Проблема разграничения понятий: психокоррекция, психотерапия, интервенция, вмешательство и т.п. – семантически объединенных понятием воздействие. Историко-теоретический анализ позволяет условно выделить три основные парадигмы, при определении общих принципов разработки психологии воздействия:
1. Объектная, реактивная парадигма, в соответствии с которой психика и человек в целом рассматривался как пассивный объект воздействия внешних условий и их продукт. (Дж. Вольпе, А. Лазарус, С. Скиннер, Э. Торндайк и др.).
2. Субъектный, акциональный подход, (А. Бек, У. Глассер, Д. Келли, А. Эллис, Л. Фестингер и др.) и основанный на идее активности и целостности психического функционирования человека.
3. Личностный, интерсубъектный подход, в основу которого заложена оптимистическая традиция, основанная на вере в конструктивное, активное, созидающее и творческое начало человеческой природы, (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, Э. Фромм и др.).
Единицы научного анализа категории «психологического пространства» и «психологического времени». Специфика психокоррекционного воздействия, его отличия от развивающего и психотерапевтического процесса.
Тема 6. Принципы построения психокоррекционной программы.
Основные принципы составления психокоррекционных программ:
1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
6. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.
8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.
9. Принцип программированного обучения.
10. Принцип возрастания сложности.
11. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Тема 7. Планирование и организация психокоррекционной работы.
Коррекционно-развивающая программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности детского (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учителя). Психолог на основе психологического обследования детей (психодиагностики) или психологического анализа какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.
При этом может идти работа как с самим ребенком по коррекции его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок.
при разработке стратегии коррекционной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. специфика конкретных задач и формы проведения коррекционной работы зависят от типа детского учреждения.
При разработке программ психолого-педагогической коррекции важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода нарушениями и отклонениями в развитии ребенка и поэтому подлежащие коррекции, от проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста тем или иным ребенком.