстановление прямого императорского правления в Японии.

Кольпхум – в переводе с кор. «качество кости»; существовавшая в Силла уникальная система сословного деления, основанная на качестве происхождения.

Конфуцианство - этико-философское учение, разработанное его основателем Конфуцием (551-479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной этикой, политической идеологией, научной традицией, способом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда - как религия.

Кофун - период истории Японии с 1V по V1 вв. Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато вторая половина этого периода может носить название «период Ямато». В этот период началось распространение буддизма, сыгравшего в дальнейшем роль общегосударственной религии.

Легизм - философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

Маоизм или идеи Мао Цзэдуна - течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с «теорией Дэн Сяопина» и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя составляет основу идеологии Компартии Китая по настоящее время. В 1960-е—1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т. н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции. В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством.

Мальчиков праздник (Танго-но сэкку) - традиционный праздник, отмечаемый пятого числа пятого месяца. В первые дни мая японские дома, где живут мальчики, «расцветают» яркими матерчатыми стягами в виде надувных карпов, олицетворяющих для японцев силу и упорство. Подобный обычай существует в Японии около трехсот лет. Разноцветные карпы над крышей, пучки зеленых листьев ириса у входа, церемониальные куклы, изображающие воинов, и игрушечное оружие в доме - все это непременные компоненты Праздника мальчиков.

Манга - жанр японских комиксов.

Маньчжоу-го - марионеточное государство, образованное японской Квантунской армией после завоевания ею Маньчжурии в 1931 г. В течение 13 лет - со дня образования в 1932 г. и до капитуляции Японии во второй мировой войне в августе 1945 г. - Маньчжоу-го находилось в полной зависимости от Токио. Географически в Маньчжоу-го входили вся Маньчжурия и часть Внутренней Монголии.

Маоизм или идеи Мао Цзэдуна - течение в коммунистическом движении, возникшее в рамках марксизма-ленинизма и связанное с именем Мао Цзэдуна. Считался официальной идеологией Коммунистической партии Китая до 1976 г., наряду с теорией Дэн Сяопина и «идеей о трех представительствах» Цзян Цзэминя составляет основу идеологии Компартии Китая по настоящее время. В 1960-е-1970-е годы маоизм пользовался значительной популярностью среди левой интеллигенции на Западе. Многие коммунистические партии Европы и Латинской Америки вслед за советско-китайским конфликтом раскололись на группы, ориентированные на СССР, и т.н. «антиревизионистские» группы, ориентированные на Китай и Албанию (в свою очередь, «антиревизионисты» пережили несколько расколов после смерти Линь Бяо, а затем Мао Цзэдуна, ареста Цзян Цин и обнародования албанским лидером Энвером Ходжей критики Мао). Маоизм утратил популярность на Западе, после того, как стали достоянием гласности многочисленные факты зверств и преступлений времён Культурной революции. В настоящее время маоистские движения весьма активны во многих странах Азии и Латинской Америки. На Филиппинах и в Индии маоистские повстанцы ведут вооружённую борьбу с правительством.

Манъёсю («Собрание мириад листьев») - первая японская поэтическая антология, вобравшая в себя все самое лучшее, что создали поэты древности, и вместе с тем ставшая своеобразным эталоном для последующих веков. Появление «Манъёсю» датируется второй половиной VIII в. Это поистине грандиозное произведение. В 20 книгах содержится более 4,5 тысячи стихотворений более 500 поэтов.

Минамото, клан - одна из великих семей (наряду с Тайра и Фудзивара), определявших государственную политику Японии в периоды Хэйан (794-1185) и Камакура (1185-1333). Несмотря на уход из «большой политики» в начале ХIII в., ветви клана Минамото и в дальнейшем сохраняли свое влияние на императорский двор. Прямые потомки основателей этого рода играли значительную роль в истории государства вплоть до Реставрации Мэйдзи (1868).

Моно-но аварэ (яп., «печальное очарование вещей») - эстетический принцип, характерный для японской культуры начиная с периода Токугава. Возник благодаря группе ученых и поэтов кокугакусю на волне патриотических настроений, возобновления интереса к синтоизму. Наиболее характерные проявления моно-но аварэ встречаются в литературе, но, в общем, принцип применим ко всей культурной традиции Японии.

Муромати - исторический период с 1333 г. по 1568 г. Часто подразделяется на два подпериода: Южной и Северной императорских династий (1336–1392) и Сэнгоку дзидай («эпоху воюющих провинций») (1467–1568).

Мэйдзи - исторический период с 1868 г. по 1912 г. Назван так по девизу правления императора Муцухито - «Просвещенное правление». Период, начавшийся с Реставрации Мэйдзи - возвращения всей полноты государственной власти императору после многовекового господства сёгуната, вывел страну из феодальной отсталости в группу мощнейших империалистических держав мира.

Нара - исторический период существования древнего японского государства (Нихон) с 710-го по 794 г.

Hо, Ноо, или ногаку - самая строгая театральная классика Японии. Это первая всесторонне развитая форма традиционного театрального искусства Японии.

«Одна страна, две системы» - идея, предложенная в начале 1980-х Дэн Сяопином, руководителем Китайской Народной Республики, в соответствии с которой политическая система Китая должна была претерпеть изменения. Дэн Сяопин предложил вариант, при котором существовал бы только один Китай, но при этом такие территории как Гонконг, Макао и Тайвань могли бы иметь их собственные капиталистические экономические и политические системы, в то время как в остальной части Китая существовала бы социалистическая система. В соответствии с предложением, Тайвань мог бы сохранить свою собственную политическую систему, юрисдикцию, вооружение, экономику и финансовую систему, включая коммерческие и культурные соглашения с другими странами, и получить конкретные права в международных отношениях.

Онин - гражданская война, длившаяся десять лет (1467–1477). Ее отличительной особенностью было то, что практически все боевые действия проходили не на полях страны, а в ее тогдашней столице - Киото.

Первомартовское движение (Движение «Мансе ундон» («Да здравствует независимость!»)) – общенациональное корейскоевыступление против японских колонизаторов (1 марта 1919 г.), вылившееся в массовые забастовки, манифестации и создание Временного правительства Республики Корея.

Политика «солнечного тепла» -внешнеполитическийкурс Президента Республики КореяКим Дэчжуна (1998-2003), направленный на нормализацию отношений с КНДР. Результатом п.с.с. стало подписание в июне 2000 г. соглашения о примирении и экономическом сотрудничестве между РК и КНДР. В октябре 2000 г. за деятельность на благо мира и согласия с Северной Кореей, а также в защиту демократии и прав человека в Южной Корее и в Восточной Азии, Ким Дэчжуну была присуждена Нобелевская премия мира.

Рангаку (дословно - «голландские науки») - система европейских наук о мире и человеке в Японии ХVI–ХIХ вв. В становлении и развитии рангаку можно выделить два этапа. Первый этап - XVII в. и тридцать лет XVIII в., когда европейские знания проникали в Японию, но распространение их было затруднено негативным отношением правительства, предубеждением японцев против всего зарубежного и недостатком переводчиков, не имевших ни возможностей, ни влияния, поскольку они занимались сферой, не удостаивавшейся внимания и покровительства бакуфу. Второй этап охватывает период с 40-х гг. XVIII в. до начала XIX в., когда европейская наука получила официальное признание со стороны правительства, заинтересованного в заимствовании прикладных знаний.

Садэ – «служение большому»; принцип взаимоотношений между Китаем и Кореей в Средние века по типу «старшего» и «младшего».

Самбёльчхо -«три армейских корпуса»; восстание военных подразделений корейской династии Чхве (1270-1273) против монголов.

Самгук – три первых корейских государства: Когурё, Пэкче, Сила.

Самураи - военно-феодальное сословие Японии. Появление первых представителей сословия военно-служилого дворянства Японии относится к VII–VIII вв. н. э. Тогда еще они не назывались собственно самураями. Буси, букэ, цувамоно - так называли вооруженных людей. В древней Японии слово «самурай» («сабурай»), образованное от глагола «сабурахи», имело буквальное значение - «служить великому человеку, человеку высшего сословия». Со временем так стали называть воинов-дружинников, находящихся на службе.

Сарариман - искаженный японским произношением термин (англ. salaryman) «служащий», «человек, живущий на зарплату». Когда японец говорит «сарариман», он в первую очередь подразумевает работников крупных торговых, финансовых и промышленных фирм, но не рабочих, а управленцев - «белых воротничков». Среди них и ветераны, еще не забывшие трудности первых послевоенных лет, и молодежь, только-только сменившая университетскую аудиторию на служебный офис. Именно им в первую очередь Япония обязана своими успехами на международном экономическом поприще. В ряды японских сарариманов не входят служащие предприятий розничной торговли, преподаватели, медики, служители культа, хотя все они ежемесячно получают зарплату.

Сацума - крупное княжество на юго-востоке острова Кюсю (современная префектура Кагосима). Принадлежало князьям Симадзу. Вместе с княжествами Тёсю и Тоса сыграло важную роль в 1868 г. в свержении токугавского сёгуната и установлении новой власти правительства Мэйдзи.

Сарим -в переводе с кор. «лес учёных»; прослойка конфуцианских сановников, со второй половины XVI века занявших ведущее положение при дворе династии Ли.

Сёва - период правления императора Сёва (Хирохито) - с 1926-го по 1989 г. Период наиболее трагичный в истории страны и противоречивый. За эти годы Япония прошла сложный путь от либерализма и парламентской демократии к милитаризму, мировой войне, военному поражению, оккупации иностранными войсками, а затем к восстановлению экономики и процветанию.

Сёгун - военно-феодальный правитель Японии ХII–ХIХ вв. По преданию, титул сёгуна впервые учредила императрица Кэйко, хотя первые документальные свидетельства существования этого титула относятся к эпохе Нара (710–794). В эти годы правительство Японии предприняло ряд военных экспедиций против племен айну, населявших северную часть Японского архипелага. Главнокомандующий войск получал титул сэйто сёгун (генералиссимус, покоряющий Восток) или позднее сэйи тайсёгун (великий полководец, покоритель варваров). Позже титул был редуцирован до сёгун.

Сёдзи - стенные клетчатые рамы из легких деревянных планок, заменяющие в традиционном японском жилище окна. С внешней стороны оклеены полупрозрачной бумагой. Легко двигаются в пазах, при необходимости сдвигаются в одну сторону или вынимаются.

Симабара - крестьянское восстание, началось 11 декабря 1637 г. во владениях даймё Мацукура. Затем восстание распространилось на острова Амакуса. Обе эти области были населены христианами, подвергавшимися гонениям со стороны сёгуната Токугава с 1614 г.

Сингон - крупная буддийская школа, основанная в начале IX в. Основные доктрины и практика школы установлены Кукаем, который синтезировал индо-китайский эзотерический буддизм на основе догматики школ Мадхьямака, Йогачара и Хуаянь (яп. Кэгон). Сингон имеет много общего с индуизмом и тибетским буддизмом. В Сингон существует 2 крупных направления: ортодоксальное направление - Коги Сингон-сю (школа Истинного слова старого смысла) и Синги Сингон-сю (школа Истинного слова нового смысла). Ортодоксальная школа Сингон представлена несколькими направлениями - Тодзи, Дайго, Дайкакудзи, Омуро (Ниннадзи), Сэннюдзи, Ямасина и Дзэнцудзи. В современной школе Сингон существует 45 ответвлений, которым подчинены примерно 13 000 храмов и монастырей, а общее число верующих приближается к 16 млн.

Синкансэн - скоростные пассажирские железнодорожные линии. Первая линия «Синкансэн» («Новая колея») связала между собой столицу Японии и город Осака в октябре 1964 г., накануне открытия ХVIII летней Олимпиады в Токио.

Синкокинсю («Синкокин(вака)сю») («Новое собрание древних и новых японских песен») - известная поэтическая антология. К ней вполне применимо название трактата, написанного ученым и поэтом Фудзивара Тэйка (1162–1241), - «Лучшие песни нашего времени». Тэйка был и составителем «Синкокинсю», увидевшего свет в 1205 г.

Синтоизм, синто («путь богов») - национальная религия японцев, возникшая на основе тотемистических представлений древности, инкорпорировавшая культ предков и развившаяся под влиянием буддизма, конфуцианства и даосизма. Объектами синтоистского культа являются как предметы и явления природы, так и души усопших, включая души предков - покровителей семей, родов, отдельных местностей. Верховным божеством («ками») синтоизма считается Аматэрасу Омиками (Великая священная богиня, сияющая на небе), от которой, согласно мифологии синто, ведет свое происхождение императорская фамилия. Главная специфическая особенность синтоизма - глубокий национализм. «Ками» породили не людей вообще, а именно японцев. Они самым интимным образом связаны с японской нацией, отличающейся вследствие этого уникальным характером.

Сирхак - в переводе с кор. буквально - «группировка реальных наук»; общественное течение, возникшее в Корее в XVII в. как критическое и реформаторское направление, боровшееся против косности и схоластики конфуцианства путём пропаганды истинных, или реальных, знаний (сирхак), к которым сторонники этого направления относили не только точные и естественные науки (математику, астрономию, медицину и др.), но также историю, юриспруденцию, изучение географии, языка, литературы и культуры страны. Для её блага приверженцы С. считали необходимым заимствование и применение научно-технических и культурных достижений других стран.

Сока Гаккай (Общество создания ценностей) - наиболее влиятельное среди новых общественно-религиозных движений. Основано в 1937 г. Распущено властями во время второй мировой войны за отказ его сторонников поклоняться синтоистским святыням, что вменялось в обязанность каждому гражданину в милитаристской Японии. Восстановлено в 1946 г.

Стратегия социалистической модернизации КНР - принятая в октябре 1987 года, на 13-м съезде КПК программа, в соответствии с которой Китай должен был пошагово провести социально-экономическую модернизацию. Первый шаг предполагал решение проблемы обеспечения народа питанием и одеждой, а к 1990 году удвоить ВНП против уровня 1980 года. Второй шаг предусматривал удвоение показателя ВНП 1990 года к концу 20-го века, дальнейшее повышение уровня жизни на основе достаточного обеспечения народа питанием и одеждой - до уровня средней зажиточности. Третий шаг предполагал увеличение среднедушевого ВНП к середине 21-го века до уровня среднеразвитых стран, обеспечение народу уровня жизни выше среднезажиточного.

Стратегия «спелой хурмы» - замысел военного руководства милитаристской Японии в преддверии и в годы Второй мировой войны, состоявший в том, чтобы совершить нападение на советский Дальний Восток и Сибирь в момент, когда СССР будет на грани поражения в европейской части страны. Японское командование считало условием вступления в войну значительное ослабление советских войск на Дальнем Востоке. Военный министр Х. Тодзио заявлял, что Япония выступит тогда, когда «можно будет воевать, не встречая большого сопротивления со стороны русской армии».

Сэкигахара - сражение, ставшее итогом долголетней и тяжелой борьбы полководца и политика Токугава Иэясу за пост сёгуна. Оно произошло в 1600 г. у деревни Сэкигахара в провинции Мино (ныне на территории преф. Гифу).

Сэппуку (другое чтение тех же иероглифов — харакири) — ритуальное самоубийство путем вспарывания живота, принятое среди самурайского сословия средневековой Японии. Отдельной разновидностью обычного сэппуку стало «самоубийство вослед» («дзюнси»). Оно тоже приобрело необычайную популярность, так как всецело соответствовало нормам бусидо в их тогдашнем понимании.

Сяокан - общество малого достатка. В 1984 году Дэн Сяопин назвал с. обществом, где среднедушевой ВНП составит 800 долл США к концу XX века. В октябре 1987 года, на 13-м съезде КПК с. был официально сформулирован как «второй шаг» стратегии социалистической модернизации.

Тайка - административные реформы, результатом которых стало образование раннефеодального государства. Началом реформ послужил заговор 645 г. членов императорской семьи против влиятельного клана Сога, узурпировавшего власть в стране.

Тайра, клан - один из великих родов (наряду с Минамото и Фудзивара), определявших государственную политику Японии в эпоху Хэйан (794–1185). Род Тайра ведет свое происхождение от императора Камму (781–806), дети которого, рожденные наложницами, были лишены статуса принцев крови. Вместо этого им присваивался титул тайра-но асон. Назначение этого звания детям наложниц было совершенно произвольным, и родоначальники фамилии Тайра являлись сводными братьями Минамото, которые имели аналогичное происхождение. Другое имя семьи Тайра - Хэйкэ (Хэйси), где иероглиф «Хэй» являлся китайским чтением иероглифа «Тайра», а «кэ» или «си» - семья.

Тайсё - исторический период с 1912-го по 1926 г., получивший название по посмертному имени императора Японии Ёсихито.

Танка («короткая песня») - лирическое стихотворение, состоящее из 31 слога с чередованием пятисложных и семисложных метрических единиц (5–7–5–7–7). Поэтика танка, сложившаяся в эпоху раннего средневековья, получила наиболее законченное выражение в произведениях, вошедших в антологию «Кокин(вака)сю». Как жанр высокой поэзии танка продолжает жить и в современной литературе Японии.

«Тезис о трех представительствах партии» - принципы, сформулированные Председателем КПК Цзян Цзэминем: 1. КПК - представительство передовых производительных сил; 2. КПК - представительство передовой китайской культуры; 3. КПК - представительство абсолютного большинства китайского народа.

Теория Дэн Сяопина – идеи китайского политика и реформатора, деятеля КПК Дэна Сяопина (1904-1997).Теория Дэн Сяопина состоит из трех основных частей: 1) стратегия национального развития; 2) международная стратегическая ситуация; 3) национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности.

Стратегия национального развития является сердцевиной всей теории Дэн Сяопина и покоится на двух фундаментах: теории социализма начального периода и социалистической рыночной экономики. И то, и другое рассматривается как вклад в марксизм. Коротко суть этой стратегии заключается в следующем. Главная долгосрочная цель китайского народа - превращение страны в процветающее, сильное, демократическое и цивилизованное социалистическое современное государство. Путь к достижению этой цели делится на три этапа. Первый этап, 1981-1990 гг., предполагал удвоение ВНП и решение проблем питания и одежды. Эти задачи выполнены. Второй этап, 1991- 2000 гг. ориентирует доведение ВНП до 1 трлн. долл. с доходом на душу населения от 800 до 1000 долл. Реализация планов данного периода должна привести Китай к «относительному процветанию». Этот этап пройден. Третий этап, 2001-2050 гг., нацеливает на достижение уровня развитых стран и реализацию основных целей модернизации.

Под модернизацией понимаются следование политике реформ и открытости и реализация программ в области сельского хозяйства, энергетики, транспорта, науки и образования. В качестве «стратегических средств развития» Дэн Сяопин указывал на марксизм как на руководящую идеологию и на практику как «единственный критерий истины» и писал о необходимости строить социализм с китайской спецификой.

Международная стратегическая ситуация заключает в себе два компонента: мир и развитие. Впервые концепция «мира и развития» была обнародована Дэн Сяопином в речи от 31 октября 1984 г., на которой он провозгласил существование на международной арене двух громадных проблем: проблемы мира и проблемы Севера-Юга. В марте 1985 г. он уточнил, что по-настоящему главными проблемами глобального и стратегического масштаба являются проблема мира и экономические проблемы. Проблема мира - это проблема Востока-Запада, проблема развития - это проблема Севера-Юга. В итоге существуют проблемы Востока, Запада, Севера и Юга.

Дэн Сяопин неоднократно подчеркивал, что на смену концепциям о возможности мировой войны в современную эпоху пришли идеи мира, поскольку мировую войну можно «отодвинуть» или даже вообще ее избежать, если «хорошо поработать». Такая благоприятная международная обстановка содействует становлению нового мирового порядка, чему, в свою очередь, способствует тенденция к «многополярности», базирующаяся на пяти принципах мирного сосуществования, а также на взаимоотношениях между государствами на основе «национальных интересов». Совокупность этих факторов и принципов позволяет КНР проводить независимую внешнюю политику, выступать против гегемонизма и силовой политики.

Национальные интересы КНР и стратегия национальной безопасности. Дэн Сяопин, как настоящий марксист, сразу же четко оговаривает, что национальные интересы определяются «природой нашего социалистического государства» и являются «высшим критерием» во взаимоотношениях с другими государствами.

К национальным интересам он причисляет суверенитет, безопасность, экономическое развитие, международный статус и достоинство.

Среди важнейших целей в ряду национальных интересов стоит воссоединение с Гонконгом (осуществлено в 1998 г.) и Тайванем. При этом Китай не рассматривает проблему Тайваня в контексте общей безопасности в Восточной Азии, поскольку для КНР это чисто внутренняя проблема ее отношений с одной из своих провинций.

Дэн Сяопин полагал, что национальные интересы Китая объективно совпадают с национальными интересами народов других стран. В то же время указывалось, что в области суверенитета и безопасности компромиссов быть не может. Дэн Сяопин неоднократно оппонировал тем, кто отстаивал тезис об устарелости идеи суверенитета и о том, что «гражданская война не является внутренним делом», а «права человека выше суверенитета».

Долгосрочными интересами страны являются «наращивание возможностей», достижение «символов процветания» и реализация «этапов развития». «Национальные возможности» означают весь потенциал нации, направленный на освоение природы и противостоящий захвату страны другим государством. Более четко и подробно эти идеи передаются через категорию «комплексной мощи нации», которая складывается благодаря развитию в сфере науки и технологий, а также ее экономической мощи.

Своего рода итогом и высшим критерием правильно реализованных национальных интересов является стабильность в стране.

Национальные интересы должны быть защищены стратегией национальной безопасности. Целью последней является формирование мирной и стабильной окружающей среды, благоприятной для национального развития. Безопасность должна быть взаимной, что предусматривает «безопасность наших соседей, нашего региона и даже всего мира».

Стратегия безопасности опираетсяна комплексную мощь страны. Ее задачи предотвратить возникновение войны и возможность держать под контролем кризисные ситуации.

Стратегия национальной безопасности строится на защите независимости и суверенитета, защите социалистического пути и руководствуется политикой илинией, сформулированными на декабрьском пленуме ЦК КПК 1978 г.

Важнейшим компонентом стратегии национальной безопасности является политика национальной обороны, подчиненная экономическому развитию страны. Национальная оборона строится на основе стратегии активной обороны. Содержание национальной обороны выражено Дэн Сяопином следующим образом: «В новую эру, хотя мировая война может быть отодвинута или ее можно избежать, локальные войны и региональные конфликты далеки от завершения. Мы искренне стремимся к миру, однако мир достигается через борьбу. Мы привержены развитию, но развитие требует обороны, которая достигается через готовность сражаться».

Столь же диалектично, со ссылкой на Ф.Энгельса, Дэн Сяопин интерпретирует слово «активная»: «Активная оборона» не просто оборона, в ней содержится и наступление. Соединение обороны и наступления отражает развитие закона самой войны». В другом месте Дэн Сяопин говорил: «активная оборона по природе оборонительна, в то же время, по сути, она активна».

Министр обороны КНР Чи Хаотянь так расшифровывает эту стратегию: она включает в себя принцип обороны, самообороны и нанесение удара на стратегическом уровне только после нападения. Он же уточняет, что основными целями китайской оборонной политики являются: укрепление национальной обороны; сопротивление внешнему агрессору; защита государственного суверенитета над территориями, воздушными и водными пространствами, морских прав и интересов; укрепление государственной целостности и безопасности; решительная защита социалистической системы и руководящей линии нашей партии.

Последний пункт постоянно приходится напоминать иностранцам, которые игнорируют социалистический характер китайского государства. В этой связи часто приводятся следующие слова Дэн Сяопина: «Китайская история говорит нам, что вне социалистического пути у нас нет других выборов. Если однажды китайский социализм будет предан забвению, то Китай вернется к полуколониальному и полуфеодальному статусу. Поэтому армия и государственная политическая мощь должны защищать социалистический путь, систему и политику».

Очень важная стратегическая установка: мы должны не только быть в состоянии бороться с одним-единственным врагом, но и с более чем одним мощным противником. Причем наша исходная позиция заключается в том, что мы обязаны сокрушить превосходящего противника при худшей военной технике.

Требование к количеству: армия должна быть сокращена до “относительно небольшой, высоко тренированной постоянной армии с большим резервом” и с современным техническим и технологическим оснащением.

Теория Дэн Сяопина представляет целостную программу развития КНР до 2050 г. Она хорошо структурирована, а все ее части диалектически взаимосвязаны между собой. – Информация взята из статьи Олега Арина. О внешнеполитической стратегии КНР// Приложение к Независимой газете// http://asiapacific.narod.ru/countries/china/o_vneshnepolit_strategii_knr.htm

Тёсю - крупное княжество на юге острова Хонсю. До ХVI в. состояло из десяти провинций. Тоётоми Хидэёси, а затем Токугава Иэясу сильно урезали княжеские владения, оставив лишь две провинции: Суво и Нагато (современная префектура Ямагути). Тёсю вместе с княжеством Сацума играло активную роль в свержении в I868 г. сёгуната Токугава. Во главе княжества стояли князья Мори.

Тонхак - досл. перевод с кор. «восточное учение»; религиозное учение сектантского толка, основанное янбаном Чхве Дже У (1824-64) на юге Кореи в начале 1960-х гг. Было направлено против феодального гнёта и официальной идеологии конфуцианства. Т. восприняло элементы буддизма, даосизма и христианства. Оно признавало тождество человека с высшим существом и право людей на равенство на земле. Под влиянием тонхак в Корее вспыхнуло крестьянское восстание 1893-94 гг.

Три народных принципа (доктрина Саньминь) - политическая доктрина, разработанная китайским политиком и философом Сунь Ятсеном. Часть политической философии, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство.

Наследие идеологии «трёх народных принципов» наиболее очевидно прослеживается в государственном устройстве Китайской республики (Тайваня) и идеологии партии Гоминьдан. В частности, «народные принципы» упоминаются в первой строке государственного гимна Тайваня и в первой статье тайваньской конституции.

38 параллель -демаркационная линия, разделяющая Северную (КНДР) и Южную Корею (Республика Корея).

Тхэгыкки -флаг Республики Корея. Название происходит от корейского названия «инь-ян» - синтеза Великого Начала.

Тхэквондо - корейское боевое искусство. Характерная особенность тхэквондо - ноги в поединке используются более активно, чем руки. Сверхзадачей тхэквондо в древности было выбивание всадника из седла. Слово «тхэквондо» складывается из трёх слов: «тхэ»- нога, «квон» - кулак (рука), «до» - искусство; путь руки и ноги (путь к совершенствованию).

Тэвонгун – в переводе с кор. «великий правитель»; титул регента принца Кочжона, фактически правившего в Корее с 1863 по 1873 гг. и првоодившего политику закрытия страны от западного влияния.

Укиё-э - направление в изобразительном искусстве Японии, получившее развитие с периода Эдо (1600–1868). Слово «укиё» в древности обозначало одну из буддийских категорий и могло переводиться как «бренный изменчивый мир». В конце ХVII в. укиё стало обозначать мир земных радостей и наслаждений. Укиё-э - картины повседневной жизни городского сословия периода Эдо.

Фудзивара, клан - старейший и известнейший придворный клан (Фудзивараси), обладавший огромным политическим влиянием и властью в период Хэйан (794–1185). Его влияние при дворе в тот период было абсолютным, а вклад в развитие японской культуры так велик, что это время и следующие три столетия иногда называют эпохой Фудзивара.

Фудоки («Записи обычаев и земель») - письменный памятник VIII в., содержащий исторические и географические описания провинций Японии. До нас дошло всего 5 описаний. Они включают указания на местоположение провинции, административное деление, содержат перечисление селений и храмов, объяснение происхождения географических названий, сведения о флоре и фауне, обычаях, записи фольклора.

Фусума - внутренние раздвижные деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотным картоном. Вместо ручек - углубления, выполненные в металле. Разделяют японское жилище на отдельные помещения.

Хайку - жанр и форма японской поэзии. Представляет собой трехстишие, состоящее из строк в 5-7-5 слогов. До конца ХIХ в. называлось хокку. Хайку долгое время не имело самостоятельного значения и существовало только как начальное трехстишие «нанизанных строф» рэнга. Постепенно начальные трехстишия стали рассматриваться как самостоятельные произведения. В своем становлении хайку проходит несколько этапов: от комического жанра в XVI в. (творчество Аракиды Моритакэ и Ямадзаки Сокана) до превращения в ведущий жанр японской поэзии (Мацуо Басё). В конце XVIII - начале XIX в. Кобаяси Исса ввел в хайку гражданские мотивы, демократизировал тематику жанра. Xайку занимает важное место в современной японской поэзии.

Хангыль - фонематическое письмо корейского языка. Характерной особенностью хангыля является то, что буквы объединяются в группы, примерно соответствующие слогам. Этот вид письменности был разработан в середине XV века и является основным в Республике Корея и единственным в КНДР.

Хваран – « цветущая молодежь» или «цветы-юноши». Термином «хваран» в корейской истории называют группу молодежи из аристократических семей древнекорейского государства Сила, которые объединялись для совместной учебы, развлечений и изучения искусства войны.

Хэйан - исторический период с 794-го по 1185 г., назван по расположению императорского двора в городе Хэйан(кё) (Киото).

Хэйсэй - период правления императора Акихито. В январе 1989 г. 125-м императором Японии стал 55-летний Акихито, старший сын умершего императора Сёва. По традиционному японскому летосчислению началась новая эра, получившая официальное название Хэйсэй («Установление мира»).

Цитаты Председателя Мао Цзэдуна или «Цитатник», на Западе известный как «Красная книжечка» - краткий сборник ключевых изречений Мао Цзэдуна, впервые изданный правительством КНР в 1966 году. «Цитаты Мао Цзэдуна» содержат цитаты из речей и опубликованных работ Мао, структурированные тематически. Широчайшее распространение (более миллиарда экземпляров) получило карманное издание в красном переплёте, предназначенное для ношения с собой. Это один из самых больших книжных тиражей в мире (сопоставимый лишь с тиражами священных книг авраамических религий - христианства, ислама и иудаизма).

Чайная церемония - искусство приготовления и питья чая. В XV-XVI вв. чайная церемония превратилась в своеобразный ритуально-философский мини-спектакль, в котором каждая деталь, предмет, порядок вещей имели свое особое, неповторимое значение.

Четыре модернизации – принцип, предложенный Дэн Сяопином, согласно которому экономика была поделена на 4 сектора - оборонную промышленность, сельское хозяйство, науку и промышленное производство. В качестве приоритетной была выбрана стратегия «социалистической рыночной экономики». Дэн утверждал, что Китай находится на первой ступени развития социализма и что долгом компартии является развитие «социализма с китайской спецификой».

Четыре принципа Дэн Сяопина - принятые на ХV съезде КПК принципы, определившие сущность нынешней китайской государственности. В соответствии с ними: а) КПК является руководящей силой; б) марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна выступают идеологической основой; в) демократическая диктатура народа - форма власти; г) китайский социализм - цель государственного строительства.

Чучхе – идеология северокорейского режима,провозглашенная Ким Ир Сеном в 1955 г.«Чу» означает «хозяин», а «чхе» - «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира. Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность».

Чхондогё - национальное религиозное движение Кореи, возникшее в XX веке в качестве преемника движения тонхак. С корейского языка переводится как Небесный путь. Вобрало в себя элементы буддизма, конфуцианства, христианства и даосизма.

Ыйбён – в переводе с кор. «армия справедливости»; название народно-освободительной армии и партизанского движения, направленного против японской агрессии (кон. XIX - первая половина XX вв.).

Эдо - период истории Японии (1600–1868), время правления клана Токугава. Период позднего сёгуната.

Экономика «мыльного пузыря» - быстрый рост в Японии во второй половине 1980-х гг. рыночной стоимости финансовых активов, в которые вкладывались свободные денежные средства ради извлечения чисто спекулятивной прибыли.

Юань – денежная единица КНР.

Югэн - суть, скрытая красота - эстетическая концепция искусства Но. Смысл ее сводится к тому, что сценическое воплощение действительной жизни должно выявлять лишь сокровенную суть предметов, людей, душевных переживаний, остальное дополняется воображением и эмоциональным откликом зрителя. Отсюда символика движений, жестов, поз актеров, художественная условность сценического действия, особая атмосфера таинственности и недосказанности.

Яёй - исторический период с III в. до нашей эры до III в. нашей эры. Бронзовый век Японии. Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй-мати (район Токио). В период Яёй на Японском архипелаге утвердилась новая для его обитателей культура, хозяйственную основу которой составило рисоводство, в особенности заливное. Важной особенностью этого периода стало применение железных и бронзовых изделий. Считается, что в этот период происходила массовая миграция с континента, которая привнесла на Японский архипелаг достижения континентальной культуры.

Ясукуни - синтоистский храм (дословно - «храм мира в стране»), занимает особое положение среди множества святилищ синто в Японии. У входа надпись: «Здесь покоятся те, кто принес высшую жертву во имя Родины». Построенный в Токио в 1869 г., он получил ранг «Особого императорского святилища». В отличие от других храмов, Ясукуни находился в ведении ведомства армии и флота, и священнослужители назначались туда с согласия военного руководства страны. Роль главных распорядителей на различных праздниках этого храма выполняли генералы и адмиралы, а охрану несли подразделения военной жандармерии. В Ясукуни находились списки погибших в войнах, которые и составляли предмет поклонения в синтоистском святилище. Там же хранились и два из трех атрибутов императорской власти - зеркало и меч. В 1874 г. император Мэйдзи посетил Ясукуни, что было беспрецедентным поступком, поскольку там поклонялись не богам, а душам погибших воинов. Таким образом, солдаты, отдавшие жизнь за императора, как бы приравнивались к богам.

Янбаны - в переводе с кор. «два подразделения»; термин, первоначально обозначавший в средневековой Корее две категории дворянства (служилых людей) - гражданских (мунбан) и военных (мубан) чиновников. С XII столетия и при династии Ли (Чосон) янбаны становятся высшим сословием, и принадлежность к нему передавалась наследственно, вне зависимости от занимаемых в данный момент должностей. По мере развития феодализма в Корее и, особенно в период его разложения, начиная с XVIII века, количество лиц, причислявших себя к сословию янбанов, значительно возросло, так как янбаны не облагались феодальными пошлинами и повинностями. В связи с этим, ряды так называемых «провинциальных янбанов» постоянно пополнялись зажиточными крестьянами и купцами, которые платили деньги за право причислить себя к этому сословию. В современной исторической литературе термин «янбан» употребляется для обозначения господствующих слоёв в феодальной Корее и представляет собой синоним слов «феодал» или «помещик».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: