Вопрос 3. Ключевым понятием является «культура»

Ключевым понятием является «культура». Она рассматривается в формах своего социального бытия.

Культура. В мировой и отечественной литературе насчиты­вается несколько сотен подходов и решений в отношении этой категории. Антропологический подход своим происхождением обязан изучению культуры малых или первобытных народов. Класси­ческим является определение, данное Э.Б.Тейлором в начале XX века: «Культура, или цивилизация... слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Для автора цивилизация и куль­тура тождественны.

Философское понимание культуры в отечественной литературе реализовано в следующих направлениях:

— деятельностный подход культуры выражен в определениях «культура есть деятельность человека, направленная на пре­образование действительности и себя», «культура есть специ­фика человеческой деятельности»;

— «технологический» подход представлен такими формули­ровками, как «культура есть инструмент развития, сохранения и передачи человеческого опыта», «культура есть способ де­ятельности»;

— гуманистически-смысловой подход виден в определениях типа «культура есть характеристика развития творческих сил и способностей человека», «выражение специфического един­ства человека с природой и обществом»; 4„ — «достиженческий» подход сформулировал определения: «культура есть качественное состояние общества», «культура выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяемый отношением человека к природе и обществу», «культура включает в себя то, что человек создает, и то, как он создает» (т.е. различаются предметно-продуктивная и технико-технологические грани).

Социологическое понимание культуры следует из предмета социологии. Социология изучает общество как организм (сис­тему), применяя диалектический и структурно-функциональ­ный методы анализа. Это позволяет изучить общественную жизнь людей, человека и его социальные отношения. Изучает условия протекания взаимодействия людей (равенство и неравенство). В тоже время сама культура, а именно такие ее атрибуты, как ценности, знания, нормы и законы, возникают и утверждаются в процессах взаимодействия людей в типичных ситуациях.

Разум, мышление вариативны, т.к. внешний мир осмысливается человеком (хорошо – плохо). Этот отраженный мир организуется в духовно-ценностный мир как модель восприятия понимание внешнего мира и действия в нем. Это во многом объясняетсуществование множества культур в рамках одной цивилизации.

Итак, культура - это ценностино-отобранный и символико-семиотически организованный (структурированный) опыт множества людей, содействующий успешному решению общественных и личных проблем.

Культура и человек — одно целое. Культура погружает в себя человека, предоставляет средства и орудия (символические и материальные), формы и способы, с помощью которых человек противостоит противоречиям совместной и индивиду­альной жизни.

Из социальных функций культуры, определяются категории, которые отражают формы и явления культуры.

Функции культуры:

— упорядочение жизни множества людей, путем структурирования и ценностного отбора их социального опыта. Этот анализ может вестись с помощью таких понятий, как языки культуры (вербальный, образный, графи­ческий, телодвижений, машинный), письмо, традиция, обычай, обряд, закон, норма, знание, ритуал, и т.д.;

— придание смысловой направленности (ориентации) лю­бым социальным процессам. Содержание этих смыслов выражается в понятиях, как ценность, идея, идеал. Ценности бывают инструментальные и смысловые;

- обеспечение преемственности поколений посредством их социализации, научения культуре. Основные понятия, с по­мощью которых анализируются процессы освоения индивидом данной культуры: ценностно-нормативные координаты пове­дения, деятельности и взаимодействия, идентификация, картина мира, маргинальность личности (группы), отклоняющееся (девиантное) поведение, социокультурный образец, этикет;

— интегрирование людей в единое общее культурное поле. Основные понятия: язык, литература, искусство, знание, семиотическая сис­тема, ментальность, этнокультура, субкультура, межкультурное общение, взаимодействие культур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: