«Человек, обладающей высшей добродетелью, так же как и вода, должен селиться ближе к земле; его сердце должно следовать внутренним побуждениям; в отношениях с людьми он должен быть дружелюбен; в словах должен быть искренним, в управлении страной последовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях должен учитывать время. Поскольку он как вода не борется с вещами, он не совершает ошибок.
Аристотель рассматривал добродетель уже не как врождённое качество, а как качество, формируемое в процессе жизни. Добродетели сопоставлялись им с пороками мужество противопоставлялось трусости, себялюбие альтруизму, глупость мудрости и т.д. В своих этических исканиях Аристотель оценивал добродетель как золотую середину между двумя крайностями избытком и недостатком. Действительно добродетели и пороки имеют свойство переходить друг в друга. Так излишняя бережность может перерастать в скаредность, а излишняя щедрость в расточительность, строгость в жестокость, любознательность в любопытство. Особое место в ряду добродетелей, выделяемых Аристотелем занимала справедливость, называемая им добродетелью добродетелей.
|
|
В истории этики наиболее известны два набора добродетелей. Кардинальные добродетели античной Греции их четыре: умеренность, мудрость, мужество и справедливость. И теологические добродетели, выработанные христианством плюс к античным добродетелям их три: вера, надежда, любовь. В теологические добродетели вкладывалось, прежде всего религиозное содержание, вера в Бога, любовь к Богу, надежда на его милость. Всем этим христианским добродетелям придавался аскетический характер, отказ от мирских благ и радостей в пользу жизни, посвященной Богу. Таким образом, человек был как бы исключен из системы ценностей, высшей ценностью был Бог, а человек часто рассматривался как средство. Отход от этой традиции наметился только в эпоху Возрождения.
В древнем мире уже появляется государственность и деление общества на слои или классы. Наряду с общечеловеческими добродетелями у разных классов мог иметься свой специфический набор добродетелей. Например, если для индийского брахмана учёность была востребованной добродетелью, то для индийского ремесленника вайшью – производителя материальных благ более актуальной добродетелью было трудолюбие. Различия в моральных требованиям к различным членам общества приобретают устойчивые вид и закрепляются законодательством. Древнейшие из известных кодексов «Законы Хамураппи», «Законы Солона», «Законы Ману» и другие демонстрируют нам законодательное закрепление не только социального устройства общества, но и норм морали. Например, в большинстве законодательств сурово наказывались клеветники и лжесвидетели.
|
|
Законы, созданные в древнейших цивилизациях, имеют целый ряд общих черт. И первое, что поражает современного человека, — это разница в наказаниях в зависимости от социального положения преступника. Например, везде в те времена в большей или меньшей степени сохранялся получивший силу закона древний обычай воздаяния за зло равным злом. Однако, если виновный занимал привилегированное положение в обществе, а пострадавший более низкое, то виновный просто выплачивал пострадавшему денежное вознаграждение.
Если кто-нибудь повредит глаз у свободного, то должно повредить глаз ему самому. Если он повредит глаз у чьего-нибудь раба или сломает кость у чьего-нибудь раба, то должен уплатить половину его стоимости.
Из законов царя Хаммурапи
Особенно четкими были такие различия в Индии, где самым привилегированным сословием были брахманы. Самым тяжким наказанием для брахмана за любые преступление была высылка из страны. Если же представитель низшей касты шудра осмеливался оскорбить брахмана словесно, то ему отрезали язык. Очевидно, что право защищал интересы высших слоев общества, и нормы морали не стали общими для всех. Но даже при явном неравноправии, которое, впрочем, считалось в те времена вполне естественным, государство вовсе не лишало полностью своей защиты низшие слои общества. Например, закон оберегал частную собственность и сурово карал за кражу или порчу чужого имущества. Везде законы охраняли целостность семьи, наказывая за измену и слишком жестокое обращение с домочадцами. Защищались также права наследования. Даже самые низшие категории населения рабы, шудры имели некоторые права. Права личности лучше всего защищались в законах царя Хаммурапи. Срок долгового рабства ограничивался тремя годами, дети рабынь, усыновленные своим отцом — свободным, тоже становились свободными и могли наследовать имущество.
Очевидно, что функции государства заключались не только в подавлении и угнетении — они были гораздо шире и сложнее. Создавая законы, государство обеспечивало все слои населения, хотя и не в равной мере, определенными гарантиям, в том числе и в области морали. Законы упорядочивали отношения между людьми, возлагали на них ответственность за свои поступки, за моральный выбор.
В эпоху древних классовых обществ дальнейшее развитие получили ритуалы. Регламентировались нормы поведения, одежда, пища, речь для разных слоёв общества, проведение различных церемоний и встреч, переписк, война и т.д. Из ритуала рождались многие нормы морали, например, первые правила этикета.
Постепенно в древних обществах стали появляться зачатки нового, рационального отношения к миру. Рациональный — в переводе с латыни означает «разумный», «целесообразный», «обоснованный». Рациональное мышление, основанное на законах разума, логики и научных достижениях, в данном случае противопоставляется мифологическому, образному мышлению.
Большую роль здесь сыграло изобретение письменности, так как само по себе владение письмом развивало логическое мышление. Кроме того, письменность способствовала накоплению и передаче потомкам большего объема информации. Ростки рационального сознания, первые попытки научного осмысления мира пока не конфликтовали, а мирно уживались с мифологией.
Итак, первые естественнонаучные знания не разрушили мифологической картины мира, хотя постепенно подтачивали ее. Наиболее решительный удар по мифологическому сознанию был нанесен в I тысячелетии до н. э., примерно с VIII по II в. произошел важнейший поворот в духовной жизни человечества. Некоторые историки называют его революционным или осевым временем. В эту эпоху независимо друг от друга, многие цивилизации древности (однако не все) стали строить новую систему представлений о мире. Разрушение мифологического восприятия мира, с его спокойной устойчивостью и ощущением извечной повторяемости в жизни природы и людей, заставило человека решать новые сложные вопросы. Перестав чувствовать себя частью природы, он стал иначе смотреть на себя, ощутил себя как личность, но одновременно осознал и свое одиночество, ужас окружающего мира и свою беспомощность. Перед ним открылась дисгармония жизни, и человек пытался понять ее законы, выработать новое к ней отношение, создать образ идеального мира. Греховность земного мира противопоставляется чистоте идеально.
|
|
В эту эпоху формируются религии спасения, основанные на детально разработанной этике, с помощью которой можно освободиться от грехов, перестроить себя и жизнь таким образом, чтобы она отвечала высоким требованиям божественной справедливости. Бог теперь олицетворяет не таинственные силы природы, а справедливость, высший идеал добра. Для того чтобы получить его благоволение, нужно не прибегать к магии, а совершенствовать себя или окружающий мир.
В Индии религиями спасения были буддизм и индуизм; в Китае зарождается конфуцианство; в Иране Заратустра проповедовал учение о мире как об арене борьбы добра и зла; в Палестине пророки Илия, Исайя и Иеремия обличали народ и царей Израиля и прокладывали путь к приходу Христа. Различные философские школы зарождаются в Греции. Даже в Египте и Вавилоне, не затронутых этим переворотом, также происходили некоторые изменения. В литературе Вавилона появляются мотивы, отражающие более сложное, чем мифологическое восприятие жизни. В Египте появляется тема загробного суда, на котором оцениваются грехи и праведные поступки человека. Религии спасения (буддизм, конфуцианство, иудаизм, зороастризм) обновили, «омолодили» те цивилизации, которые дали им рождение, дали им мощный толчок духовного развития. Они отличаются друг от друга; вопросами о соотношении земного и небесного, о возможности или невозможности преобразовать окружающий мир. Именно на этом мы остановимся на следующих занятиях. Во многом именно от варианта решения этих вопросов зависело дальнейшее существование цивилизаций, так как религиозная этика имела большое значение в процессе складывания цивилизационных традиций — наиболее устойчивых элементов в историческом развитии цивилизаций.
|
|