Расчет массовой доли растворенного вещества
Цели: закрепить знания студентов о растворах и умения студентов приготовления растворов заданной % концентрации, умения работать с лабораторной посудой, реактивами; закрепить навыки решения задач на нахождение массовой доли растворенного вещества, массы раствора или массы растворенного вещества.
Оборудование: лабораторная посуда, поваренная соль, сульфат меди, карбонат натрия, инструкции по выполнению практической работы.
Обучающийся должен:
Знать: концентрацию раствора; массовую долю растворенного вещества.
Уметь: решать задачи на нахождение массовой доли растворенного вещества, массы раствора или массы растворенного вещества.
Теоретические сведения
Растворы – это однородные системы, состоящие из двух или более самостоятельных веществ и продуктов их взаимодействия.
Вещество, взятое в избытке и служащее средой, в которой идет растворение, называют растворителем. Вещество, которое растворяется, называют растворенным веществом.
|
|
Растворы бывают с различным содержанием растворенного вещества. Поэтому для каждого раствора указать его концентрацию.
Концентрацией раствора называют массовое содержание растворенного вещества в определенном массовом количестве или определенном объеме раствора.
Концентрация раствора может быть выражена массовой долей растворенного вещества.
Массовая доля растворенного вещества (w)- это отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора
W= Мв-ва/Мраствора . 100% (1)
Мв-ва= W. Мраствора/ 100% (2)
Мраствора = Мв-ва / W *100% (3)
Выполнение работы
Задание №1: приготовить растворы заданной концентрации; сформулируйте вывод о том, как приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.
1. Приготовить 100 граммов раствора поваренной соли 10 % концентрации. Рассчитать, сколько граммов соли и сколько граммов воды потребуется для приготовления данного раствора.
2.Приготовить 50 граммов раствора сульфата меди 7 % концентрации. Рассчитать, сколько граммов соли и сколько граммов воды потребуется для приготовления данного раствора
3. Приготовить 200 граммов раствора карбоната натрия 5 % концентрации. Рассчитать, сколько граммов соли и сколько граммов воды потребуется для приготовления данного раствора
Задание №2: решите задачи.
Вариант №1
1. Определите массовую долю растворенного вещества Nа Сl, если в 380 граммах воды растворили 20 г Nа Сl и приготовить раствор полученной концентрации.
2. Смешали 250 г. 20 % раствора соляной кислоты и 100 мл 30 % раствора той же кислоты. Определите массовую долю кислоты после смешивания
|
|
3. Смешали 50 г. 10 % раствора гидроксида натрия и 100 г 30 % раствора того же вещества. Определите массовую долю щелочи после смешивания.
4. Какова массовая доля гидроксида калия в 1,5М растворе плотностью 1,05 г/см3.
Вариант № 2
1. Определите массовую долю растворенного вещества NаNO3, если в 125 граммах воды растворили 12,8 г NаNO3 и приготовить раствор полученной концентрации.
2. Смешали 238 г. 15 % раствора серной кислоты и 100 мл 30 % раствора той же кислоты. Определите массовую долю кислоты после смешивания
3. Смешали 45,5 г 10 % раствора гидроксида калия и 120 г 30 % раствора того же вещества. Определите массовую долю щелочи после смешивания.
4. Какова массовая доля гидроксида натрия в 2М растворе плотностью 1,05 г/см3.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие способы выражения состава раствора Вы знаете?
2. В каких единицах выражается массовая доля?
3. Какое значение имеют растворы?
4. Где мы можем воспользоваться умением готовить растворы с определённой массовой долей растворённого вещества?
5. Вычислите, какую массу сульфата цинка необходимо взять для получения 10 г раствора глазных капель, применяемых для лечения конъюнктивита, если известно, что массовая доля соли в растворе составляет 0,25%?
Литература:
1. Габриелян, О.С. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 2-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005. – 336с.
2. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Ю.М. Ерохин. – 8-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.