Задание № 1:
Провести опыты по получению кислотного оксида серы (II) и опыты с предложенными образцами кислотных дождей. Опишите механизм образования кислотных дождей. Результаты запишите в таблицу. Сделайте вывод о влиянии кислотных дождей на растительные ткани, живые существа, активные металлы, мрамор.
Опыт 1. Получение оксида серы (II).
Кусочки пирита поместите в стеклянную трубку. Нагрейте трубку в пламени спиртовки и пропустите из газометра воздух или кислород. Образовавшийся в результате реакции газ с резким запахом растворите в воде. Напишите уравнение химической реакции.
Опыт 2.
Содержимое пробирки поделите на две части, в одну добавьте раствор хлорида бария, в другую – универсальный индикатор. Сделайте вывод о природе раствора на основании полученных результатов.
Опыт 3.
Налейте примерно по 2 мл жидкости из предложенного образца осадков в четыре пробирки, проверьте реакцию на лакмусовую бумажку. Запишите наблюдения, определите по шкале рН уровень кислотного дождя. Поместите о вторую пробирку железный гвоздь. Пронаблюдайте не менее 5 минут за пробиркой и запишите наблюдения. Добавьте в третью пробирку кусочек мрамора. Пронаблюдайте не менее 3 минут, запишите наблюдения. Поместите в четвертую пробирку кожуру яблока. Пронаблюдайте не менее 7 минут, запишите наблюдения в таблицу. Сделайте вывод.
Таблица 8 Действие кислотных дождей на растительные ткани, металлы, мрамор.
Кислотные осадки | Уровень рН | Железо | Мрамор | Кожура яблок |
Образец 1 | ||||
Образец 2 | ||||
Образец 3 |
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие из газообразных оксидов формируют естественную кислотность осадков?
2. Какая характеристика свидетельствует о том, что дождь – кислотный?
3. Какие из газообразных оксидов преимущественно влияют на подкисление атмосферных осадков сверх нормы?
Литература:
1. Ерохин, Ю.М. Химия [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин. – 8-е изд., стер. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.
2. Саенко, О.Е. Естествознание [Текст]: учебное пособие / О.Е. Саенко, Т.П. Трушина, О.В. Арутюнян. – 2-е изд., стер. Москва: КРОНУС, 2015. – 368с.
Тестовый контроль «Химические процессы в атмосфере».
Вариант №1
1. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
а) высоких концентраций оксидов азота;
б) выбросов промышленных предприятий;
в) жесткого ультрафиолетового излучения;
г) несгоревших частиц топлива.
2. Причиной выпадения кислотных дождей считают воздействие на атмосферу:
а) электромагнитных излучений;
б) высокотоксичных соединений;
в) выбросов сернистого газа;
г) мелких частиц сажи.
3. Основным компонентом атмосферы является:
а) кислород;
б) азот;
в) аргон;
г) озон.
4. Главный химический загрязнитель атмосферы:
а) диоксид углерода;
б) радиоактивные осадки;
в) сернистый газ;
г) тетраэтилсвинец.
5. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
а) резких колебаний температуры;
б) умеренного радиоактивного загрязнения;
в) хозяйственной деятельности человека;
г) веществ, обладающих канцерогенными свойствами.
6. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:
а) молекул воды;
б) озона;
в) хлорфторметана;
г) азота.
7. Постепенное потепление климата на планете связано с:
а) озоновым экраном;
б) фотохимическим смогом;
в) искусственным загрязнением;
г) парниковым эффектом.
8. Непрерывно меняющееся состояние атмосферы у земной поверхности называют:
а) климатом;
б) погодой;
в) фактором;
г) средой.
9. Основным источником поступления в атмосферу газа метана считают:
а) лесные массивы;
б) луговые и степные районы;
в) болотистые районы;
г) горные районы.
Вариант №2
1. Основным источником поступления в атмосферу мелких частиц свинцовой пыли являются:
а) испытания ядерного оружия;
б) сильные и продолжительные лесные пожары;
в) выбросы автотранспорта;
г) предприятия по производству красок и лаков.
2. Атмосфера защищает живые организмы, населяющие поверхность планеты, от воздействия:
а) вулканических выбросов;
б) космических излучений;
в) парникового эффекта;
г) сернистого газа.
3. Большая часть жестких ультрафиолетовых лучей задерживается тонким озоновым слоем, который локализован в:
а) тропосфере;
б) гидросфере;
в) стратосфере;
г) экзосфере.
4. Основной причиной постепенного потепления климата является:
а) изменение естественного радиоактивного фона;
б) увеличение концентрации диоксида углерода;
в) истощение озонового слоя;
г) увеличение концентрации хлорфторуглеводородов.
5. Ядовитый туман, образующийся при воздействии солнечного света на смесь выбросов промышленных предприятий и транспорта, называют:
а) задымлением атмосферы;
б) белым смогом;
в) парниковым эффектом;
г) фотохимическим смогом.
6. В крупных городах значительная доля загрязнения атмосферы приходится на:
а) стройплощадки;
б) предприятия легкой промышленности;
в) автотранспорт;
г) предприятия пищевой промышленности.
7. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря:
а) парообразной влаге;
б) парниковому эффекту;
в) молекулярному азоту;
г) озоновому экрану.
8. Локальные изменения климата, которые складываются около поверхности почвы, называют:
а) средой;
б) фактором;
в) погодой;
г) микроклиматом.
9. Что такое аэрозоль?
а) организмы, способные жить лишь в среде, содержащей кислород;
б) естественное или искусственное поступление воздуха в какую-нибудь среду;
в) искусственное сооружение в виде проточного резервуара для биологической очистки сточных вод;
г) взвешенные в газообразной среде частицы твердых или жидких веществ.
Ответы:
Ключ к тестовому заданию «Химические процессы в атмосфере».
№ | Вариант №1 | Вариант №2 |
В | В | |
В | Б | |
Б | В | |
В | Б | |
А | Г | |
Б | В | |
Г | Г | |
Б | Г | |
В | Г |
Критерии оценки:
За каждый верный ответ ставится 1 балл.
9 баллов – отлично
8 баллов – хорошо
7-5 баллов – удовлетворительно
Менее 5 баллов – неудовлетворительно.