Ознакомьтесь с пищевыми потребностями микробной клетки, выясните источники углерода, азота, фосфора, серы и других элементов. Изучите механизм поступления питательных веществ в клетку (пассивная и облегченная диффузия, активный транспорт).
При проработке вопросов о питании необходимо иметь ясное представление о типах питания у различных микроорганизмов. Дайте характеристику автотрофного и гетеротрофного типов питания. Разберитесь в вопросах фототрофии и хемотрофии. Уясните, какие признаки положены в классификацию микробов на группы: фотоавтотрофы, хемоавтотрофы, фотогетеротрофы и хемогетеротрофы. Приведите примеры микробов с разными способами питания. В чем различие паразитов и сапрофитов?
Запомните, что некоторые микроорганизмы способны переходить от одного типа питания к другому. Их называют миксотрофами.
Доработайте предлагаемую таблицу, используя информационные данные, помещенные под нею.
Таблица 4.
Типы питания микроорганизмов
Типы питания | Источник энергии | Источник углерода | Микробы |
Фотоавтотрофы (фотолитотрофы) | |||
Фотогетеротрофы (фотоорганотрофы) | |||
Хемоавтотрофы (хемолитотрофы) | |||
Хемогетеротрофы (хемоорганотрофы): сапрофиты паразиты |
Источники энергии: а) химические реакции (хемосинтез),
|
|
б) свет (фотосинтез).
Источники углерода: а) неорганические вещества (СО2и др.),
б) органические вещества (С6Н12О6 и др.).
Литература: 1, с. 88 - 98.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
27. Химический состав клеток микроорганизмов. Механизмы поступления питательных веществ в микробную клетку.
28. Классификация микроорганизмов по способам питания. Сущность автотрофного и гетеротрофного питания. Сапрофиты и паразиты. Привести конкретные примеры.
29. Фотоавтотрофы и хемоавтотрофы. Основные представители. Их морфологические и физиологические особенности. Значение. Роль работ С. Н. Виноградского в изучении этих микробов.