Тема. Фенологические наблюдения. 3 страница

Промышленные предприятия перерабатывают местное, в первую очередь, сельскохозяйственное сырьё. Здесь работают комбикормовый, сыродельный и трактороремонтный заводы; построен крупный завод медицинских препаратов и изделий.

Город имеет квартальную планировку с нерегулярной сеткой улиц. На улице Ленина сформировался общественно-культурный и торговый центр. Город растет на северо-запад. Зона отдыха находится в парке, скверах, на штучных водоемах в окружении города, загородная – на Ясельде и Днепровско-Бугском канале.

Жабинка районный центр с населением 13 тыс. человек, площадью 9 км2. Город размещается при впадении р. Жабинки (откуда и пошло его название) в Мухавец. Узел железных дорог с направлениями на Брест, Минск, Кобрин. Автомобильными дорогами связан с Брестом, Кобрином, Каменцем.

Возникновение поселения связано со строительством железной дороги Москва – Брест, которая в 1871 г. прошла через эти местности. С 1940 г. Жабинка становиться центром района, с 1970 г. приобретает статус города.

Жабинка развивается как спутник Бреста. Здесь работает крупный комбикормовый завод. На северо-западе города размещается сахарный завод, комбинат бытового обслуживания, районное объединение сельхозтехники.

Генеральным планом предусмотрено развитие города на восток и юго-восток р. Мухавец и железной дороги. Здания административно-общественных и культурно-образовательных учреждений сконцентрированы на центральной площади и улице Кирова – главной улицы города. К центральной площади прилегает парк – место отдыха горожан. Кроме парка, зона отдыха протягивается вдоль р. Мухавец.

Иваново – районный центр, 17 тыс. жителей, 9 км2. Размещается на р. Самаровка (бассейн Припяти) в 132 км на восток от Бреста и в 43 км на запад от Пинска, на автомобильной дороге Брест – Пинск. Железнодорожная станция – Янов-Полесский на линии Брест-Лунинец.

Первое упоминание о поселении дается в XIV веке, а в 1423 г. владелец деревни Порхово (так в те времена называлось Иваново) князь Витавт подарил её Луцкому федеральному костёлу. В 1465 г. деревня Порхово переименована в Яново в честь луцкого епископа Яна Ласовича. Местечком Иваново стало в XV веке. С 1795 г. Яново – в составе России, 1921 г. – в составе Пинского повета Полесского воеводства Польши, 1939 г. – в составе Беларуси, с 1940 г. – районный центр Пинской, а с 1954 г. – Брестской области (в 1962–1965 гг. Иваново находилось в Дрогичинском районе). Статус города Иваново получило в 1971 г.

Промышленность Иваново представлена заводами железобетонных изделий, масла и сухого обезжиренного молока, солодовым и консервным.

Город имеет квартальную планировку. На пересечении главных улиц Ленина и Советской образовался административный и культурно-торговый центр. Промышленная зона формируется в восточной части города, а зона отдыха – на водохранилище в северо-восточной окраине города и в парке.

Ивацевичи – районный центр, 19,8 тыс. жителей, площадь 10 км2. Размещается на правом берегу р. Гривда, в 136 км на северо-восток от Бреста и в 65 км – юго-западнее Баранович. Железнодорожная и автобусная станции на магистралях Брест – Минск.

Поселение Ивацевичи в письменных источниках впервые упоминается в 1519 г. С 1654 г. известно как имение в Слонимском повете Новогрудского воеводства Великого Княжества Литовского. С 1795 г. – в составе России. Со строительством железной дороги (1871 г.) рядом с имением Ивацевичи возникло небольшое поселение, жители которого занимались лесоразработками. В 1921–1939 гг. Ивацевичи входили в состав Польши как местечко Косовского повета Полесского воеводства. С 1939 г. – в составе Беларуси. Статус городского поселка Ивацевичи получили в 1947 г., города – в 1966 г.

Промышленность Ивацевичей связана главным образом с обработкой древесины и сельскохозяйственного сырья. Работают предприятия акционерного общества «Ивацевичдрев», объединение «Ивацевичлес», заводы железобетонных изделий, приборостроительный, льнообрабатывающий, спиртовой и молочный.

Железная дорога разделяет город на две части: северную – жилую и южную – промышленную. Жилая часть города имеет квартальную планировку. На пересечении улиц Ленина и Комсомольской сложился общественно-административный центр с зданиями административных, культурно-образовательных, торговых учреждений. Зона отдыха находится на р. Гривда.

Каменец – районный центр с населением 8,4 тыс. жителей, площадь 8 км2. Расположен в 39 км на север от Бреста, на берегу р. Лесной (приток Зап. Буга), на автомобильной дороге Брест-Каменюки.

Археологические исследования свидетельствуют, что на месте современного Каменца существовало поселение еще в Х столетии. В 1276 г. на этом месте по указу волынского князя Владимира Васильковича (Философа) зодчий Алекса совместно с местным населением заложили укрепление поселения. Основой его стала 30– метровая каменная вежа («Белая Вежа»). На основании летописи это поселение получило название от каменистой почвы. С 1366 г. Каменец в составе Великого Княжества Литовского. Развитию его тогда благоприятствовало положение на торговых путях из Бреста в Гродно и Кракова в Вильнюс. В 1503 г. Каменец получил магдебургское право. С 1795 г. Каменец в составе России. С этого времени и до 1940 г. он носил название Каменец-Литовский. В 1921–1939 гг. – в составе Польши, с сентября 1939 г. – Беларуси. С 15.01.1940 г. городской поселок и районный центр Брестской области. Повторно городом стал только в 1983 году.

Развитие Каменца идет медленными шагами. Основной причиной этому является отдаленность его от железной дороги: близлежащая станция Жабинка находится на расстоянии 23 км. В городе имеется сыродельный завод, комбинаты кооперативного производства и бытового обслуживания.

На основании генерального плана Каменец развивается на восток, юг и запад. Основой его планировочной структуры является неправильная радиальная сеть улиц. Главная улица – Брестская. На ней находится административно-хозяйственный центр, вблизи которого находится памятник оборонительного строительства XIII века – Семеоновская церковь. Зона отдыха располагается на р. Лесной, где заложен парк.

Кобрин – город областного подчинения, центр Кобринского района, 51,3 тыс. жителей, на р. Мухавец, в 46 км к востоку от Бреста.

Впервые упоминается в Ипатиевской летописи под 1287 г. Современный Кобрин – важный промышленный центр металлообрабатывающей, легкой и пищевой промышленности. Застройка Кобрина имеет многовековую историю. Первое укрепленное поселение было построено у места впадения р. Кобринки в р. Мухавец. На этом месте позже были построены Верхний и Нижний замки. В 1497 г. последний кобринский князь построил Спасский монастырь (сохранилось одно здание). Затем (18–19 вв.) застраивалась рыночная площадь (ныне пл. Свободы). Сохранились торговые ряды (частично), жилые дома, нижние этажи которых являлись магазинами (крамами) и мастерскими. Общественно-административным центром является площадь Ленина, сложившаяся уже после Великой Отечественной войны. Кроме вышеупомянутых, памятниками истории и архитектуры являются: собор Александра Невского (XIX ст.), Петропавловская церковь (XX ст.), почтовая станция (XIX ст.), памятник победы 1812 г., Николаевская церковь (XVIII ст.), усадебный дом и парк. Братская могила советских воинов и партизан, памятник землякам, могила жертв фашизма, место расстрела мирных жителей и др.

Лунинец – город областного подчинения, районный центр. 24,3 тысячи жителей. Размещается на переплетении железных дорог ведущих в Брест, Гомель, Барановичи и Львов; расположен в 240 км на восток от Бреста и 39 км от Пинска. Автомобильными дорогами связан с Пинском, Ганцевичами и Калинковичами.

В письменных источниках Лунинец впервые упоминается в 1540 г. как собственность магнатов Сапег. После второго разделения Речи Посполитой вошел в состав России. Быстрый рост Лунинца связан со строительством железных дорог в конце XIX века. Тут были созданы крупные ремонтные мастерские и железноорожный узел. В составе Польши Лунинец приобрел статус города (1921 г.) и стал центром Лунинецкого повета Полесского воеводства. С 1939 г. Лунинец в составе Беларуси. С 1940 г. является районным центром Пинской, а с 1954 года Брестской области. Фашистские оккупанты в годы ВОВ создали здесь концентрационный лагерь, в котором погибли 4312 советских граждан, разрушили промышленные предприятия, уничтожили культурные учреждения.

Население современного Лунинца занято преимущественно в промышленности и на железнодорожном транспорте. Промышленные предприятия: заводы «Полесьеэлектромаш» и ремонтно-механический, ОАО «Лунинецлес», молочный и хлебопекарный заводы, локомотивное депо и др.

Планировка Лунинца близка к прямоугольно-квартальной. В западной части города размещаются промышленные предприятия, железнодорожные станции, автовокзал и рынок. Восточная часть – зоны частной застройки. В центре построены 5–9–этажные жилые и административно-общественные здания. Места отдыха – лесопарк с водохранилищем и сквер на улице Советской.

Ляховичи – районный центр с 11,7 тыс. жителей, площадь 7 км2. Расположен на р. Ведьме (приток Щары), в 225 км на северо-восток от Бреста и 25 км на юго-восток от Баранович. Железнодорожная станция на линии Барановичи – Лунинец, на автомобильных дорогах Барановичи – Русиновичи.

Ляховичи в письменных источниках упоминаются с XV века. В то время они являлись государственным владением Великого Княжества Литовского. С 1793 г. – в составе России, центр волости в Слуцком уезде Минской губернии. С 1921 г. по 1939 г. – в составе Барановичского повета Новогрудского воеводства Польши. В составе Беларуси с 1939 г., с 1940 г. – город, центр района. Фашистские оккупанты уничтожили около 5 тыс. мирных жителей города и района.

Наиболее развита пищевая промышленность: консервный, молочный и хлебопекарный заводы. Работает также льнозавод, завод железобетонных изделий и металлопластмасс.

Система планировки радиально-лучевая, центр города развивается вдоль улицы Ленина в направлении к пойме р. Ведьмы, где расположен парк. Зоны отдыха горожан расположены на берегах рек Ведьмы и Щары.

Малорита – город с населением 11,3 тыс. человек, площадью 5 км2, центр Малоритского района. Располагается на реке Малорита (отсюда и название города), в 52 км от города Бреста. Железнодорожная станция на линии Брест – Ковель. Автомобильными дорогами Малорита связана с Брестом, Кобрином, Ковелем.

В ревизии Берестейского староства впервые упоминается в 1566 г. как королевская деревня Малая Рита. С 1939 г. Малорита – в составе Брестской области. С 15.01.1940 г. – городской поселок, центр района, с 1970 г. – город.

В начале Великой Отечественной войны с 22 по 27 июня 1941 г. Малориту мужественно обороняли части 75-й стрелковой дивизии. Фашистские оккупанты расстреляли 120 мирных жителей города.

Малорита развивается как хозяйственно-административный центр. В городе – крупный овощесушильный завод, районное объединение сельхозтехники. Комбинаты кооперативной промышленности и бытового обслуживания.

Архитектурно-планировочную структуру города определяют главные магистрали – улицы Ленина и Советская. На пересечении этих улиц сложился административно-общественный центр, ансамбль которого формируют памятник Ленину, административные здания, Дом культуры, здания городской библиотеки, универмага, ресторана, кинотеатра, почты и телеграфа. Зона отдыха расположена на берегу р. Малориты, где в 1970–ые годы был заложен парк.

Пружаны – районный центр с населением 19,1 тыс. человек и площадью 11 км2. Расположен в верховье р. Мухавец, в месте слияния двух ее истоков – Мухи и Веца, находится в 69 км на северо-восток от Бреста, в 12 км от железнодорожной станции Оранчицы на линии Брест-Минск. Узел автомобильных дорог на Брест, Высокое, Шерешево, Слоним, Кобрин.

Первое упоминание о Пружанской области относится к 1433 г., а с 1473 г. известна деревня Добучин, которая сохранилась до сих пор. В то время эта местность принадлежала Кобринскому княжеству. Вблизи деревни Добучин князем Иваном Кобринским была построена православная церковь, около которой затем возник город, который с 1487 г. известен под названием Пружаны. Ю.И. Крашевский и иные исследователи считают, что название города возникло в связи с поселением здесь прусов, которые спасались от крестоносцев.

В XVI веке Пружаны были важным торговым центром, получили магдебурское право (1589 г.). С 1795 года город в составе России, в качестве центра уезда Слонимской, с 1797 г. – Литовской, а с 1801 г. – Гродненской губернии. В составе Польши (1921–1939 гг.) Пружаны – поветовый город Полесского воеводства. С сентября 1939 г. Пружаны в составе Беларуси. С 15.01.1940 г. – районный центр Брестской области. За годы оккупации фашисты уничтожили более 4 тысяч человек, жилой фонд был разрушен на 70%.

Теперь Пружаны хозяйственно-административный центр развитого сельскохозяйственного района. Здесь работает завод радиодеталей, льнообработки, овощеконсервный, маслосыродельный, хлебопекарный заводы, комбинат строительных материалов, лесхоз.

Планировочная структура города, обусловленная контуром поймы р. Мухавец и его истоков. Историческим центром Пружан является Советская площадь, где сохранились памятники архитектуры XIX века – здание музыкального училища, собор Александра Невского, торговые ряды, городская усадьба. Территориально Пружаны расширяются на восток, юг и север. Зона отдыха горожан начинается в восточной части Пружан, около водохранилища, продолжается по рекам Вецу и Мухе к северной части города, где сохранились памятники архитектуры XIX столетия – городская усадьба с парком.

Столин – районный центр, 12,5 тыс. жителей, площадь 8 км2. Расположен на р. Горынь, в 245 км на восток от Бреста и в 70 км на юго-восток от Пинска, в 7 км от железнолорожной станции Горынь на линии Лунинец – Сарны (Украина). Автомобильную связь имеет с Давид-Городком, Пинском и р.п. Речица.

Столин упоминается в письменных источниках среди городов «погорынских» XII-XIII веках. С XVI в. – частное местечко, а с XVII в. – город. В 1816 г. здесь была открыта первая в Беларуси школа взаимного образования, в которой преподавались основы агрономии. Между двумя мировыми войнами Столин являлся центром повета Полесского воеводства Польши. После объединения Западной Беларуси и БССР Столин стал районным центром Пинской (с 15.01.1941 г.), с 1954 г. Брестской области. Фашистские оккупанты в 1941–1944 гг. в городе и районе уничтожили 9309 мирных жителей.

Основные предприятия Столина: фабрика кухонной мебели, комбинат строительных материалов, маслобойно-сыродельный, хлебопекарный, спиртовой и консервный заводы.

Преобладает квартальная планировка. Жилые кварталы расположены вдоль р. Горыни. Административно-общественный и культурный центр сложился на улице Советской. Промышленные предприятия расположены в западной и восточной частях города. На северо-восточной окраине города, на левом берегу р. Горынь расположен Маньковичский парк, который был заложен в 1885 г. как усадебный на площади 50 га (сохранились до наших дней 28 га). Из памятников архитектуры сохранилась синагога (XVII в.) и Вознесенская церковь (первая пол. XX в.). Зоны отдыха – Маньковичский парк и берега Горыни.

Антополь – городской поселок в Дрогичинском районе, в 28 км к западу от Дрогичина. Известен с 1795 г. Промышленная зона сформировалась в северо-восточной части поселка. Она включает ватно-прядильную фабрику, кирпичный завод, овощесушильный цех. Памятники: Воскресенская церковь – памятник деревянного зодчества XIX ст., костел – памятник архитектуры XIX ст., торговые ряды – памятник архитектуры XIX ст., Братская могила красноармейцев и повстанцев с обелиском, памятник на братской могиле советских воинов и партизан.

Белоозерск – город районного подчинения в Березовском районе с населением 12,8 тысяч человек, площадь 6,4 км2. Расположен в 27 км от Березы, 131 км от Бреста, 19 км от железнодорожной станции Бронная Гора на линии Брест-Минск, от которой проведена к Белоозерску подъездная железная дорога и автомобильная дорога.

В связи с началом строительства Березовской ГРЭС, вблизи деревни Нивки, в 1958 г. возник поселок строителей. С 1960 г. – рабочий поселок Березовский. В этом же году был переименован в Белоозерск, а в 1970 г. получил статус города. Белоозерск – яркий пример возникновения городов в советский период.

Хозяйственная деятельность города связана с Березовской ГРЭС. Здесь работают энергомеханический, железобетонных изделий и хлебопекарный заводы, областное объединение «Брестрыбхоз».

Белоозерск имеет выраженную прямоугольную систему планировки. Центральную часть его формируют улица Ленина и проспект Мира. Зона отдыха находится на озере Белом и в прилегающем лесном массиве.

Высокое – город в Каменецком районе, население составляет 5,2 тыс. человек. Расположен в 40 км на запад от Бреста, на реке Пульва (приток Зап.Буга). Автомобильными дорогами связан с Брестом, Каменцем, Пружанами, Жабинкой. До 1939 г. назывался Высоко-Литовском. Теперь это название сохранилось только для железнодорожной станции (в 3 км от города) на линии Брест – Белосток.

В исторических документах впервые упоминается в XIV веке под названием Высокий Город. Сначала принадлежал к королевским имениям, а позже к частным владениям. В 1494 г. получил магдебурское право. С 1795 г. по 1807 г. город был в составе Пруссии, а с 1807 г. – в Брестском уезде Гродненской губернии Российской Империи. В 1921–1939 гг. – в Брестском повете Полесского воеводства Польши. В составе Беларуси с 1939 г.; 15.01 1940 г. по 1962 г. являлся административным центром Высоковского района Брестской области. Фашисты в час оккупации в городе и районе уничтожили 1297 человек.

Высокое – центр местного значения, специализированный на обрабатывающей промышленности и обслуживании населения. Здесь размещается сыродельный, хлебопекарный, железобетонных изделий заводы, производственный участки Брестского комбината хлебопродуктов (производство комбикормов) и др.

Архитектурно-планировочную структуру города образуют улицы Советская, Советских пограничников и Ленина, на пересечении которых сформировался общественный центр. Здесь размещаются административные здания, Дом культуры, сквер. Сохранились памятники архитектуры: Варваринская часовня XVII в., церковь и усадьба с парком и дворцом XIX в. Зона отдыха располагается в долине р. Пульвы, в городском парке и скверах.

Городище – городской поселок в Барановичском районе с числом жителей – 2,4 тыс. человек. Расположен в верховьях р. Сервечь, в 25 км от Барановичей, на автодороге Барановичи – Новогрудок.

Городище в XIII веке в составе Великого Княжества Литовского, со второй половины XV века великокняжеский двор. С 1793 г. местечко в Российской империи. С 1921 г. в составе Польши, а с 1939 г. – БССР. С 1940 г. городской поселок.

Предприятия пищевой промышленности и бытового обслуживания. Сохранились памятники архитектуры: костел Пресвятой Девы Марии (1640 г.), Свято-Крестовоздвиженская церковь (1764 г.).

Давид-Городок – город в Столинском районе с населением 6,7 тыс. человек. Расположен на реке Горынь, в 35 км на северо-восток от Столина, в 41 км от железнодорожной станции Горынь на линии Лунинец – Сарны. Автомобильной дорогой связан со Столином. Речная пристань.

На основании археологических исследований Давид-Городок возник в начале XII в. как город Киевской Руси. Считают, что название пошло от имени князя Давида Игоревича, который получил в собственность Погорынье взамен отобранного в 1100 г. Владимирского княжества. На территории города находится древнее городище, при раскопках которого найдены останки жилых и хозяйственных строений, уличные мостовые, дворовые настилы. Находки свидетельствуют про развитие железо- и деревообрабатывающих, косторезного, гончарного и других ремесел, существование торговых связей с Северным Причерноморьем, Волынью, Прибалтикой.

Впервые упоминается в исторических документах конца XIV века как город Великого Княжества Литовского. С 1551 г. – владение магнатов Радзивиллов. Жители Давид-Городка активно участвовали в освобождении украинского и беларусского народов (война 1648–1654 гг.). После этого Давид-Городок долгое время был малоприметным местечком Мозырьского уезда Минской губернии. С переводом жителей города в сословье мещан (1836 г.) активизировалось его экономическая жизнь: стала действовать судоверфь, усилились торговые связи с Вильнюсом, Варшавой, городами Волыни. Позже развитие Давид-Городка снова остановилось. С 1939 г. – в составе Беларуси, до 1961 г. был районным центром в Пинской области.

Промышленное развитие города останавливает отсутствие железнодорожного транспорта. Работает филиал Кобринского инструментального завода, электромеханический завод (участок Брестского электромеханического концерна), цех Столинского хлебозавода. Сохранился памятник архитектуры второй половины XVII века – Георгиевская церковь и памятник археологии – городище XII-XIV веков.

Особенности планировки Давид-Городка определяются рекой Горынью и её притоками Хорстом и Сожкой, а также историческим центром, который сложился вокруг городища. Зона отдыха расположена на берегу Горыни.

Домачево – городской поселок в Брестском районе с населением – 1,2 тыс. человек. Расположен в 52 км к югу от г. Брест, в 3 км от железнодорожной станции Домачево. Межгосударственный автодорожный и пассажирский пункт пропуска через государственную границу Республики Беларусь.

Известно с XVIII века. С XIX века местечко, центр волости Брестского уезда. С 1921 г. в составе Польши, а с 1939 г. – БССР. С 1940 г. является городским поселком, центром Домачевского района. В ВОВ в Домачево и районе немецко-фашистские захватчики уничтожили около 2,7 тыс. человек. С 1956 г. находится в Брестском районе.

В Домачево расположены предприятия пищевой и местной промышленности.

Коссово – город в Ивацевичском районе, 2,3 тыс. жителей. Размещается в 151 км на северо-востоке от Бреста, 15 км на северо-запад от Ивацевич, в 13 км от железнодорожной станции Коссово-Полесское на линии Брест-Барановичи. Автомобильными дорогами связано с Ивацевичами и Ружанами.

Первое письменное упоминание о Коссове относится к 1494 г. В первой половине XIX века здесь были открыты две суконные мануфактуры. С 1921 г. Коссово находится в составе Польши, является городом, центром повета в Полесском воеводстве. Жители города и повета часто выступали против гнета власти. Польские власти жестко расправлялись с ними и подавляли мятежи. Примером такого жесткого подавления – расстрел демонстрации косовских рабочих 3.02.1927 года. С 1939 г. Коссово составе Беларуси, 1940–1949 гг. – центр района. Коссово вписало славную страницу в борьбу беларусского народа с немецко-фашистскими захватчиками. 2.08. 1942 г. партизанский партизаны отрядов имени К.Е. Ворошилова, имени Г.М. Дмитрова и имени М.А. Щорса в Коссово уничтожили гарнизон оккупантов.

В Коссово работает акционерное мебельное производственное объединение, комбинат бытового обслуживания, хлебопекарня. В городе сохранился Троицкий костел – памятник архитектуры XIX века.

Планировочная структура центральной части города образует прямоугольную сетку улиц и небольших кварталов.

В 1,5 км от города находится урочище Меречевщина. Здесь в 1746 г. в семье белорусского шляхтича родился Тадеуш Костюшко. Урочище Меречевщина жителями Коссово используется как зона отдыха.

Логишин – городской поселок в 28 км к северу от Пинска. Впервые упоминается в письменных источниках в 1552 г, в XVII ст. местечко. Градообразующую основу составляют маслозавод, известковый завод, хлебопекарня, колбасный цех, комбинат бытового обслуживания. Памятник на братской могиле советских воинов и партизан, Петропавловский костел – памятник архитектуры XX ст., Троицкая церковь – памятник архитектуры XIX ст.

Микашевичи – город в Лунинецком районе с населением 13,9 тыс. жителей. Расположен на реке Волхва, железнодорожная станция на линии Лунинец – Калинковичи, в 54 км от Лунинца и в 282 км от Бреста. Речной порт на Микашевичском канале.

Известны с XIX века как деревня Ленинской волости Мозырского уезда. Со времени прокладывания Полесских железных дорог – местечко и станция. С 1921 г. в составе Польши, с 1939 г. – БССР. С 1940 г. – рабочий поселок, а с 1960 г. – в составе Лунинецкого района. В 2005 году является городом.

Градообразующим является предприятие строительных материалов РУПП «Гранит».

Речица – рабочий поселок в Столинском районе, с населением 6,7 тыс. жителей. Железнодорожная станция на линии Лунинец – Сарны (Украина), на автодороге Столин – Сарны, в 7 км на юг от Столина, 238 км от Бреста.

В XIX века деревня Столинской волости Пинского уезда. После строительства железной дороги Лунинец – Ровно (1885 г.) являлся станцией Горынь. С 1921 г. в составе Польши, а с 1939 г. вошла в состав БССР. С 1960 г. – рабочий поселок.

В Речице расположены предприятия пищевой, деревообрабатывающей, стройматериалов промышленности.

Ружаны – городской поселок в Пружанском районе, на реке Ружанка, с количеством населения 3,2 тыс. жителей. На пересечении автомобильных дорог Пружаны – Слоним и Волковыск – Коссово, в 45 км от Пружан, в 130 км от Бреста и 38 км от железнодорожной станции Ивацевичи на линии Барановичи – Брест.

Ружаны известны с 1552 г. как Рожаны, владение Тышкевичей. С 1598 г. принадлежали Сапегам, здесь размещалась одна из главных резиденций рода. Входили в Слонимский повет Новогрудского воеводства ВКЛ. В 1698 г. разрушены во время войны Сапег со шляхтой ВКЛ. С 1795 г. Ружаны в составе Российской Империи как местечко, центр волости Слонимского уезда. С 1921 г. в составе Польши, с 1939 г. в БССР. С 1940 г. – городской поселок, центр района, а с 1962 г. – в составе Пружанского района.

Промышленное производство в Ружанах связано с деревообрабатывающей и топливной отраслями.

Сохранились памятники архитектуры: Ружанский дворцовый комплекс, Ружанский костел пресвятой Троицы, Ружанская Петро-Павловская церковь, синагога (вторая пол. XIX в.).

Телеханы – городской поселок в 45 км к юго-востоку от Ивацевичей на берегу Огинского канала. Известен с XVI ст., с XVII ст. – владельческое местечко. Строительство канала способствовало росту местечка: по каналу на местные вотчинные предприятия привозили сырье, из местечка отправляли хлеб, сукно, изделия из дерева, мед, воск, затем посуду из керамики и стекла и другие товары. Ныне градообразующей основой поселка являются предприятия по переработке местного сырья, деревообработки и сферы обслуживания. В поселке имеется Троицкая церковь – памятник народного деревянного зодчества XX ст. Курган памяти насыпан в 1967 г. для увековечения земляков, погибшим в Великой Отечественной войне. Обелиск на братском кладбище советских воинов и партизан. Памятник партизанам.

Шерешево – городской поселок в Пружанском районе, на реке Левая Лесная. Количество населения 2,1 тыс. человек, площадь 2,1 км2. Располагается в 20 км к западу от г. Пружан, 32 км от железнодорожной станции Оранчицы на линии Брест – Барановичи, в 97 км от г. Брест.

Впервые упоминается в письменных источниках с 1380 г. как деревня. В начале XVI века владение берестейского старосты Ю. Ильинича. В 1536 г. Шерешево купила королева Бона. С 1795 г. в составе Российской империи, местечко, центр волости. С 1921 г. в составе Польши, с 1939 г. в – БССР. С 1940 г. является городским поселком.

В городском поселке расположены предприятия деревообрабатывающей, пищевой промышленности.

Трудовые ресурсы и их использование. Все материальное богатство нашей области – заводы, фабрики, фермы, животноводческие комплексы, дороги, образовательные учреждения и т.д. – созданы руками и разумом людей, которые жили и работали в прошлом, которые живут и работают сейчас. Следовательно, главный создатель общественного богатства – люди, или население. Население страны или её части (в нашем случае области), которое по возрасту, состоянию здоровья и профессиональной подготовке способно к труду, составляет трудовые ресурсы.

Трудовые ресурсы области включают население в трудоспособном возрасте: мужчины от 16 до 59 лет и женщины от 16 до 54 лет включительно, а также подростки от 14 до 16 лет и пенсионеры, которые участвуют в общественном производстве (таблица 32).

Таблица 32 – Трудовые ресурсы (тыс. человек)

             
Трудовые ресурсы. Всего 843,7 870,4 880,8 880,3 882,2 885,5
в том числе:
трудоспособное население в трудоспособном возрасте 796,9 834,1 851,9 851,9 851,9 852,3
лица старше и младше трудоспособного возраста, занятые в экономике 46,8 36,3 28,9 28,4 30,3 33,2
Из общей численности трудовых ресурсов
экономически активное население 630,3 641,9 611,2 614,2   634,8
в том числе:
занятое население 611,6 631,3 599,1 603,3 610,4 626,9
безработные, зарегистрированные в органах по труду, занятости и социальной защите 18,7 10,6 12,1 10,9 8,6 7,9

На основании переписи населения 1989 г. в Брестской области жители, находящиеся в трудоспособном возрасте составляли 54,6% всего населения, против 56% в целом по Беларуси. Исходя из того, что количество в трудоспособном возрасте дает представление о трудовом потенциале, область является трудообеспеченной. Однако в следующие годы условия формирования трудовых ресурсов значительно изменились. Резервы рабочей силы в сельской местности практически исчерпаны. Пополнение работающих происходит только за счет молодёжи, которая достигает трудоспособного возраста после окончания 9, либо 11 классов школы. При этом необходимо отметить, что количество пенсионеров и подростков, которые принимают участие в общественном производстве, незначительно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: