Политический режим.
Период с 1964 по 1982 гг. получил название периода застоя. Политический режим и в это время не изменился: он остался тоталитарным, но приобрел новые черты.
После отставки Н. Хрущева в руководстве КПСС сложились три группировки, между которыми началась борьба за власть. Одна группировка (Косыгин, Андропов, Микоян) выступила за продолжение политики реформ и десталинизации. Вторая группировка (Шелепин, Суслов) предлагала вернуться к практике сталинизма. Третья группировка (Брежнев и др.) выступала против каких-либо изменений.
В 1964-65 гг. сторонники Л. Брежнева поддержали А. Косыгина и Ю. Андропова. В стране стали осуществляться реформы. Они дали положительные результаты. Но реформы вызывали все более растущее раздражение высшей номенклатуры. Это обстоятельство учел Брежнев. На ХХШ съезде КПСС он пошел навстречу сталинистам: съезд объявил критику сталинизма "очерните-льством". Благодаря этим уступкам Л. Брежневу удалось провести своих сто-ронников в ЦК. Сам же он стал генеральным секретарем ЦК КПСС.
|
|
В 1966-69 гг. Л.Брежнев усиленно занимался организационной работой: везде и всюду на руководящую работу он ставил своих людей. И когда три члена Политбюро ЦК КПСС (Суслов, Шелепин и Мазуров) выступили с критикой деятельности генсека, то Л. Брежнев нашел поддержку у министра обороны. Суслов сразу развернул кампанию по восхвалению Брежнева как "верноного ленинца". Началась работа по созданию нового культа личности: появились передовые статьи в газетах с цитатами Брежнева, огромные портреты "вождя" на улицах и площадях, стало печататься собрание сочинений.
В начале 70-х гг. окончательно утвердился новый курс, консервативный в своей основе (не надо ничего менять). Идеологическим обоснованием нового курса стало утверждение, что в нашей стране построено развитое социалистическое общество. Вновь история стала рассматриваться "как история славных побед". Началась реабилитация Сталина и сталинского периода.
В 1977 г. была принята новая конституция СССР, в которой была закреплена руководящая роль КПСС в жизни страны (ст.6). Этого не было даже в сталинской конституции 1936 г. Но Л. Брежневу и его окружению не удалось полностью возродить сталинские порядки.
Конец 1970-х гг.- начало 1980-х гг. стали апофеозом разложения тоталита-рного режима. Старый больной генсек не мог стать объектом культа личности. Его окружение, состоявшее из друзей и приятелей, погрязло в коррупции. В этих делах были замешаны дочь и сын генсека. Воровали не только на всесоюзном уровне, воровали и областные, и городские и районные князьки.
|
|
Этому беззаконию и произволу пыталась противостоять небольшая группа диссидентов (инакомыслящих). Во главе этой группы стояли известные ученые А. Сахаров и И. Шафаревич. Они пытались защитить конституционные права советских граждан: писали письма советским руководителям, обращались к мировой общественности. КГБ удалось разгромить движение диссидентов.
Экономика.
После отставки Н.С. Хрущева новое руководство СССР стало проводить экономические реформы. Душой реформ стал председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин. Суть его предложений заключалась в том, чтобы, не меняя существа командной экономики, реформировать ее состав-ные части. Необходимо было изменить систему планирования: планирование начиналось снизу, на предприятиях, сокращались плановые показатели, которые нельзя было менять без согласования с предприятиями. По замыслу Косыгина должна была измениться и система финансирования: никто не получал деньги иначе, как через кредит (взял - отдал). Реформа пре-дусматривала оставление части прибыли на предприятиях. Они могли ее использовать для материального стимулирования работников и для развития социальной сферы (строительства жилья, детских садов, баз отдыха). Фактически реформа означала перевод предприятий на частичный хозрасчет и тем самым ограничивала власть министерств.
В 1965 г. советское руководство одобрило предложения Косыгина. Уже в 1966-1967-гг. реформа дала положительные результаты: повысились темпы экономического роста и зарплата работников, стала расширяться социальная сфера. Однако стараниями министров к концу 1960-х гг. реформа была свернута. Министры нашли поддержку у Л. Брежнева. В этих условиях Косыгин заявил о своей отставке. Но она не была принята.
После провала экономической реформы А.Н. Косыгин делал попытки реформирования отдельных звеньев экономики. По его предложению стали создаваться агропромышленные объединения (чтобы соединить производство сырья и его переработку и уменьшить потери сельхозпродукции), научно-производственные объединения (чтобы соединить науку и производство, чтобы изобретения ученых сразу шли в производство), торгово-промышленные объединения (чтобы предприятия сами продавали свою продукцию и зависели от покупателей). Эти меры несколько оживили советскую экономику.
Советское руководство немало делало для подъема сельского хозяйства. Оно ввело гарантированную ежемесячную оплату труда колхозников, повысило закупочные цены на сельхозпродукцию. Капиталовложения в сельское хозяйство за 1964-1980 гг. составили 500 млрд. руб. Однако эти меры на дали ожидаемых результатов: урожайность была одной из низких в Европе (в СССР- 14 ц с 1га, а в Голландии – 62 ц с га). Велики были потери сельхоз-продукции при уборке, транспортировке и переработке (1/3). В мае 1981г. советское руководство приняло специальную Продовольственную программу СССР.
Уже в конце 1970-х - начале 1980-х гг. некоторые экономисты стали понимать, что советская экономика сама себя уничтожает. Нужен был переход к другой модели экономики, которая для Косыгина была неприемлема.
Внешняя политика.
К середине 1960-х гг. международная обстановка для СССР была сложной: социалистический лагерь был расколот, обострились отношения с Западом из-за агрессии США против Вьетнама, политика СССР в странах третьего мира не дала ожидаемых результатов.
В этих условиях руководство СССР провозгласило главным направлением внешней политики борьбу за разрядку международной напряженности. Итогом взаимного стремления к миру стали подписанные в эти годы договоры: о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения всех видов оружия массового уничтожения на дне морей и океанов, об ограничении стратегического наступательного вооружения.
|
|
Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 г. в Хельсинки Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе главами 33 стран Европы, а также США и Канады. Все эти страны обязались уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга, не вмешиваться во внутренние дела, а также решать все спорные вопросы мирным путем.
К сожалению, Хельсинкский документ не стал руководством к действию. Советское руководство расценило этот документ как собственную победу и попыталось ее закрепить, нарушая принятые обязательства. Страны Запада пошли по тому же пути.
Брежневское руководство пыталось преодолеть раскол в социалистическом лагере. Оно пыталось экономически сплотить социалистические страны. С этой целью были построены нефтепровод "Дружба", газопровод' "Союз" и единая энергосистема "Мир". Была принята программа экономической интеграции на 20 лет. Большую часть затрат на эти работы нёс Советский Союз. Эти затраты не дали ожидаемых результатов: они не могли решить всех эко-номических проблем и соцстраны одна за другой стали расширять экономическое сотрудничество со странами Запада. Экономические проблемы порождали и социальную напряженность в этих странах.
На Западе говорили «о доктрине Брежнева», суть которой заключалась в ограничении суверенитета социалистических стран. Ярким примером осуществления этой доктрины стали события в Чехословакии в 1968 г. Там новые руководители страны попытались решить накопившиеся проблемы путем перехода к рыночной экономике и расширения демократии. Эти реформы были грубо оборваны советским руководством, которое свергло правительство реформаторов.
Брежневское руководство в начале 1970-х гг. навязало свою волю и Польше и Венгрии. Но не везде доктрина Брежнева срабатывала. Шли своим путем Югославия, Албания, Китай и Северная Корея. Старалась идти своим путем и Румыния.
|
|
В 1979 г. обострился политический кризис в Польше. Брежнев предложил польскому руководству военную помощь, но последнее решительно отказалось. В том же году началась война Китая против Вьетнама. Социалистический лагерь разваливался.
Сложными и противоречивыми были отношения СССР со странами Запада. Во второй половине 1960-х гг. произошло ухудшение отношений с США, которые вели войну против Вьетнама.
В начале 1970-х гг. в странах Запада наступил энергетический кризис. И дешевая советская нефть смягчила отношения между СССР и странами Запада. Но в середине 1970-х гг. Запад вышел из энергетического кризиса и произошло ухудшение его отношений с Москвой. Тем более на нефтедоллары СССР провёл модернизацию своих ядерных сил. Надо отметить, что с большинством стран Запада у СССР весь этот период были нормальные отношения.
В период брежневского руководства СССР увеличил материальную помощь странам третьего мира. Миллиарды нефтедолларов шли на поддержку "прогрессивных режимов" в Ираке, Ливии, Сомали, Эфиопии и других странах. Эти позиции в странах третьего мира ослабли после ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. Подавляющее большинство стран мира расценило эту акцию как агрессию. Так это и было. Советский воинский десант смог захватить президентский дворец и физически уничтожить президента Афганистана Х. Амина. После этого в Афганистан были введены советские войска по просьбе нового президента Б. Кармаля, которого никто не выбирал. Он был ставленником Москвы.
Таким образом, брежневское руководство не смогло решить многие внешнеполитические задачи: преодолеть раскол в социалистическом содружестве, остановить гонку вооружений и усилить свое влияние в странах «третьего мира».