Первоначальные этапы становления морального сознания человека. Характеристика добра и зла

Лекция 2

Литература:

1. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во МГУ 1976. С. 44-52.

2. Фромм Э. Человек для себя Исследование психологических основ этики. Минск: Коллегиум, 1992, С. 44-115.

Человек считается биосоциальным существом, т.е. существом, сочетающим в себе биологическое и социальное начало. Именно поэтому человек и его действия являются объектом многих наук и биологического и гуманитарного цикла. До сих пор в биосоциальной природе человека осталось много нерешенных вопросов. Например, вопрос о происхождении человека. Является ли он закономерным продуктом эволюции, либо нарушением, сбоем этого процесса? Как именно шло становление биологических особенностей человека, и на каком этапе к нему присоединилось социальное, либо оно наследуется человеком как биологический признак. Присуще ли социальное другим биологическим видам? Не секрет, что многие животные и даже насекомые живут большими коллективами, которые имеют достаточно сложную систему взаимоотношений, иерархию, разделение труда.

Биологическое становление человека произошло во времена первобытности. Отдаленность этого времени и мизерное количество источников не позволяет пока учёным подробно изучить этот процесс. По своим биологическим характеристикам человек весьма часто уступает многим биологическим видам. Есть существа умеющие гораздо лучше лазить и ползать, плавать и летать чем средне статистический человек. Многие виды, обладают большей приспособляемостью, например к высоким и низким температурам, обладают более развитым зрением, обонянием, слухом.

Но универсальность человека состоит в том, что он сосредоточил в себе такое количество природных способностей, такой набор пусть не максимально, но развитых качеств, которым не обладают другие виды, что видимо по праву считается венцом божественного творения. А если учесть, что многие качества человека при систематических тренировках подлежат развитию, то мы увидим, что если рассматривать способности суммарно, человек оставил все биологические виды позади. Многие биологические виды превосходят человека своими свойствами, но это превосходство одновременно приводит к сужению, к избранию особой благоприятной среды обитания. Человек по каким-то причинам избежал такого специфически высокого развития отдельных органов, но, возможно, именно благодаря своей «неспециализированности» превосходит другие виды по потенциальным возможностям.

В последствии человек станет компенсировать недостающие качества орудиями. Интересно, что животные, имеющие разнообразный рацион, охотящиеся не в одной среде (воздухе, воде, суше), а в нескольких, являются более развитыми, сообразительными. Например, еноты способные добывать пищу в воде, на деревьях, на земле имеют очень развитую пятипалую конечность, напоминающую конечность приматов, которая позволяет им открывать незамысловатые защелки в кладовых людей.

На вопрос какими биологическими характеристиками человек отличается от животных, обычно отвечают: прямохождением, большим весом мозга, соответствующей ему формой черепа с высоким лбом, развитой рукой и гладкой кожей. Ничего выдающегося в этих качествах мы не заметим, но именно физическая слабость человека по сравнению с другими видами, вероятно, дала толчок к развитию мышления, сделала человека способным накапливать и передавать опыт. Но откуда у человека такое богатство эмоций, богатство духовной жизни. Ведь даже из собственного опыта мы знаем, что высокий интеллект не всегда гарантия высоких моральных качеств. Иными словами, откуда у человека мораль.

Над проблемой схожести норм биологических сообществ и человеческих коллективов трудится сейчас специальная наука этология. Предметом её изучения стали поведенческие нормы, существующие у животных, прежде всего живущих коллективами, и людей. Цель её выяснить, какие поведенческие привычки, присущие человеку, являются биологическими, генетически обусловленными, а какие привносятся воспитанием, обучением, культурой. Некоторые результаты этологических наблюдений поразительны. Например, использование устрашающей мимики и жестов при агрессии. Как биологам вам известно, что многие животные, проявляя агрессию, увеличивают свои размеры, раздуваясь, взъерошивая шерсть, топорща перья. С той же целью они могут изменяют окраску, издают угрожающие звуки, демонстрируют когти, зубы и прочее «оружие».

Если вдуматься, то примерно так же поступают и люди. Поднимаясь в полный рост и даже вытягиваясь, закатывая рукава и делая «руки в боки», начиная кричать и браниться, издавая воинственные кличи, демонстрируя оскал, люди, довольно часто поступают схожим образом.

В ходе несложных наблюдений мы можем обнаружить у животных казалось бы специфически человеческие качества и эмоции. Например, многие животные любопытны и не пугаются незнакомых предметов, а наоборот проявляют к ним интерес. Животные способны обижаться, испытывать чувства вины и сострадания, недоумения. Известны случаи, когда животные плакали и улыбались, радовались, хотя теоретически считается, что животные улыбаться и плакать не умеют. Интересны два наблюдения. Первое из них то, что более развитую систему эмоций имеют коллективные животные. А второе то, что домашние животные, долго живущие с человеком отличаются большей понятливостью, сообразительностью, эмоциональной окрашенностью поступков, чем их дикие собратья.

Исходя из этого, мы можем выдвинуть в качестве гипотезы, тезис о том, что развитию духовной сферы человека способствовало его утверждение как существа коллективного или общественного. Именно столкновение интересов индивидов в коллективе с одной стороны, и необходимость или желание сохранить коллектив с другой стороны, способствовали появлению и закреплению определённых моральных норм. Например, во многих биологических сообществах убийство и поедание себе подобных не встречается. Даже в периоды наиболее острой борьбы за самку, а значит за продолжение рода многие животные часто ограничиваются лишь телесными повреждениями, не доходя до убийства себе подобных. Хотя с другой стороны многие виды животных являются каннибалами. Во многих первобытных племенах этнографам ещё удалось застать нормы людоедства, более того не съесть убитого противника считалось недопустимой расточительностью, такой же, как не собрать яблоки с яблони или оставить хлеб в поле.

Но всё-таки, есть и существенные отличия человека даже от самых развитых животных. Стержнем этих отличительных особенностей поведения стало представление о душе. Когда и почему оно возникло у людей достаточно трудно объяснить. Наиболее общим рассуждением на счёт появления такого феномена как анимизм является мнение о том, что наделение душой всего окружающего помогало человеку объяснить мир. Но откуда взялась сама потребность объяснить мир также неясно. Ведь у многих животных обладающих большим любопытством эти явления не замечены, и даже сообщества животных имеющие знаковые системы используют их для более прозаичных надобностей. С помощью знаков животные могут собираться вместе или наоборот разбегаться, спасаясь от опасности, искать брачного партнёра или пищу, но нигде животные не используют это, чтобы выяснить, как произошел мир или зафиксировать для потомков выдающиеся дела и подвиги своего поколения. Другими словами для животных нет прошлого и будущего, они живут настоящим, только человеку свойственно помнить о прошлом и задумываться о будущем. Именно представления о душе, о её бессмертии породили такой древний культ как поклонение духам умерших, а с ним и многие другие культы, например культ природы, культ плодородия. Только человеку известна традиция захоронения умерших, причём появляется она уже в каменном веке. Исходя из того, что люди не просто закапывали или сжигали своих соплеменников, а наделяли всем необходимым для жизни в загробном мире. Представления о загробном мире или переселении душ тоже вполне логично проистекают из анимизма. Вспоминая старый материал, ещё раз повторимся, что уже сознание первобытного человека демонстрирует нам три своих особенности анимизм, тотемизм, фетишизм. И эти характеристики сознания не встречаются у животных. То есть уже в эпоху первобытности, по неясным пока науке причинам человек приобретает свою социальную составляющую.

Особенности мировоззрения порождали всё более отличные от животных особенности поведения, взаимоотношений между людьми. Необходимость сохранение численности коллектива, заставляла ограничивать убийство, оно остается лишь в виде наказания за подобное или другое тяжкое преступление. Достаточно долго нормы правосудия в древнем мире имели в основе правила равного воздаяния «зуб за зуб, глаз за глаз». Необходимость организовывать совместные действия многих людей делит общину на руководителей и подчинённых, на вождей и рядовых общинников. Разные физические возможности мужчин и женщин, малышей, взрослых и стариков порождают поло-возрастное разделение труда. Стремление к здоровому потомству порождает запреты на инцест – запрет на кровосмешение и экзогамию - традицию брать невест из другого рода. Вспоминаем легенду древних индейцев санема, рассказывающую как после потопа организованного попугаем Васулумани, осталась лишь одна супружеская пара. Их дети поженились между собой, и от них пошел человеческий род. В легенде подчёркивается, что такое могло случиться лишь однажды, а если это повторится, то огонь и потоп вновь уничтожат мир. Сейчас понятно, почему браки между родственниками приводят к частому рождению больных детей. Народы древности, не имея представлений о том, почему это происходит, вырабатывали эти правила инстинктивно, вероятно, обобщая конкретный жизненный опыт и опасаясь негативных последствий.

Уже в первобытных коллективах людей возникает система табу – комплекс представлений, выражающий категорический запрет каких-либо действий. В основе этих запретов лежит обычно страх перед чем-то смертельно опасным или священным. В первобытных родовых общинах табу связаны, прежде всего, с запретом на кровосмешение и с культом тотема – священного животного, от которого происходит данный род. И эти запреты являются универсальными для человеческих обществ.

Далее с развитием социального организма, система табу усложняется. Она дополняется новыми правилами особого отношения к священным местам или предметам, к определённым людям, например отцу, вождю или жрецу. Известны табу на общение с определёнными категориями родственников, на занятиям определённым трудом, на виды пищи и др. Табу является, вероятно, самой древней формой регламентации поведения индивида в обществе, очерченная в виде требований подавления социально опасных стремлений. Не случайно, одной из самых распространённых форм наказаний для индивида в то время является изгнание из общества. Задачи сохранения коллектива, перед угрозой внешних врагов или природных стихий заставляли членов коллектива соглашаться на ущемление некоторых своих желаний и стремлений.

В этических учениях существует два взгляда на ограничение свободы в коллективах. Одна из них получила название разумного эгоизма и была известна уже в античности. Согласно ей общий интерес не существует отдельно от частных интересов, а наоборот складывается из них. Поэтому частные интересы и общественные не противоречат, а совпадают, хотя и не полностью. Другая точка зрения, зародившаяся в учениях Ницше, подхваченная экзистенционалистами состоит в том, что общество с древнейших времён подавляло личные стремления человека, подчиняя его общественным задачам и общественной пользе, хотя изначально интересы отдельной личности и общества достаточно противоречивы.

От более поздних религиозных, правовых, моральных запретов система табу отличается отсутствием аргументации, вернее замены её мифологическими сюжетами, апелляциями к предшествующему опыту, страхом перед определённой карой или гневом каких-либо существ. Система табу обычно обставлена различными магическими ритуалами и празднествами, имеющими воспитательную, организующую, очищающую функцию. Довольно часто у первобытных народов эти празднества могли сопровождаться магическими ритуалами, нарушающими табу. Этот акт публичного совместного нарушения табу как бы предваряет обряды очищения.

Способом передачи различных табу, передачи морального, хозяйственного, примитивного научного опыта для древних народов становится миф. Миф не требовал доказательства, мифы сложились в эпоху небытия собственно научной традиции, существованию мифов не препятствовало и отсутствие письменности, поскольку они могли передаваться из уст в уста. Отсутствие научной аргументации, устная традиция, присутствие неправдоподобных сказочных сюжетов ничуть не умаляет значение мифа для регулирования общественных отношений.

С развитием общественных отношений складывались различные ритуалы – исторически сложившиеся или специально установленные нормы поведения, в которых вид и последовательность действий канонизированы и имеют важное символическое значение. Довольно много таких ритуалов сложилось в сфере перехода людей от одного этапа жизни к другому. Например, у морских даяков на пятый день после рождения ребёнка отец вывозит его и жену в море, и погружая ребёнка в море говорит: Смотри, это море. Море – твой дом. Дружи с ним, люби его и не гневи его. И это не случайно ведь море даёт даякам пропитание. Когда в семье бедуина рождается младенец, особенно если это мальчик, радостный отец приносит эту весть другим членам племени. Они наделяют его чашей верблюжьего молока, чтобы он осенил ребёнка. Это означает благословение. Молоко верблюдицы сделает малыша настоящим бедуином, мужественным и неутомимым в странствиях. Множество ритуалов, подчас достаточно суровых, связано у разных народов с инициацией мальчиков и девочек, то есть с переходом их из юношеского возраста в коллектив взрослых. Например, в Австралии юношей перед инициацией удаляли из деревни, иногда даже разыгрывая нечто вроде похорон. Затем, они надолго удалялись в джунгли, где с наставниками постигали священные обряды. Возвращаясь в деревню, они проходили публичное испытание, разыгрывали бои, или вместе затаптывали босыми ногами тлеющий костёр. После этого испытания племя приветствовало новых мужчин. Практически у всех народов сложились развитые похоронные ритуалы, связанные с переходом души в иной мир. Ритуалы были тесно связаны с мифологией.

Довольно продолжительное время мифы были единственным источником моральных норм, да и после возникновения государственности, законов долго оставались существенным регулятивным механизмом. Роль мифов в регулировании общественных отношений не утрачена и до сих пор. Довольно часто и в современное нам время наши действия пытаются направить в нужное русло с помощью современных идей так же построенных по типу мифа, т.е. не имеющих никакой системы аргументации, часто построенных на различных фобиях.

В древности миф не просто передавал положительный жизненный опыт, он давал представление о хорошем и плохом, добре и зле. Добро и зло являются наиболее важными категориями этики. Особенность этики заключается и в том, что она часто оперирует понятиями, которые в обычной ненаучной лексике имеют несколько иные смыслы. Категории добро и зло ярчайший пример тому. В обычном смысле в русском языке под добром подразумевается и имущество какого-либо человека и польза и доброе дело. Все эти значения связаны общим смыслом, но имеют и смысловые оттенки. Доброе – это хорошее, приятное, полезное, а значит ценное, а значит и ценностное. Применительно к этике добро есть моральное, этическое понятие, оно выражает оценку событий, явлений, поступков их близость к высшей ценности к идеалу.

Зло, злое – худое, неприятное, пагубное, опасное, а значит вредное, плохое, противоположное добру. Процесс становления этих понятий и был процессом становления самой морали. В древности представления о зле и добре распространялись и на явления природы. Так благоприятные природные явления отождествлялись с добродушными, благожелательными к людям духами и богами, а стихийные бедствия, неурожаи, болезни с вредными, злыми духами и божествами. Некоторые мифические существа соединяли в себе и злое и доброе начала, а их вредоносные действия по отношению к людям рассматривались как кара. Эти представления о добрых и злых существах характерны для всех политеистических религий.

По своему ценностному содержанию добро и зло представляют собой определённое единство, хотя и противоположны, это как бы две стороны одной медали. Человек познаёт добро, лишь сравнивая его со злом. Существование зла представляется своего рода условием для существования добра и наоборот. Похожее единство демонстрируют нам свет и тень, если бы не было света, то не было бы и тени, темноты. Добро и зло – противоположны, но взаимозависимы. Разные мифологические традиции по разному объясняют присутствие в мире зла. Большинство древних мифологий исходят из изначальной двойственности мира или дуализма. Уже в древних космогонических мифах часто присутствуют два героя, творящих мир: добрый и злой. В мифологии коми два божества Ен и Омоль, вылупившиеся из двух яиц, снесённых уткой в первичном океане, творят мир. Ен творит землю, создаёт солнце, небо, звёзды, леса, реки, добрых духов-помошников. Омоль мешает ему и сам создаёт луну, болота, злых духов, которые в виде леших и водяных населяют леса и водоёмы. Есть и предание о том, что Ен сам создал Омоля из своей тени. Соперничество Ена и Омоля продолжается и в творении животных. Ен создаёт белку, чтобы люди могли добывать мех, а Омоль куницу, которая истребляет белок. Ен творит полезных птиц кур, куропаток, тетерева, рябчика, а Омоль ястреба, филина, ворону и других хищников. Ен создаёт человека сначала с роговым покровом, который защищает его от болезней и напастей, но Омоль покрывает нечистотами и оплевывает творенье Ена. Ену пришлось вывернуть человека наизнанку, а роговыми оставить только ногти. С тех пор нечистоты оказались у человека внутри. Когда человек посещает отхожее место, коми говорят, что человек возвращает долги Омолю. Этим же деянием Омоля объясняют и негативные качества человека.

Исходя из этого мифа, и многих других, зло присутствует в мире изначально и противостоит добру. Наиболее ярким примером религиозного дуализма стало манихейство – учение, основанное персом Мани и объединяющее различные религиозные традиции в первой половине 3 в. н.э. Мани проповедовал, что в мире есть два независимых и противоположных начала добро и зло, свет и тьма. В ходе этой борьбы они постоянно смешиваются, а задача пророков, к которым он относил Будду, Заратустру, Иисуса и себя, состоит в том, чтобы очертить чёткие границы между добром и злом. Сам Мани был побит камнями, господствующая зороастрийская церковь объявила его еретиком, но его учение распространилось во многих странных в разнообразных ересях. Наиболее близким к нам и известным является богомильство – еретическое христианское учение, пришедшее на Русь из Болгарии, согласно которому Бог и сатана творили мир вместе и сатана тоже обладает творческим началом.

Многие мифологии имеют сюжет о «золотом веке». Согласно иудейскому космогоническому мифу мир был изначально создан Богом совершенным. Но зло было привнесено в мир дьяволом. Все беды человека связаны с его нарушением божественной воли. Об этом гласит известнейшая легенда, о том, что Адам и Ева, наставляемые дьяволом в образе змея, вкусили плоды с древа познания и были изгнаны из рая. Согласно индийской традиции мир вначале тоже был совершенным. Причиной порчи мира стал грех одного из младших богов Прушу, тело, которого было затем принесено в жертву. Впоследствии из тела Пурушу был сотворён человек и вещный мир.

Несмотря на различия в представлениях о том, что произошло вначале добро или зло, либо они произошли одновременно, во всех древних культурах отложились представления о взаимосвязи добра и зла. Старинная китайская притча рассказывает о юноше, пришедшем к мудрецу и просившем наставить его на путь истины. Тогда мудрец спросил, знакомы ли ему ложь, воровство, убийство. Юноша ответил, что нет. Тогда мудрец сказал: пойди в мир и познай всё это, а после этого возвращайся ко мне. Естественно мудрец не имел ввиду, что юноша должен сам убивать, лгать и воровать. Но, не зная зла, невозможно полностью постичь добра и истины. В данной притче истина отождествляется с добром, а противоположность истины заблуждение, зло.

Довольно часто конфликт добра и зла присутствует в мифах и сказках, где зло, не смотря на его ухищрения, бывает наказано. Часто герой сказок и мифов добрый и злой бывают противоположностями друг друга. Один смелый, честный, щедрый. Другой – трусливый, лживый, жадный. Таких примеров можно найти предостаточно в фольклоре любого народа, ведь именно фольклор долгие столетья был для народа школой жизни, школой морали. Эти сюжеты несут в себе мощную воспитательную, моральную функцию. На конкретных, пусть и сказочных примерах они показывают, чем закончится путь добра и чем путь зла, позволяя человеку получить нравственный урок не на своём, а на чужом опыте. Классические примеры Каин и Авель, Геракл и Эврисфей, Осирис и Сет.

Постепенно этические представления, гуманитарное знание в древних культурах развились настолько, что вышли за рамки политеистических мифологических представлений. Признаком этого стала постепенная утрата моральных оценок для природных данностей, и полного перехода морали в область человеческих взаимоотношений. Гроза, солнечные лучи, ветра и разные породы животных утратили нравственную оценку, стали восприниматься нейтрально, как объективная реальность, то, что невозможно изменить.

Полем борьбы добра и зла теперь становится человек. Именно человеку присуще и доброе и злое изначально и заслуга его заключается в том, чтобы подавить, сокрушить в себе злое и развить доброе. Естественно, что эти представления тоже были облечены в религиозную форму, но ответственность человека за свой нравственный выбор стала более чёткой. Добро и зло как устоявшиеся моральные понятия тесно связаны с духовным опытом людей. Какими бы не представлялись в разных культурах источники добра и зла, они преломляются только через деятельность человека. Утверждение добра и борьба со злом достигаются главным образом в духовных усилиях человека. В буддийской традиции есть замечательная притча «Победитель мрака». Правитель одной страны отправил своего преданного слугу в путешествие по миру. Он должен был отыскать царство владыки мрака Марагора и передать, что правитель его не боится. Добросовестный слуга со своими помощниками обошел всю землю и выяснил, что такого царства и царя нет. Несколько смущенный этим неожиданным для него результатом, он через много лет явился во дворец, приведя с собой множество свидетелей. Правитель был очень доволен результатом и велел записать эти новые сведения, новое знание во всех храмах, чтобы все об этом знали. Это отсутствие царя Марагора было так важно потому, что заставляло людей искать зло не во внешней среде, а в себе и окружающих.

Таким образом, борьба со злом передавалась из рук богов в руки и сердца людей. Стремление к добру воспринималось как стремление к идеалу. Совершение добрых дел во многих религиозно-философских системах – есть путь к абсолютному добру, идеалу или Божеству. Мировым началом в них является божественное добро или абсолютно добрый Бог. Конкретное наполнение идеала, абсолютного добра могло быть разным. В центре могли стоять общественная польза, милосердие, красота, подобие Божеству и др. Зло в отличие от добра не имело абсолюта и воспринималось лишь как противоположность отдельным положениям добра. Например, если в буддизме одной из важнейших добродетелей считается умеренность, то ненасытность, будет злом. Если в христианстве милосердие одна из основных доблестей, но жестокосердие будет злом.

Зло воспринималось как отступление от пути к идеалу, ошибка, неправильный выбор. Сам сатана в христианской традиции является падшим ангелом, отступившим от правильной дороги. Во многих религиях, как в целостных системах, выбор между добром и злом возлагается на человека, несмотря на то, что некоторые существа, злые духи могут сбивать человека с дороги, обольщать его разными посулами, затуманивать его разум и т.д. Но выбор всё-таки делается человеком, а значит и ответственность за этот выбор возлагается на человека.

В большинстве культур древности ещё с мифологических времён складываются сюжеты о посмертном суде. Попадая в царство мёртвых, душа человека несёт ответственность за свои земные поступки. Судьями могут быть самые разнообразные существа. В политеистических системах это, как правило, властители царства мёртвыхческое ым он относил Будду, Заратустру, Иисуса и себя, состоит вни многих других,фа зло присутствует в мире изначально и противостоит добру.е место коми говорят, что человек возвращает долги Аид, Осирис, Эрешькигаль и др. Наказания могут быть тоже разными, например в греческом Эллизие грешников бичуют Эринии богини мщения, а для индуса наказанием будет плохое перерождение.

В заупокойных текстах египтян, вместе с магическими формулами давались своеобразные нравственные отчёты умерших, представлявшие из себя перечень их хороших и плохих поступков. Такой перечень возможных грехов говорит о том, что в Египте начала складываться система нрав­ственных представлений, отвечающая общегуманис­тическим требованиям, «вечным» нормам морали.

Представления о добре и зле, сложившиеся в древних культурах, должны были сформулировать для человека те нормы морали, те правила, которым он должен следовать. Регламентировались и качества, которыми должен был обладать человек, вставший на путь добра и стремления к идеалу. Набор этих качеств мог несколько разница в различных культурах, а общим названием для них стало слово добродетель, как деяние добра, понятие служащее обобщающей характеристикой положительных моральных качеств личности. Противоположностью добродетели является порок.

Обычно в мифологии добродетели демонстрируются на примерах каких-нибудь персонажей. Таким набором добродетелей блещет известный герой месопотамского эпоса Гильгамеш

Вспомни царя Гильгамеша, его величье и славу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: