Фрейдом и Юнгом

Адлер стал основателем нового, социально-психологического направления. Именно в развитии этих новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют и отделяют человека от общества. По мнению Адлера, ни врожденные инстинкты, ни врожденные архетипы, а чувства общности с другими людьми, стимулирующая социальные контакты и ориентацию на других людей являются основной силой, которая определяет поведение человека. Однако есть нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов - все они предполагают, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу, которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг — первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. Адлер считал важнейшей тенденцией в развитии личности стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд отвергал идею об уникальности каждой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг, хотя и пришел к идее целостности и «самости» личности, но значительно позже, в 50 - 60-х годах.

Большинство положений индивидуальной психологии Адлера развивались как антитезисы теории Фрейда. В отличие от Фрейда, обращавшего внимание на универсальность конфликтов, переживаемых всеми людьми, Адлер развивал идею об уникальности каждого человека. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый». Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. Человека следует рассматривать как единое целое в его мышлении, чувствах, действиях, сознательном и бессознательном, в каждом проявлении личности.

Адлер был убеждён, что главная цель теории личности - служить экономным и полезным ориентиром для психотерапевтов, а также любого человека, развивающегося в сторону психически здорового поведения.

В основании теории личности Адлера лежит ограниченное количество ключевых понятий и принципов.

1) Чувство неполноценности и компенсация,

2) стремление к превосходству,

3) стиль жизни,

4) социальный интерес,

5) творческое «Я»,

6) порядок рождения,

7) фикционный финализм.

Чувство неполноценности и компенсация.

В начале своей карьеры Адлер развивал теорию о том, почему люди более восприимчивы к поражению определенных органов. Он считал, что у человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал, был неполноценным от рождения. Адлер также утверждал, что люди, страдающие тем или иным заболеванием или дефектом, часто стараются компенсировать это путём тренировки и упражнений.

Например, Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Вильма Рудольф, страдавшая в детстве физическим недугом, трижды завоевывала золотые олимпийские медали в легкой атлетике. Теодор Рузвельт, слабый и болезненный в детстве, преодолел свой недуг и приобрел великолепную физическую форму. Таким образом, врождённая слабость органа или его недостаточное функционирование может приводить к выдающимся достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта не приводит к желаемому результату.

Идея о том, что организм пытается компенсировать свои недостатки не нова. Но Адлер указал на тот, что этот процесс компенсации имеет место и в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, у них также появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия.

Адлер полагал, чтоистоки чувства неполноценности коренятся в глубоком детстве. Его объяснения заключались в следующем: ребёнок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у него переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и независимыми. Появление этого раннего чувства неполноценности означает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружающими, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Согласно Адлеру, фактически всё, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочения чувства превосходства. Вместе с тем чувство неполноценности у некоторых людей может стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности – преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности.

Адлер различал три типа ситуации в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Каждый из этих трёх видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновение неврозов в зрелые годы.

У человека может в ответ на комплекс неполноценности появиться гиперкомпенсация, которая представляет собой преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполноценности. Также у индивида может сформироваться комплекс превосходства, который выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности. Человек, обладающий таким комплексом, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: